Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание

В истории Земли выделяют не менее 4 ледниковых эр, которые повторялись через каждые 200 – 250 млн лет. Ледниковые эры состояли из нескольких периодов, а каждый период из большого количества эпох. Каждый ледниковый период ─ это ряд этапов наступлений (ледниковий) и отступлений (межледниковий) ледников, сильнейших катализаторов всех перемен, которые происходили как в окружающей среде, так и в жизни общества.

Содержание

Введение

1.Первобытное общество – общий этап в истории человечества.
2.Население Беларуси в каменном веке.
3.Племена Беларуси в бронзовом веке.
4.Развитие общества на территории Беларуси в железном веке.
Заключение

Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

Появление железа стало важной вехой в истории  древних племен Беларуси. Его использование  в значительной степени повлияло на характер материальной культуры их хозяйства, создало огромные возможности  для новых технологических идей, практически сравняло шансы всех регионов Европы на прогресс в области  производства. Основу хозяйста населения  эпохи железа составляли земледелие и скотоводство, которые дополнялись  рыболовством, охотой, собирательством  и т.д.

С постепенным  ростом продуктивности труда в отдельных  родовых общинах и племенах накапливались  собственность и богатства, что  вело к различным столкновениям  и войнам с целью грабежа и  пленения. Чтобы защитить жизни сородичей  и накопленное имущество, население  начало селиться в труднодоступных  местах, среди болот и лесов, укрепляя свои поселения искусственными оборонительными  сооружениями – рвами и земляными  валами. Так возникли городища, которые  стали основным типом поселений  на протяжении почти всей эпохи железа.

Изучение  эпохи железного века на Беларуси относится к концу XIX в. Вначале  этот процесс был ограничен фиксацией  археологических памятников и их картографированием. Первые концепции  по истории племен эпохи железа появляются в 20-е годы ХХ в. в результате полевых  исследований А.Н.Лявданского, С.А.Дубинского, А.Д.Ковалени, И.А.Сербова, В.Р.Тарасенко, А.О.Рынейского и др. Бесспорным лидером  и авторитетом в этих исследованиях  был А.Н.Лявданский, который считался родоначальником белорусской школы  археологии. В его поле зрения, помимо археологического изучения памятников железного века, были исследования по истории черной металлургии и  металлообработки на Беларуси. К сожалению, большинство археологов – исследователей довоенной поры, в том числе  и А.Н.Лявданский, были подвергнуты  репрессиям и погибли в сталинских застенках.

Систематические исследования по изучению железного  века возрождаются в 1950─1960-х гг. благодаря  научным сотрудникам Института  истории НАНБ А.Г.Митрофанову, Л.Д.Поболю, Э.М.Загорульскому, Г.В.Штыхову, К.П.Шуту, В.Б.Никитиной (Короткевич) и др. С 1970-х  гг. к исследованиям железного  века подключаются В.И.Шадыро, М.Ф.Гурин, с 1980-х гг. – В.С.Вергей, М.И.Лошенков, А.А.Егорейченко, С.Е.Рассадин, А.М.Медведев, А.И.Дробушевский, Ю.В.Колосовский, с 1990-х  – Н.Н.Дубицкая, А.В.Ильютик, А.А.Седин, П.Н.Подгурский, В.Г.Белявец, А.Н.Белицкая. Исследования по железному веку на территории Беларуси в разные времена  проводили российские ученые Ю.В.Кухаренко, К.В.Коспарова, О.Н.Мельниковская, Л.В.Алексеев. 

ПЛЕМЕНА ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА: (VIII—VII вв. до н.э. – IV—V вв. н.э.)

В начале железного  века на территории Беларуси сложились  три основные устойчивые массивы  племен, которые хорошо обосновываются археологическими данными. В бассейне Припяти, южной части Верхнего Днепра и Нижнего Посожья размещалось  население милоградской культуры. Крайний  юго-запад Беларуси входил в ареал  распространения племен поморской культуры. На север от бассейна Припяти по берегам Немана и его притоков, на Верхней и Средней Березине расселялись носители культуры штрихованной керамики. Территорию Белорусского Подвинья и Верхнего Поднепровья занимали племена днепро-двинской культуры.

Характерно, что в Северной и Средней Беларуси на протяжении всей эпохи железа не наблюдались какие-либо особенные  радикальные изменения. В то же время  на юге Беларуси исторические процессы были более разнообразные и динамичные. В конце 1-го тысячелетия до н.э. на территории, до этого заселенной «милоградцами» и «поморцами», заняло население  зарубинецкой культуры, а в поздний  период железного века тут уже  известны носители киевской культуры, а на Побужье и верховьях Припяти  – вельбарской. Юг Беларуси, раньше чем в других регионах, коснулись  процессы славянизации.

На территории Беларуси известны свыше 1000 городищ  и несколько сот селищ железного  века, на которых жили носители вышеназванных  культур. 

Милоградская  культура

Начиная с VIII—VII вв. до н.э. большую часть территории Южной Беларуси и часть Северной Украины занимали племена милоградской археологической культуры.

Для милоградской культуры Беларуси характерны городища на мысах или на ровном месте и  – в меньшей степени – селища. Могильники обычно грунтовые. Могильные  ямы, в плане круглые или овальные содержат остатки сожжения на стороне, нередко совсем без погребального  инвентаря. Посуда часто округлодонная. Некоторые глиняные грузики копируют формы сосудов. Орудия труда, оружие и украшения в основном скифских, реже латенских типов.

Относительно  северной границы распространения  милоградских древностей Беларуси единого  мнения нет. Результаты полевых исследований О.Н.Мельниковской, А.Г.Митрофанова, А.А.Егорейченко, С.Е.Рассадина дают основание предположить, что северная граница милоградского  ареала проходила по верховьям левых  притоков Припяти и по средней  Березине. Милоградский ареал не представлял  собою нечто статическое, поскольку  для него устанавливаются этапы  сложения, функционирования в максимальных пределах, а также и деградации. Основой для его формирования послужил ареал лебедовской культуры, генетического предшественника  милоградской. Притом на территории севременной  Беларуси какие-либо следы значительных продвижений носителей милоградской культуры за пределы их исконных земель практически не прослеживаются. Наоборот, установлено, что в последние  века 1-го тысячелетия до н.э. сами здешние  «милоградцы» пережили нашествие носителей  зарубинецкой, а также культуры штрихованной керамики. В результате на своих  последних этапах милоградская культура сохранялась лишь в виде изолированных  «островов» – на Днепре в районе городища Милограды, на Соже южнее Гомеля и т.д.

В настоящее  время ни у кого не вызывает сомнения, что милоградская культура представлена серией локальных вариантов: западноволынскими, житомирским и среднеднепровским (подгорцевским) в Украине, верхнеднепровским  и припятским (полесским) в Беларуси. Два последних чрезвычайно близки друг к другу: милоградское Полесье  отличает разве что распространенность наравне с городищами селищ и  отсутствие некрополей непосредственно  на поселениях.

Абсолютная  хронология милоградской культуры должна соответствовать относительной, т.е. основные ее даты распределяются во временном  интервале между финалом лебедовской  и началом киевской культуры. Основные категории датирующих находок имеют  следующую хронологию: бронзовый  кельт из Народичей (Украина) – первые века 1-го тысячелетия до н.э.; железный топор, Горошков – VI—IV вв. до н.э.; железный широкотуловный кельт из Чаплина  – IV—III вв. до н.э.; наконечники копий, Дубой – VII—VI вв. до н.э.; бронзовые  наконечники стрел архаического скифского типа из Хильчиц и Ясенца-2 – VIII—VII вв. до н.э.; фибулы из Милограда  – I в. н.э.; серьги с грибовидными головками  – VI в. до н.э. – Дубой, IV—V вв. до н.э. – Горошков; античные бусы из горошковских кладов – IV—II вв. до н.э.; бронзовые  зеркала из Лисок – VII – начало VI в. до н.э.

Этнос «милоградцев»  дебатировался в виде альтернативы, славянства или балтийства, хотя нельзя исключить и какой-то третий вариант, а также их полиэтничность. Милоградский ареал находится в пределах древней  балтской гидронимии, но их синхронность не доказана. Он может соответствовать  также какой-то части славянской прародины, однако границы последней  точно не установлены. Превращения  милоградской в достоверно славянскую или достоверно балтийскую культуры не наблюдается. О языке, и тем  более об этническом сознании "милоградцев", ничего не известно.

Поморская культура

Древности поморской  культуры выявлены на территории Польши, Северо-Западной Украины и Юго-Западной Беларуси. В научной литературе встречаются  и другие названия этой культуры: культура лицевых урн, ящичных погребений, восточнопоморская, вейхеровско-кротошинская, подклешевых погребений. Свыше 3 тыс. памятников и отдельных находок  культуры расположены на территории, ограниченной с севера Балтийским морем, с запада – Одером. Южная граница  проходит от Одера, через верховья Вислы, Сана и Днестра до верхней Горыни, восточная – по Горыни до низовьев Льва и далее по Припяти, Ясельде, через Мазурские болота до устья  Вислы.

Культура  представлена неукрепленными поселениями  и грунтовыми могильниками. Поселения  исследованы в гораздо меньшей  степени нежели могильники. Жилища представлены наземными столбовыми двух- и однокамерными сооружениями и полуземлянками.

Почти все  могильники поморской культуры бескурганные. Подкурганные погребения зафиксированы  только на Гданьском Поморье. Погребальный обряд – трупосожжение. Очищенные  от погребального костра кости покойника  помещали в каменные ящики, урны, просто на дно ямки или накрывали большим  сосудом – клешем.

На территории Беларуси известно около 20 памятников, где выявлены материалы поморской  культуры. На 8 из них зафиксированы  погребения, представленные тремя типами: подклешевые, урновые и ямные. На селище около д. Огородники на реке Лесной исследовано одно наземное жилище с двумя очагами, сложенными из камней. Находки в могильниках и на поселениях представлены лепной посудой  и небольшим количеством вещей  из металла, стекла и камня (фибулы раннелатенской схемы, браслеты, колечко, бляшка, стеклянные и каменные бусы, камень-растиральник и др.). Датируют культуру 700—150 гг. до н.э. и выделяют 4 фазы ее развития. Территория Беларуси является периферийным регионом культуры и здесь она датируется IV—II вв. до н.э. Установлено, что поморская  культура сформировалась на Польском Поморье в VII в. до н.э. на основе местных  традиций лужицких племен эпохи поздней  бронзы. В IV в. до н.э. ее памятники появляются к востоку от Западного Буга. Вопрос об этносе культуры остается открытым, высказаны предположения, что ее памятники могли быть оставлены  балтским, германским или славянским населением.

Зарубинецкая  культура

Была распространена в Полесье, южной части Белорусского Поднепровья и в бассейне Среднего Днепра до реки Тясмин. На основании  ряда факторов в ней выделяются три  локальных варианта: полесский, верхнеднепровский  и среднеднепровский.

Господствующим  типом поселений в культуре являются селища. Городища встречаются реже. Они характерны для Верхнего и  Среднего Поднепровья. На территории Беларуси чисто зарубинецких укрепленных  поселений нет: носители культуры предпочитали занимать старые милоградские городища с последующей модернизацией  оборонительных сооружений. На поселениях Полесья ведущим типом жилой  постройки является полуземлянка срубной  конструкции (Велемичи, Отвержичи, Ремель). Наряду с ними в последние годы выявлены углубленные в почву  однокамерные постройки столбовой  конструкции (Давид-Городок, Хотомель). В Верхнем Поднепровье доминирующим типом жилья был наземный дом  со столбовой конструкцией стен, известный  главным образом по раскопам городища Чаплин.

Погребания  зарубинецкой культуры – грунтовые, содержат чаще всего остатки кремации. По особенностям погребального обряда выделяется несколько типов погребений. Наиболее распространенными были ямные захоронения. Они в большей степени характерны для Верхнего Поднепровья. Так, например, на могильнике Чаплин все 282 могилы оказались ямными. Вторую по численности группу составляют урновые захоронения, которые известны на могильниках Полесья (Велемичи-1, Велемичи-2, Отвержичи, Воронино) и Среднего Поднепровья (Корчеватое, Пирогов и др.). Погребальный инвентарь представлен набором посуды, деталями одежды, украшениями, реже – оружием и орудиями труда.

Посуда зарубинецкой культуры – лепная. По технике обработки  и поверхности подразделяется на груболепную и лощеную. Первая преобладает  на поселениях, вторая – в могильниках. Наиболее распространенной формой посуды были горшки, затем миски, кружки, стопки, кувшины, вазы и сковородки. Часть  горшков имела орнаментацию в  виде пальцевых вдавлений и насечек  по краю венчика, рельефных валиков  с пальцевыми вдавлениями по тулову, псевдоушек и пальцевых бороздок на тулове. Железные изделия представлены топорами-кельтами, серпами, ножами, шильями, рыболовными крючками, наконечниками  копий, дротиков и стрел. Разнообразны детали костюма и украшения. Частыми  находками в погребениях являются фибулы латенских и провинциально-римских  конструкций. Наряду с ними широко представлены фибулы зарубинецкого типа. В меньшей  степени встречаются подковообразные  фибулы, булавки различных форм, детали поясного набора. Среди украшений  известны височные кольца, подвески, пронизки, браслеты, стеклянные и пастовые бусины. Изделия из глины представлены пряслицами и литейными формами.

Основу хозяйственной  жизни носителей зарубинецкой культуры составляли земледелие и животноводство. Охота и рыбная ловля играли вспомогательную  роль. Среди домашних ремесел центральное  место занимали железоделательное  производство и кузнечное ремесло. Большая часть железных изделий  сделана с помощью ковки, однако местные мастера знали и более  сложные технологические приемы: сварку, псевдопакет, цементацию и др. Среди прочих известны бронзолитейное производство, гончарство, ткачество, деревообработка, косторезное ремесло  и др.

Наиболее  тесные контакты существовали у племен зарубинецкой культуры с античными  городами Северного Причерноморья, а также с латенизированными  культурами Центральной Европы.

Информация о работе Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.