Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание

В истории Земли выделяют не менее 4 ледниковых эр, которые повторялись через каждые 200 – 250 млн лет. Ледниковые эры состояли из нескольких периодов, а каждый период из большого количества эпох. Каждый ледниковый период ─ это ряд этапов наступлений (ледниковий) и отступлений (межледниковий) ледников, сильнейших катализаторов всех перемен, которые происходили как в окружающей среде, так и в жизни общества.

Содержание

Введение

1.Первобытное общество – общий этап в истории человечества.
2.Население Беларуси в каменном веке.
3.Племена Беларуси в бронзовом веке.
4.Развитие общества на территории Беларуси в железном веке.
Заключение

Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

Синтез привнесенных и усвоенных традиций культур  шнуровой керамики, культуры шаровидных амфор и некоторых других внешних  элементов, с одной стороны, автохтонных  неолитических культурных черт, с  другой стороны, привел к возникновению  групп населения, которые в специальной  литературе получили название среднеднепровская  культура, северобелорусская культура, группа полесской шнуровой керамики, группа шнуровой керамики Белорусского Понеманья.

Начиная с  середины III тысячелетия до н.э. на территории Восточной и Юго-Восточной Беларуси сложилась своеобразная культурная система, которая получила название «среднеднепровская культура». Она  основывалась на традициях культуры шнуровой керамики, местных неолитических  культур, культуры шаровидных амфор, а  также элементов, привнесенных со степей и лесостепей. Именно в среднеднепровской  культуре в конце 3-го – начале 2-го тысячелетия до н.э. на юго-востоке  Беларуси появляются первые изделия  из меди и бронзы. Это и позволяет  говорить о вступлении населения  Беларуси в эпоху бронзы. Вместе с тем на большей части территории нашей страны бронзовые изделия  даже в средний и поздний периоды  бронзового века считались большой  редкостью.

Население среднеднепровской  культуры располагало свои жилища на песчаных возвышенностях речных и озерных  пойм, по краям террас. На сезонных пойменных  стоянках удается найти только ямы  небольших размеров, обломки посуды, кремневые и каменные изделия. В  других случаях выявлялись следы  столбовых жилищ с открытыми  очагами, углубленными в землю или  обложенными камнями. В качестве зимнего поселения этого времени  могут рассматриваться углубленные  в землю постройки возле д. Стремень (Кормянский район Гомельской области). Основное занятие населения  среднеднепровской культуры – сезонный выпас домашних животных в долинах  рек и по окраинам речных террас. Судя по остаткам жертвенных животных в погребениях, жители Белорусского Поднепровья разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. В хозяйственном комплексе определенное значение имело выращивание культурных растений. Для этого использовались легкие и доступные для обработки аллювиальные пойменные почвы. Могли также очищаться от леса участки с дерново-подзолистой почвой по краям речных террас.

В долинах  рек и на террасах, возле поселений  располагались курганные и бескурганные могильники среднеднепровской культуры. На Верхнем Поднепровье погребальным ритуалам также придавалось большое  значение. Возведенные в ранг пышных и запоминающихся церемоний, они, вероятно, отражали сравнительно большое социальное и культовое значение.

Место погребения обжигалось огнем. Затем выкапывалась яма, на дно которой ссыпались  угли, пепел, иногда – красная охра, помещалась подстилка. Покойника укладывали в яму в скорченном состоянии, изредка – на спине. В отдельных  случаях умерший сжигался на погребальном костре, в могилу в таком случае опускали только его сожженные остатки. Как правило, усопший сопровождался  сравнительно большим количеством  погребальных приношений. Яма перекрывалась  деревянными плахами. Иногда над  ямой возводили, а затем сжигали  столбовые сооружения. Вокруг погребальной ямы копался круговой ровик, в  который могли вставляться столбы. На месте погребения и созданных  сооружений возводился курган, диаметр  которого мог достигать 10-15 и более  метров. В последующем курган мог  стать местом еще одного или нескольких могил умерших соплеменников. Несколько  курганных комплексов обнаружено возле  деревни Ходосовичи (Рогачевский  район Гомельской области).

Кроме курганных  захоронений известно большое количество грунтовых могильников среднеднепровской  культуры (Стрелица, Прорва, Сябровичи  на Гомельщине и др.). В них могло  насчитываться несколько, а иногда – 94, или даже 132 погребения. Захоронение  умерших происходило как по обряду кремации, так и по обряду трупоположения. Некоторые погребальные ямы или  их группы отделялись от остальных  могил круговым рвом, в которых  также наблюдались следы вкопанных  столбов. Над некоторыми умершими возводились  сооружения, погребальные ямы обкладывались  деревом. Во многих случаях деревянные конструкции сжигались. Возле многих погребальных ям, на их насыпях обнаружены следы поминальных кострищ и  приношений умершим.

Покойника сопровождал  погребальный инвентарь, в состав которого, как правило, входили: керамическая посуда (горшки, кубки, амфоры); кремневые  топоры, наконечники стрел, копий  и дротиков, ножи, пластины; каменные сверленые топоры, шлифовальные плиты, булавы, мотыги, зернотерки; медные или  бронзовые топоры, наконечники копий, ножи, шилья; янтарные подвески, костяные бусы, ожерелья из зубов волка и  оленя, медные подвески и височные кольца, браслеты, гривны и диадемы. Кроме  предметных приношений, в могилу очень  часто помещали диких и домашних жертвенных животных. Количество и  качество погребальных приношений зависело прежде всего от пола и возраста умершего, его статуса в обществе. Например, мужские погребения выделялись присутствием каменного сверленого топора, лука и стрел, металлического оружия и богатых украшений. Мужчин, занимавших особо высокое социальное положение в обществе, хоронили с  большим количеством престижного  инвентаря: привозными металлическими и янтарными украшениями, металлическим  оружием, фаянсовыми и стеклянными  бусами, несколькими сосудами. Строго регламентировалось расположение тех  или иных погребальных приношений в  пределах могилы. Иногда сосуды ставились  на дно погребальной камеры в перевернутом виде. Погребальная керамика отличалась богатством орнаментации, технологией  производства.

Большинство металлических изделий, или сырье  для их производства, население среднеднепровской  культуры получало через посредников  из Балкано-Карпатского и Кавказского  металлургических центров. Существует мнение, что местное население  и само владело секретами металлообработки. Об этом могут свидетельствовать  некоторые уникальные по форме или  сплавленные с различного по происхождению  сырья металлические вещи. Владение металлическими изделиями в то время  в большей степени служило  своеобразным ранговым показателем. Металл обычно использовался для изготовления оружия, украшений и лишь изредка для изделий, которые предназначались для сугубо хозяйственных целей.

На Верхнее  Поднепровье, вероятно, по двинскому  пути, в то время попадали украшения  из прибалтийского янтаря, которые  в позднем неолите и в ранний период бронзового века входили в  разряд наиболее престижных вещей. Фаянсовая  и стеклянная бусинки были обнаружены в одном из погребений могильника Стрелица (возле деревни Рудня  Шлягина Ветковского района Гомельской области). Скорее всего, они были привезены  из Центральной Европы, где в это  время отмечается их массовое производство и распространение.

Среди населения  среднеднепровской культуры был  широко распространен культ огня и солнца, о чем свидетельствуют  погребальные обряды (кремация умерших, обжигание места погребения, ссыпание в могилу остатков погребального  костра, сожжение построек и т.д.). Широкое  распространение курганного обычая позволяет предполагать, что в  верованиях местного населения отражались представления о связи земной жизни с небесной. Распространялись анимистические верования, в которых  большое значение имел культ предков. Почитались некоторые тотемные животные.

На большей  части территории Беларуси «шнуровой» период сменился «тшцинецким». Древности  тшцинецкого культурного круга  возникают в 1900 – 1600 гг. до н.э. на пространствах  од Одера до Днепра и Десны. Восточная  часть тшцинецкой ойкумены на территории Украины и Беларуси датируется 1600 – 1000 гг. до н.э. До недавнего времени  система тшцинецких древностей рассматривалась  только с точки зрения культурно-исторической или этнокультурной общности, состоящей  из отдельных близких между собой  культур: тшцинецкой, комаровской и  сосницкой. Предполагалось, что их культурные особенности возникли в результате различных генетических истоков  и восприятия соответствующих элементов  соседних культур. В 1990-е годы начинает завоевывать своих сторонников  концепция тшцинецкого культурного  круга. В соответствии с ней своеобразная общность (тшцинецкий культурный круг) с разной степенью культурной унификации сформировалась на границе двух устойчивых систем – субнеолитической и раннего  периода бронзового века, а также  на стыке Востока и Запада, понимаемых как два разных культурно-поселенческих  и хозяйственных региона. Объединяющим моментом в этом случае могла быть идеология, материализованная в  определенном комплексе артефактов. По мнению других, в качестве интегрирующей  основы выступала общая социально-хозяйственная  структура – кровнородственные  подвижные группы, занимающиеся главным  образом разведением домашнего  скота. Для них была характерна сравнительно низкая степень социальной дифференциации и традиционализм в культуре, в  частности неприятие изменений, произошедших в Центральной и  Южной Европе в связи с развитием  металлургии бронзы. Процесс сближения  различных региональных и локальных  групп позднего неолита и раннего  периода бронзового века со схожей социальной структурой и материальным укладом, существовавших в первой половине 2-го тысячелетия до н.э. на пограничье Западной и Восточной Европы, способствовал  возникновению региональной интегрированной  системы со своеобразным «тшцинецким  стилем жизни».

На территории Беларуси характерная для «тшцинца»  керамика выявлена главным образом  в Белорусском Полесье, а также  в бассейне Немана. Отдельные находки  тшцинецкой посуды встречаются в  Центральной Беларуси и даже в  Белорусском Поозерье, а также  на Оршанско-Могилевской равнине. Население  тшцинецкого культурного круга  пользовалось своеобразным типом керамики – высокими горшками тюльпановидной формы с утолщенными, скошенными наружу венчиками. В глину добавлялась  дресва. Поверхность сосудов тщательно  заглаживалась и ангобировалась, иногда до блеска. Как правило, посуда украшалась орнаментами, которые состояли из прочерченных линий, черточек, насечек, ямок, «четочных» отпечатков (штамп, обвитый  ниткой), налепных валиков под краем  венчика и др.

Носители  традиций тшцинецкого культурного  круга обычно жили небольшими временными поселениями. Следы их обнаружены на песчаных возвышенностях пойм рек, на мысовидных выступах речных террас. Изредка  встречаются более крупные поселки, такие, например, как Пустынка на Черниговском Полесье. В Пустынке выявлено 35 построек, 20 из которых были жилыми, 2 – культовыми, а остальные – хозяйственными строениями. Жилища – наземные или углубленные в землю, а также другие сооружения располагались несколькими рядами на песчаной возвышенности вдоль староречья. Основу конструкции жилых построек составляли вертикальные столбы. Стена делалась из бревен или же из переплетения прутьев, замазанных глиной. Жилище состояло из одной или двух комнат: кухни и жилого помещения. Внутри жилища располагался открытый очаг или же печка из камней, а также хозяйственные ямы. Пол иногда укладывался глиняными вальками. Культовые постройки Пустынки, вероятно, служили в качестве «дома умерших» (в нем обнаружены кострища и шесть погребений с остатками кремации), а также для поклонения земледельческим божествам.

Среди погребальных обрядов, характерных для тшцинецкого  населения, господствовал обычай захоронения  кремированных остатков умершего. Иногда покойника хоронили по обряду труположения, т.е. без сожжения на погребальном костре. Как правило, это были бескурганные могилы. Следы таких погребений с  остатками кремации обнаружены возле  Ходосович, Горошкова, Сябрович на Гомельщине. Прах умерших находился в ямах. Его сопровождал погребальный инвентарь: керамика, кремневые изделия.

Как и в  более древние времена жители тшцинецких поселений обрабатывали кремень, камень, изготавливая кремневые  серпы, треугольные и черешковые наконечники стрел, наконечники  копий и дротиков, каменные топоры и зернотерки, а также другие приспособления и инструменты. Изредка они пользовались медными и бронзовыми изделиями. Однако до сих пор не удалось выяснить, владело ли тшцинецкое население  Беларуси секретами металлургии  или же пользовалось только импортными вещами. По мнению некоторых исследователей группы тшцинецкого населения, обитавшие  на территории Поднепровья, под влиянием соседей смогли наладить местное  металлопроизводство.

Основу хозяйственной  деятельности тшцинецкого населения  составляло животноводство. Возможно, только в отдельных районах с  исключительно плодородными почвами, например, в низовьях Ствиги, Горыни и Стыри, на Полесье возрастало значение земледелия. Животноводство могло быть отгонным, а поселения сезонными. Стада домашнего скота отгоняли весной на выпас, где они находились до холодов.

В западных регионах тшцинецкой ойкумены (от бассейна Одера  до Повисленья) в поздний период бронзового века прежние нестабильные структуры постепенно трансформировались в устойчивые сельские поселения  лужицкой культуры. Земледелие было основным источником для их существования. Малоизученной  остается судьба тшцинецкого населения  на территории Беларуси. Археологические  данные по позднему бронзовому веку (1000 – 800/700 гг. до н.э.) позволяют предполагать, что в это время на Верхнем  Поднепровье и в Восточном  Полесье распространяются посттшинецкие  культурные традиции, которые по своим  отличительным особенностям напоминают древности лебедовской культуры, основные ареалы которой расположены  между Днепром и Десной. На территории Беларуси встречаются следы кратковременных  поселений позднего периода бронзового века. Возле д.Прибор (Гомельский район) исследовался курганный могильник  этого времени. Вместе с кремированными остатками под курганами обнаружены обломки посуды, кремневые изделия, иногда каменные зернотерки.

В Понеманье, как предполагают некоторые исследователи, в поздний период бронзового века существовали поселения с ранней штрихованной керамикой. Штрихованная посуда конца эпохи бронзы встречается  также на Белорусском Поозерье. По всей видимости это свидетельствует  о том, что и на северо-западе Беларуси в это время начинается формироваться  культура штрихованной керамики, которая  по мнению многих исследователей отождествляется  с древними балтами.

На Витебщине  с 700-600 гг. до н.э. известны ранние поселения  днепро-двинской культуры. Предполагается, что она возникла на местной основе и по своей этнической атрибуции  имеет отношение к древнебалтийскому  этносу. 
 

4. Развитие общества на территории Беларуси в железном веке. 

Железный  век (эпоха железа) по археологической  периодизации является третьим (после  каменного и бронзового) завершающим  периодом истории первобытного общества. Хронологические рамки его для  Беларуси составляют VIII—VII вв. до н.э. – IV—V вв. н.э. Главной характеристикой  этого периода является появление  и широкое распространение металлургии  железа, изготовление из него орудий труда  и оружия. Немногие достижения одной  эпохи смогли в такой степени  ускорить прогресс во всех сферах человеческой деятельности, как получение и  использование железа. В Европе производство железа относится к рубежу 2-го и 1-го тысячелетия до н.э. (Греция и  Эгейские острова). На более северных территориях – в IX – VIII вв. до н.э. Население Южной Беларуси овладело навыками железоделательного производства одновременно со многими европейскими народами. Что касается Центральной  и Северной Беларуси, то металлургия  железа здесь фиксируется на несколько  столетий позже, чем на южных территориях.

Информация о работе Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.