Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа
В истории Земли выделяют не менее 4 ледниковых эр, которые повторялись через каждые 200 – 250 млн лет. Ледниковые эры состояли из нескольких периодов, а каждый период из большого количества эпох. Каждый ледниковый период ─ это ряд этапов наступлений (ледниковий) и отступлений (межледниковий) ледников, сильнейших катализаторов всех перемен, которые происходили как в окружающей среде, так и в жизни общества.
Введение
1.Первобытное общество – общий этап в истории человечества.
2.Население Беларуси в каменном веке.
3.Племена Беларуси в бронзовом веке.
4.Развитие общества на территории Беларуси в железном веке.
Заключение
Используемая литература
Синтез привнесенных и усвоенных традиций культур шнуровой керамики, культуры шаровидных амфор и некоторых других внешних элементов, с одной стороны, автохтонных неолитических культурных черт, с другой стороны, привел к возникновению групп населения, которые в специальной литературе получили название среднеднепровская культура, северобелорусская культура, группа полесской шнуровой керамики, группа шнуровой керамики Белорусского Понеманья.
Начиная с
середины III тысячелетия до н.э. на территории
Восточной и Юго-Восточной
Население среднеднепровской
культуры располагало свои жилища на
песчаных возвышенностях речных и озерных
пойм, по краям террас. На сезонных пойменных
стоянках удается найти только ямы
небольших размеров, обломки посуды,
кремневые и каменные изделия. В
других случаях выявлялись следы
столбовых жилищ с открытыми
очагами, углубленными в землю или
обложенными камнями. В качестве
зимнего поселения этого
В долинах
рек и на террасах, возле поселений
располагались курганные и
Место погребения
обжигалось огнем. Затем выкапывалась
яма, на дно которой ссыпались
угли, пепел, иногда – красная охра,
помещалась подстилка. Покойника укладывали
в яму в скорченном состоянии,
изредка – на спине. В отдельных
случаях умерший сжигался на погребальном
костре, в могилу в таком случае
опускали только его сожженные остатки.
Как правило, усопший сопровождался
сравнительно большим количеством
погребальных приношений. Яма перекрывалась
деревянными плахами. Иногда над
ямой возводили, а затем сжигали
столбовые сооружения. Вокруг погребальной
ямы копался круговой ровик, в
который могли вставляться
Кроме курганных
захоронений известно большое количество
грунтовых могильников
Покойника сопровождал
погребальный инвентарь, в состав которого,
как правило, входили: керамическая
посуда (горшки, кубки, амфоры); кремневые
топоры, наконечники стрел, копий
и дротиков, ножи, пластины; каменные
сверленые топоры, шлифовальные плиты,
булавы, мотыги, зернотерки; медные или
бронзовые топоры, наконечники копий,
ножи, шилья; янтарные подвески, костяные
бусы, ожерелья из зубов волка и
оленя, медные подвески и височные кольца,
браслеты, гривны и диадемы. Кроме
предметных приношений, в могилу очень
часто помещали диких и домашних
жертвенных животных. Количество и
качество погребальных приношений зависело
прежде всего от пола и возраста
умершего, его статуса в обществе.
Например, мужские погребения выделялись
присутствием каменного сверленого
топора, лука и стрел, металлического
оружия и богатых украшений. Мужчин,
занимавших особо высокое социальное
положение в обществе, хоронили с
большим количеством
Большинство
металлических изделий, или сырье
для их производства, население среднеднепровской
культуры получало через посредников
из Балкано-Карпатского и
На Верхнее Поднепровье, вероятно, по двинскому пути, в то время попадали украшения из прибалтийского янтаря, которые в позднем неолите и в ранний период бронзового века входили в разряд наиболее престижных вещей. Фаянсовая и стеклянная бусинки были обнаружены в одном из погребений могильника Стрелица (возле деревни Рудня Шлягина Ветковского района Гомельской области). Скорее всего, они были привезены из Центральной Европы, где в это время отмечается их массовое производство и распространение.
Среди населения среднеднепровской культуры был широко распространен культ огня и солнца, о чем свидетельствуют погребальные обряды (кремация умерших, обжигание места погребения, ссыпание в могилу остатков погребального костра, сожжение построек и т.д.). Широкое распространение курганного обычая позволяет предполагать, что в верованиях местного населения отражались представления о связи земной жизни с небесной. Распространялись анимистические верования, в которых большое значение имел культ предков. Почитались некоторые тотемные животные.
На большей
части территории Беларуси «шнуровой»
период сменился «тшцинецким». Древности
тшцинецкого культурного круга
возникают в 1900 – 1600 гг. до н.э. на пространствах
од Одера до Днепра и Десны. Восточная
часть тшцинецкой ойкумены на территории
Украины и Беларуси датируется 1600
– 1000 гг. до н.э. До недавнего времени
система тшцинецких древностей рассматривалась
только с точки зрения культурно-исторической
или этнокультурной общности, состоящей
из отдельных близких между собой
культур: тшцинецкой, комаровской и
сосницкой. Предполагалось, что их культурные
особенности возникли в результате
различных генетических истоков
и восприятия соответствующих элементов
соседних культур. В 1990-е годы начинает
завоевывать своих сторонников
концепция тшцинецкого
На территории
Беларуси характерная для «тшцинца»
керамика выявлена главным образом
в Белорусском Полесье, а также
в бассейне Немана. Отдельные находки
тшцинецкой посуды встречаются в
Центральной Беларуси и даже в
Белорусском Поозерье, а также
на Оршанско-Могилевской равнине. Население
тшцинецкого культурного круга
пользовалось своеобразным типом керамики
– высокими горшками тюльпановидной
формы с утолщенными, скошенными
наружу венчиками. В глину добавлялась
дресва. Поверхность сосудов тщательно
заглаживалась и
Носители
традиций тшцинецкого культурного
круга обычно жили небольшими временными
поселениями. Следы их обнаружены на
песчаных возвышенностях пойм рек, на
мысовидных выступах речных террас. Изредка
встречаются более крупные
Среди погребальных обрядов, характерных для тшцинецкого населения, господствовал обычай захоронения кремированных остатков умершего. Иногда покойника хоронили по обряду труположения, т.е. без сожжения на погребальном костре. Как правило, это были бескурганные могилы. Следы таких погребений с остатками кремации обнаружены возле Ходосович, Горошкова, Сябрович на Гомельщине. Прах умерших находился в ямах. Его сопровождал погребальный инвентарь: керамика, кремневые изделия.
Как и в более древние времена жители тшцинецких поселений обрабатывали кремень, камень, изготавливая кремневые серпы, треугольные и черешковые наконечники стрел, наконечники копий и дротиков, каменные топоры и зернотерки, а также другие приспособления и инструменты. Изредка они пользовались медными и бронзовыми изделиями. Однако до сих пор не удалось выяснить, владело ли тшцинецкое население Беларуси секретами металлургии или же пользовалось только импортными вещами. По мнению некоторых исследователей группы тшцинецкого населения, обитавшие на территории Поднепровья, под влиянием соседей смогли наладить местное металлопроизводство.
Основу хозяйственной деятельности тшцинецкого населения составляло животноводство. Возможно, только в отдельных районах с исключительно плодородными почвами, например, в низовьях Ствиги, Горыни и Стыри, на Полесье возрастало значение земледелия. Животноводство могло быть отгонным, а поселения сезонными. Стада домашнего скота отгоняли весной на выпас, где они находились до холодов.
В западных регионах
тшцинецкой ойкумены (от бассейна Одера
до Повисленья) в поздний период
бронзового века прежние нестабильные
структуры постепенно трансформировались
в устойчивые сельские поселения
лужицкой культуры. Земледелие было основным
источником для их существования. Малоизученной
остается судьба тшцинецкого населения
на территории Беларуси. Археологические
данные по позднему бронзовому веку (1000
– 800/700 гг. до н.э.) позволяют предполагать,
что в это время на Верхнем
Поднепровье и в Восточном
Полесье распространяются посттшинецкие
культурные традиции, которые по своим
отличительным особенностям напоминают
древности лебедовской
В Понеманье, как предполагают некоторые исследователи, в поздний период бронзового века существовали поселения с ранней штрихованной керамикой. Штрихованная посуда конца эпохи бронзы встречается также на Белорусском Поозерье. По всей видимости это свидетельствует о том, что и на северо-западе Беларуси в это время начинается формироваться культура штрихованной керамики, которая по мнению многих исследователей отождествляется с древними балтами.
На Витебщине
с 700-600 гг. до н.э. известны ранние поселения
днепро-двинской культуры. Предполагается,
что она возникла на местной основе
и по своей этнической атрибуции
имеет отношение к
4.
Развитие общества на
территории Беларуси
в железном веке.
Железный
век (эпоха железа) по археологической
периодизации является третьим (после
каменного и бронзового) завершающим
периодом истории первобытного общества.
Хронологические рамки его для
Беларуси составляют VIII—VII вв. до н.э. –
IV—V вв. н.э. Главной характеристикой
этого периода является появление
и широкое распространение