Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа
В истории Земли выделяют не менее 4 ледниковых эр, которые повторялись через каждые 200 – 250 млн лет. Ледниковые эры состояли из нескольких периодов, а каждый период из большого количества эпох. Каждый ледниковый период ─ это ряд этапов наступлений (ледниковий) и отступлений (межледниковий) ледников, сильнейших катализаторов всех перемен, которые происходили как в окружающей среде, так и в жизни общества.
Введение
1.Первобытное общество – общий этап в истории человечества.
2.Население Беларуси в каменном веке.
3.Племена Беларуси в бронзовом веке.
4.Развитие общества на территории Беларуси в железном веке.
Заключение
Используемая литература
Типы, формы и орнаментация глиняных изделий являются определяющими признаками для конкретной археологической культуры, а порой способствуют установлению этнической принадлежности. Та посуда, которую лепили руками, называется лепной, в отличие от гончарной, сделанной на гончарном круге.
Важную роль при определении культурной принадлежности изготовителя посуды, имеет изучение состава теста, из которого она сделана, режима обжига, формы изделия, видов и способов орнаментации и места нанесения орнамента, особенностей оформления различных частей сосуда (верхней – венчика, нижней – днища).
Поскольку первые сосуды обжигали на костре, обкладывая их со всех сторон камнями, днища их были конусообразными, а не плоскими, как теперь.
В тесто самых
ранних горшков домешивали много
растительной примеси. При обжиге уже
при температуре 300-4000 эти примеси
частично выгорали, оставляя на поверхности
сосудов множество бесформенных
разнонаправленных бороздок. Обжиг
на костре был очень слабым. Сосуды
дошли до наших дней лишь в обломках,
легко крошатся и нуждаются в
реставрации с помощью
Самой распространенной формой неолитических горшков на территории Беларуси были широкие, остродонные формы, с прямыми, часто довольно толстыми (до 1,5 см) стенками, со слегка отогнутым наружу венчиком.
Предполагают, что сосуды лепили на камне или какой-то поверхности, начиная со дна. При этом соединяли по косой или по кольцу неширокие ленты теста. При этом оставались отпечатки пальцев. По определению криминалистов они принадлежали, как правило, женщинам.
Почти вся Беларусь входила в зону распространения так называемой гребенчатой и накольчатой керамики, названной так по преобладанию на поверхности сосудов отпечатков гребенки, ямок, насечек, наколов, с помощью которых формировали орнаментальные геометрические узоры. Это могли быть горизонтальные, опоясывающие сосуд на разных уровнях пояса, диагональные узоры и, наконец, подпрямоугольные и треугольные зоны.
На ранних этапах неолита рисунок не был сложным. Чаще всего под венчиком могли быть косые насечки, по туловищу сосуда ямочные вдавления, иногда гребенка. Порой орнамент вообще отсутствовал. Сложный загадочный мир ощущений и миросозерцание этих людей зашифрован в этих узорах. Изучение их только начинается. Это еще одна из загадок, которая ждет исследователя.
Орудия эпохи неолита
Благодаря обилию
растительной пищи хозяйство неолитического
населения Беларуси долгое время
оставалось присваивающим. Основу его
составляли по-прежнему охота, собирательство.
Начался интенсивный переход
на добычу рыбы. Недаром основная часть
неолитических поселений
Как и прежде, основным сырьем для их изготовления служил кремень, камень, кость и дерево. О двух последних мы знаем очень мало, так как органика не сохранилась. Что же касается орудий из кремня, иногда кварцита, а позднее различных кристаллических пород, то их найдено сотни тысяч.
Несмотря на многообразие типов (для эпохи мезолита на территории Белорусского Подвинья и Поднепровья, например, В.П.Ксензовым выделено 86 типов орудий), весь каменный инвентарь с поселений Южной Беларуси по функциональному назначению объединен В.Ф.Исаенко в 10 классов. Это инструменты для работы по кремню (отбойники, ретушеры, отжимники); резцы; наконечники стрел и дротики; топоры, тесла и другие ударные орудия; режущие инструменты; скребки, скобели, скребла, строгающие орудия; острия, проколки, сверла, провертки; микроорудия (вкладыши составных орудий); изделия нулевого цикла.
Эти классы соответствуют определенным хозяйственным занятиям. Например, наконечники стрел – это орудия охоты. Для разделки туш и выделки шкур употребляли топоры, ножи, скребки; для резьбы по кости, дереву – резцы; для скобления – скобели; для пошива одежды, обуви – шилья, сверла, проколки, всевозможные острия. Составные орудия (вкладыши) использовали для охоты и резания. Остроги, гарпуны, грузила – это орудия для рыбной ловли. Для производства орудий употреблялись отбойники, ретушеры.
Наконец, известны
и изделия нулевого цикла (сырье,
нуклеусы, сколы их оживления, отщепы,
чешуйки и пр. Детальная типология
кремневого инвентаря создана
Поскольку все
белорусские исследователи
Во второй
половине неолита для расчистки
и обработки угодий под посевы
широко употреблялись мотыги, топоры,
для обработки урожая серпы. Найдены
терочники, песты и многие другие
виды орудий.
3.
Племена Беларуси в бронзовом веке.
В середине ІІІ тысячелетия до н.э. в историческом развитии сообществ, которые жили на территории Беларуси, происходят существенные изменения. Масштабы потрясений были столь значительны, что они в конечном итоге привели к перестройке всех основных структур тогдашнего общества и складыванию нового общественного устройства и уклада жизни. Эти события стали кануном нового поворотного этапа в нашей истории, который очень часто отождествляют с эпохой бронзы.
Археологические
исследования позволяют проследить
появление в середине ІІІ тысячелетия
до н.э. абсолютно новых культурных
явлений, повлекших за собой трансформацию
сравнительно стабильного и отлаженного,
во многом консервативного уклада жизни
местного неолитического населения. Начиная
с 2600-2500 лет до н.э., первоначально
на западе, юго-западе, а затем и
на большей части всей территории
Беларуси появляются культурные традиции,
которые в археологической
Представители
культуры шаровидных амфор жили на
небольших временных
Обычно представители этой культуры жили региональными группами, в которые входило 3-5 родовых коллективов. Группа занимала определенную микротерриторию, право на которую закреплялось устройством одного или нескольких могильников. Для погребения своих соплеменников ими, как правило, возводились мегалитические гробницы – могилы, обставленные или перекрытые камнями. Могильники состояли из 1-3 коллективных или 1-5 индивидуальных погребений, в которых, кроме остатков погребенных людей, обнаружены: богато декорированная керамика, кремневые топоры, костяные и янтарные украшения. Особо следует отметить обычай принесения в жертву большого количества животных, а также появление обряда кремации некоторых умерших.
Своеобразный
анклав представителей культуры шаровидных
амфор был обнаружен в
На Росси обнаружены не только следы временных поселений и мастерских по обработке кремня, но и погребения культуры шаровидных амфор. В одной из могил около поселка Красносельский было погребено девять быков, две овечки или козы, части туш свиньи и коня. О том, что это было преднамеренное захоронение, свидетельствуют костяные наконечники стрел, которыми, очевидно, и был убит один из быков. В соседней могиле были обнаружены обожженные кости умершего и погребальная амфора. Захоронения культуры шаровидных амфор с керамическими сосудами, кремневыми и костяными изделиями, остатками костей свиньи обнаружены также возле деревни Малые Едковичи Берестовицкого района Гродненской области.
Появление культуры
шаровидных амфор на востоке, в том
числе и на территории Беларуси,
явилось результатом целой
Однако по своему значению и последствиям распространение на территории Беларуси культуры шаровидных амфор не идет ни в какое сравнение с воздействием на местные структуры традиций круга культур шнуровой керамики. Большинство исследователей в качестве наиболее древнего горизонта культуры шнуровой керамики выделяет комплекс древностей, в первую очередь погребальных, обнаруженных на территории центрально-восточной Германии, Чехии, Польши, а также вдоль побережий Балтийского и Северного морей. Самые ранние погребения и поселения, отождествляемые с культурой шнуровой керамики, относятся к 3000-2900 годам до н.э. В середине – второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в периоды своего максимального распространения элементы, характерные для круга культур шнуровой керамики, отмечаются на обширных пространствах Европы: от берегов Рейна до Южной Скандинавии, Восточной Прибалтики, Поволжья, Верхнего и Среднего Поднепровья.
В основной комплекс древностей круга культур шнуровой керамики специалисты обычно включают: декорированные шнуром или другим орнаментом кубки, амфоры, горшки, каменные сверленые и кремневые топоры, ножи своеобразной формы, некоторые типы украшений. С появлением культуры шнуровой керамики в Европе активно начинает распространяться курганный обряд захоронения, а также индивидуальные погребения без курганной насыпи. Могила очень часто окружалась круговым ровиком, столбами. Умерший обычно лежал в погребальной яме скорченно на боку. Встречаются погребения с кремацией. В погребальном ритуале большое значение придавалось огню и приносимым дарам, а том числе и в виде погребальной керамики, каменных и кремневых топоров, стрел, жертвенных животных. Существенно отличались погребения мужчин, женщин и детей. Среди изученных поселений редко встречались долговременные поселки. Обычно носители культуры шнуровой керамики создавали небольшие кратковременные поселения с сезонными жилыми и хозяйственными постройками. Наверно, это было связано с основным типом хозяйства – животноводством.
В группах представителей культур шнуровой керамики большое значение принадлежало взрослым мужчинам. Их погребения выделялись специфичным погребальным инвентарем, в том числе и военного предназначения, а также следами особых ритуальных действий. Не исключено, что взрослые мужчины в сообществах такого типа создавали свои социально-возрастные клановые структуры, подчеркивая свою исключительность определенным вещественным комплексом и особыми ритуалами.
На территории Беларуси возникновение комплексов, характерных для культуры шнуровой керамики, очевидно, имело место ближе к середине 3-го тысячелетия до н.э. Распространение «шнуровых» традиций могло произойти как в результате инфильтрации небольших групп мигрантов, так и процессе обмена идеями и длительных культурных контактов, установившихся в 3-ем тысячелетии до н.э. на пространствах од Одера до Верхнего, Среднего Поднепровья и Верхнего Поволжья. В это время в пределах современной Беларуси жило поздненеолитическое население, культура которого основывалась главным образом на древних местных традициях более ранних этапов каменного века. В конце 4-го – начале 3-го тысячелетий до н.э. на территории Белорусского Полесья и Понеманья оно уже ощутило влияние культуры воронковидных кубков, а затем, начиная с середины 3-го тысячелетия до н.э., проникновение носителей культуры шаровидных амфор.