Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание

В истории Земли выделяют не менее 4 ледниковых эр, которые повторялись через каждые 200 – 250 млн лет. Ледниковые эры состояли из нескольких периодов, а каждый период из большого количества эпох. Каждый ледниковый период ─ это ряд этапов наступлений (ледниковий) и отступлений (межледниковий) ледников, сильнейших катализаторов всех перемен, которые происходили как в окружающей среде, так и в жизни общества.

Содержание

Введение

1.Первобытное общество – общий этап в истории человечества.
2.Население Беларуси в каменном веке.
3.Племена Беларуси в бронзовом веке.
4.Развитие общества на территории Беларуси в железном веке.
Заключение

Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

первобытной  родовой  общины.  В  раннепервобытной  (раннеродовой)   общине,

ведшей  присваивающее хозяйство   и   получавшей   главным   образом   лишь

жизнеобеспечивающий продукт, господствовали  уравнительное  распределение  и

общая собственность; каждый член общины имел право  на  долю  произведенного

продукта  независимо  от  того,  участвовал  ли  он  в  его  производстве.  В

позднепервобытной (позднеродовой) общине,  перешедшей  к производящему  или

высокоспециализированному    присваивающему    хозяйству    и     получившей

относительно  регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным  получило

развитие  трудовое распределение, при  котором  часть  продукта  поступала  в

распоряжение  отдельных членов общины, и  наряду  с  общей  развилась  личная

собственность.    Теоретический    анализ    позволил    также    определить

предшествовавшую   первобытной   родовой   общине   форму   как    праобщину

(первобытное   человеческое  стадо),  а  сменившую   эту  общину   форму   как

первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину.  Исследование  первобытной

экономики продолжается, но и то, что  уже  сделано,  показало  действенность

принятого критерия общей периодизации первобытной  история  и  правомерность

отождествления  основных этапов этой  истории  с  основными  типами  развития

первобытной общины.

    Этот  типологический ряд – праобщина (первобытное человеческое  стадо),

раннепервобытная  и поздне-первобытная  (раннеродовая   и   позднеродовая).

первобытная соседская (протокрестьянская) общины – и соответствует основным

этапам первобытной  истории.  Однако  таксономия  некоторых  этапов  остается

спорной, из-за чего их количество у разных ученых  неодинакрво.  Их  четыре,

если рассматривать  два средних как  однопорядковые  с первым  и последним.

Такая периодизация позволяет  полнее  учитывать  важный  рубеж,  разделяющий

эпохи присваивающего и производящего хозяйств. Их  три,  если  рассматривать

два средних  как субэтапы одного  этапа первобытной родовой общины.  Такая

периодизация  хорошо отражает то обстоятельство, что  социально-экономические

последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству сказались

не  сразу  и  позднепервобытные  общины  долгое  время мало  отличались  от

раннепервобытных.

    При  трехчленной периодизации  первобытной   истории  в  советской   науке

пользуются  также  и  другими  наименованиями  основных  этапов  древнейшего

прошлого, выразительно характеризующими их содержание. В последнее время их

нередко называют эпохами антропосоциогенеза, первобытной родовой общины  и

классообразования.

    Первобытная  история  начинается  с   эпохи   праобщнны   (первобытного

человеческого стада, антропосоциогенеза). Эта эпоха открывается появлением

целеполагающей  орудийной  деятельности  и,  следовательно,   возникновением

древнейших  людей –архантропов, образующих первые, пока еще более  или  менее

аморфные  производственные   коллективы.   Основное   содержание   эпохи   –

преодоление в процессе трудовой деятельности остатков  животного  состояния,

унаследованных  от  стад  человекообразных  обезьян  и  предлюдей,  упрочение

социальных  связей, а вместе  с  тем  и  завершение  биологического  развития

самого человека. Периодизационные и хронологические границы эпохи остаются

спорными. Нижняя граница  дискуссионна  из-за  расхождений во  взглядах  на

различие  между  предчеловеком  и настоящим человеком,  верхняя  –   из-за

неодинаковой  трактовки социальной организации  времени среднего  палеолита  и

палеоантропов. Еще сравнительно  недавно  многие  ученые  рассматривали  это

время как  время праобщины, не находя в нем признаков родового  строя.  Но

новые находки  показали, что уже тогда  возникли  искусственные  коллективные

жилища, четкие признаки спайки человеческих коллективов  и  другие  явления,

которые  раньше  связывались только  с наступлением  верхнего   (позднего)

палеолита.  Это  сделало  правомерным  вывод,  что  верхняя  граница   эпохи

праобщины  должна  быть   отнесена   до   времени   среднего   палеолита   и

палеоантропов. Правомерным,  но  необязательным.  Ведь  биологический  облик

палеоантропов продолжал меняться, а  следовательно,  биологическое развитие

человека  еще  не  было,  пользуясь  диалектической  терминологией,  “снято”

социальным. Поэтому вопрос пока остается открытым.

    Эпоха  первобытной  родовой  общины  открывается  возникновением  первых

упорядоченных форм социальной организации – рода и  родовой  общины.  Именно

здесь получают полное выражение основные черты  первобытнообщинного  строя  –

более или  менее последовательный коллективизм в производстве и  потреблении,

общая собственность  и уравнительное распределение. Эти черты  особенно  ярко

выражены  на стадии раннепервобытной  (раннеродовой)  общины  и сохраняются,

хотя  уже  не  господствуют,  на  стадии  позднепервобытной  (позднеродовой)

общины. Нижняя граница эпохи – средний палеолит  (время  палеоантропов)  или

верхний палеолит (время неоантропов), верхняя – как правило, неолит.

    Если  эпоха праобщины – время становления, а эпоха первобытной  родовой

общины  –  время  зрелости,  то  эпоха  классообразования  – время распада

первобытнообщинного  строя.  Эта   последняя   эпоха   повсюду   знаменуется

прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной  деятельности и  ростом

избыточного  продукта.  Общая   собственность   рода   и   общины   начинает

вытесняться    обособленной    собственностью    отдельных     домохозяйств,

уравнительное  распределение  вытесняется  трудовым,  общинно-родовые связи

рвутся и  уступают место общинно-соседским в их  ранней,  первобытной форме.

Появляются  начальные  формы  эксплуатации,  вместе  с  которыми  избыточный

продукт начинает превращаться в прибавочный, происходит  зарождение  частной

собственности, общественных  классов  и  государственности.  Нижняя  граница

эпохи в более  продвинутых обществах приходится на время позднего неолита,  в

менее продвинутых  – по большей части на время  металлов.  Верхняя  граница  –

появление классовых  обществ и государств – наиболее продвинутыми  обществами

перейдена около 5 тыс. лет назад, наиболее отставшими в своем развитии  не

перейдена и до настоящего времени. 
 
 

  1. Население Беларуси в каменном веке. (палеолит, мезолит, неолит):
 

    Палеолит

Поиски первых обитателей белорусских просторов  продолжаются почти столетие. Изучению первобытных памятников посвятил свою жизнь Константин Михайлович Поликарпович, 115-летие со дня рождения которого отметила археологическая общественность в 2004 г. Начиная с 1925 г., он целенаправленно  обследовал берега Сожа и Беседи, Днепра и Ипути, Припяти, Покоти, Буга, Десны  и других рек. Каждый день приносил открытия, но главные из них были сделаны в 1926 и 1928 гг. С первой датой  связано открытие Бердыжской стоянки, со второй – Юровичской.

Бердыжская  стоянка.

Легенда гласит, что в процессе разведок в долине Сожа Константин Михайлович остановился  у криницы, которая вытекала из устья  Северного оврага у д. Подлужье Чечерского района Гомельской области, заговорил  с пастухом, который сидел на огромном валуне. Опытный взгляд исследователя  тут же заметил, что это не просто камень, а череп взрослого мамонта, облепленный землей и бесформенный от длительного пребывания на поверхности. Пастух рассказал, что каждой весной в половодье из берега вымывает множество  костей. В первом же шурфе, заложенном на вершине склона, были найдены  кремни обработанные рукой человека и кости.

Стоянку назвали  Бердыжской, хотя расположена она  в 200 м к югу от д.Подлужье. Здесь  правый склон долины Сожа прорезают  два оврага Северный и Южный, а  все это место называют урочищем Колодежки. На южном склоне Южного оврага и было поселение палеолитического человека. По одним данным (а датировки  получают с помощью физических методов  исследования костей, углей, древесины  и любой другой органики, сохранившейся  в слое) стоянка существовала примерно 23 тыс. лет назад, по другим – 15. За годы исследований (1926 – 1973) в процессе эпизодических  раскопок на памятнике вскрыто почти 500 кв.м. культурного слоя, найдено  более 1000 кремней со следами обработки  и около 2000 целых и разбитых костей различных животных – спутников  первобытного человека.

Анализ находок  показал, что аналогичной техникой изготовления древних орудий и их специфических форм владели многие племена Центральной и Восточной  Европы, создавшие так называемую виллендорфско- костенковскую культуру и основанные в интервале 24 – 21 тыс. лет назад. Культуроопределяющими  орудиями являются наконечники «с боковой  выемкой» и ножи «костенковского  типа».

В это культурное единство входили также поселения  на территории Австрии (Виллендорф), бывшей Чехословакии (Павлов, Дольни – Вестаница), Польши (Краков – Спадиста), России (Авдеево около Курска, верхний  слой стоянок Костенки – 1, Костенки - 14, Костенки ─ 18 близ Воронежа).

По мнению ученых, виллендорфско-костенковская  культура сформировалась в Центральной  Европе и постепенно распространилась на Чешско – Моравскую, Малопольскую возвышенности и Восточно – Европейскую  равнину, что привело к формированию локальных вариантов этой культуры. Бердыжская стоянка – самый северный памятник этого круга.

Палеогеографические особенности региона позволят предположить, что наиболее вероятным направленим  проникновения человека в Посожье, был путь по Десне, то есть с юго  – востока.

Юровичская  стоянка

На левом  берегу Припяти, в том месте, где  сейчас в долине, расположенной между  высокими 30-метровыми склонами коренного  берега Припяти уютно разместилась д.Юровичи (Калинковичский район Гомельской области), люди поселились еще раньше, более 26 тыс. лет назад. Жители деревни  неоднократно замечали, что после  сильных дождей или паводков из размытого  склона одного из высоких мысов, образованных левым склоном огромного оврага «Мураваны шлях» и коренным берегом  р. Припять, вымываются и падают на дорогу кости крупных животных. По этой дороге добираются в г.п.Хойники, поэтому  попытки расширить тракт начались еще в XIX в. С того времени и  поползли по округе слухи и возникли различные домыслы о загадочных находках.

Первым обратил  внимание на находки костей мамонта  учитель Юлиан Юлианович Попель, который приехал в Юровичи  на службу. Он был человеком высоко эрудированным, окончил юридический  факультет Петербургского университета и Петербургский археологический  институт. В Минск, в Академию наук полетело срочное сообщение. Так  в 1928 г. была открыта Юровичская палеолитическая  стоянка.

За годы предвоенных  и послевоенных раскопок было вскрыто  около 270 кв. м. культурного слоя, который  оказался чрезвычайно бедным на находки. Среди них несколько десятков кремней со следами обработки, целые  и разбитые кости лошади и мамонта. Наиболее яркой находкой является кремневый  остроконечник .

Информация о работе Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.