Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание

В истории Земли выделяют не менее 4 ледниковых эр, которые повторялись через каждые 200 – 250 млн лет. Ледниковые эры состояли из нескольких периодов, а каждый период из большого количества эпох. Каждый ледниковый период ─ это ряд этапов наступлений (ледниковий) и отступлений (межледниковий) ледников, сильнейших катализаторов всех перемен, которые происходили как в окружающей среде, так и в жизни общества.

Содержание

Введение

1.Первобытное общество – общий этап в истории человечества.
2.Население Беларуси в каменном веке.
3.Племена Беларуси в бронзовом веке.
4.Развитие общества на территории Беларуси в железном веке.
Заключение

Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 92.74 Кб (Скачать документ)

Хронологические рамки классической зарубинецкой культуры охватывают время от рубежа III—II вв. до н.э. до середины – третьей четверти I в. н.э. Причины заката культуры в  белорусском ареале не выяснены. Однако можно предполагать, что какая-то часть населения из Полесья мигрирует  на сопредельную территорию Польши и  в бассейн Верхнего Немана.

Вопрос о  происхождении зарубинецкой культуры нельзя считать решенным. Среди ряда гипотез наиболее аргументированной  представляется версия А.Д.Мачинского, согласно которой сложение трех классических вариантов было результатом синтеза  пришлой поморско-клешевой и местных  культур. Не имеет однозначной трактовки  и проблема этнической принадлежности носителей зарубинецкой культуры. Среди  исследователей есть сторонники славянской, балтской и германской принадлежности племен этой общности.

Киевская  культура

Памятники киевской культуры Беларуси распространены в  верхней части бассейна Днепра приблизительно от устья Сожа на юге до Могилева на севере. На западе группы ограничена нижним течением Березины, на востоке  – левыми притоками Сожа.

Поселения представлены в основном селищами. Площадь большей  части поселений не превышает 1—2 га. Постройка была редкой, поэтому  культурный слой не мог быть мощным (не более 0,3—0,4 м) и часто распахан.

На территории Верхнего Поднепровья выявлены два  типа жилищ: полуземлянки и наземные дома столбовой конструкции. В Абидне и Тайманово исследовано около 80 полуземлянок. Это прямоугольные  в плане постройки площадью 8—24 кв.м, углубленные в землю на 0,4—1,2 м. Основным типом жилищ на поселениях юго-восточной Беларуси были наземные постройки столбовой конструкции (на Абидне около 200 таких жилищ).

В Верхнем  Поднепровье известны грунтовые  могильники (Абидня, Тайманово, Новый  Быхов, Красная Звезда) с погребениями по обряду трупосожжения. Остатки сожжения (как с углями и золой, так и  без них, чистое) помещались в круглые  или продолговатые ямы глубиной 0,2—0,6 м. В Тайманово найдены погребения в урнах.

Основную  массу находок на поселениях и  могильниках киевской культуры составляет керамическая посуда. Большая ее часть  была лепной. Для памятников Беларуси характерны груболепные толстостенные  горшки: гладкостенные, с расчесами  и глянцеваные. Посуда делится на горшки и маленькие сосудики.

Кроме керамики на памятниках киевской культуры встречен своеобразный комплекс орудий труда, украшений.

Найдено большое  количество ножей и проколок. Орудиями для сбора урожая были серпы. Для  обработки дерева использовались топоры (сохранилось много частей лезвия) и долотца. Из находок бытового назначения отметим железные бритвы и кресала. Из орудий труда из камня точильные  бруски и жернова. Орудия труда из глины представлены тиглями, льячками, формами для литья, грузилами, пряслицами.

Вооружение  и орудия труда, воинское снаряжение встречаются на памятниках киевской культуры достаточно редко.

Среди украшений  особое место занимают фибулы разных типов (двухчленные, арбалетные с подвязной  ножкой). Часть из них были импортированы  из ареала черняховской культуры. Характерны находки железных и бронзовых  посоховидных булавок (более 20). Найдены  железные и бронзовые пряжки к  поясу (большинство пряжек имеет  округлую рамку). Для Верхнего Поднепровья  характерны вещи с выемчатой эмалью (бронзовые подвески – луницы и  фибулы с эмалью красного и других цветов). Не исключено изготовление этих изделий на месте. Кроме этого  на территорию Верхнего Поднепровья  попадали импортные вещи с территории Римской империи (монеты, посуда, бусы).

Датировка киевской культуры определяется временем от конца II – начала III в. до начала – середины V в. н.э. Выделяются три периода (конец II—III в., середина III—IV в., вторая половина IV – первая половина V в.).

Большинство исследователей считает население  этой культуры славянами.

Вельбарская культура

Памятники вельбарскай  культуры были распространены в I—V вв. н.э. на территории Северо-Восточной  Польши, Северо-Западной Украины и  Юго-Западной Беларуси до реки Горынь на востоке. Ее изучали К.Годловский, К.Валента, Р.Волонгевич, Д.Козак, Ю.Кухаренко  и др. Культура представлена неукрепленными поселениями, курганными и грунтовыми погребениями с обрядом трупосожжения  и трупоположения. Курганные погребения характерны только для ограниченной группы памятников типа Одры-Венсеры. Выделены две фазы развития культуры: любовидзская (I—II вв.) и цецельская (II—V вв.). К востоку от Западного  Буга вельбарские памятники появляются в последней четверти II ст. на цецельской стадии и доживают до конца IV ст.

На территории Юго-Западной Беларуси открыто более 10 памятников и местонахождений  вельбарской культуры по берегам  рек Западный Буг, Лесная, Мухавец, Припять, Горынь, Ясельда. На поселениях находки  ограничиваются подъемным материалом, сооружения этой культуры выявлены только на селищах Струга-1 и Блювиничи. На территории Беларуси известны только бескурганные могильники с обрядом  трупосожжения (Брест-Тришин, Величковичи, Скорбичи, Велемичи). Кости покойников часто с остатками кострища, помещались в урну либо ссыпались просто на дно ямки. Погребальный инвентарь  представлен фрагментами глиняной посуды, металлическими и стеклянными  украшениями, бытовыми вещами. Наиболее типичный набор предметов – глиняный сосуд, фибула, костяной гребень. Оружие, как правило, отсутствует. Практически  вся посуда лепная, гончарные сосуды единичны.

Высказаны суждения, что в формировании вельбарской  культуры могли принять участие  население оксывской, ясторфской культур  и выходцы со Скандинавии. Почти  все исследователи отмечают полиэтничный характер культуры. Наряду с готами в ее состав, возможно, входили гепиды, вандалы, бургунды и др.

Культура  штрихованной керамики

На протяжении всего железного века основным населением Центральной и Северной Беларуси были племена культуры штрихованной керамики и днепро-двинской. Ареал  культуры штрихованной керамики включает в себя Восточную Литву, юго-восточные  районы Латвии, Центральную и Северо-Западную Беларусь. Основной тип поселений  – городища, расположенные на холмах-останцах и мысах. Основу их укреплений составляют земляные валы и рвы. На территории Беларуси преобладающими являются многокамерные  дома столбовой конструкции (Збаровичи, Васильковка, Кащеличи и др.). На городище Малышки дома состояли из четырех  жилых помещений, которые отделялись друг от друга коридорами. На городище Вязынка была выявлена трехкамерная постройка срубной конструкции. В юго-восточной части культуры на рубеже эр появляются срубные полуземлянки (Ивань, Мысли), что может быть объяснено  контактами с носителями зарубинецкой культуры. Погребальные памятники в  культуре штрихованной керамики не известны.

Посуда представлена главным образом лепными горшками. Для 1-го тысячелетия до н.э. были характерны баночные и слабопрофилированные сосуды, покрытые штриховкой. В конце 1-го тысячелетия  до н.э. они уступают место ребристым  горшкам. Часть из них имеет орнаментацию в виде пальцевых защипов, ямочных  вдавлений, насечек на ребре или  прочерченных линий в верхней  части горшка. Вещевой комплекс 1-го тысячелетия до н.э. представлен  преимущественно изделиями из камня  и кости. Это клиновидные и  сверленые топоры, наконечники копий  и стрел, проколки, кочедыки, ножи, тупики, гарпуны, булавки различных форм, амулеты. Железные изделия в культуре появляются ближе к концу 1-го тысячелетия  до н.э. и постепенно вытесняют костяной и каменный инвентарь. Рабочий инструментарий позднего этапа представлен железными  топорами и кельтами, ножами, шильями, серпами, рыболовными крючками и  др. Оружие характеризуется втульчатыми  наконечниками копий и двушипными дротиками. Разнообразен комплекс одежды и украшений конца 1-го тысячелетия  до н.э. – первых веков н.э. – фибулы, пряжки, посоховидные булавки, височные кольца, серьги, браслеты, перстни, стеклянные и глиняные бусы. Из числа глиняных находок широко представлены пряслица, нередко имеющие орнаментацию лицевой  и боковой поверхностей.

Основу хозяйства  племен культуры штрихованной керамики составляли посечное земледелие и животноводство. Охота и рыболовство играли вспомогательную  роль. Среди домашних ремесел на раннем этапе ведущие позиции  занимала обработка кости и камня. Позднее доминирующими становятся черная металлургия и металлообработка. Кричный металл получали в печах-домницах. Среди приемов обработки железа известны ковка, пакетирование, наклеп и др. Широкое распространение  имели прядение и ткачество, бронзолитейное производство, гончарство.

Культурные  и торговые контакты носителей культуры штрихованной керамики на разных этапах имели различную направленность. В первой половине 1-го тысячелетия  до н.э. в ней улавливаются слабые связи с западными культурами, прежде всего с лужицкой. На рубеже н.э. на первый план выходит обмен  с зарубинецкой культурой, а после  распада последней вновь наблюдается  ориентация на культуры западного круга.

Вопрос о  происхождении культуры штрихованной керамики остается открытым. Ее формирование, по-видимому, происходило на местном  субстрате при активном участии  носителей культуры шнуровой керамики. Хронологические рамки культуры охватывают время от рубежа 2-го тысячелетия  до н.э. до середины V в. н.э. В ее развитии выделяются два этапа: ранний (1-е  тысячелетие до н.э.) и поздний (конец 1-го тысячелетия до н.э. – середина V в. н.э.). По мнению ведущих исследователей, культура оставлена восточными балтами.

Днепро-двинская культура

Территория  распространения культуры по современному административному делению включает в себя всю Смоленскую, западный край Калужской, небольшую часть  на севере Брянской и южные районы Псковской и Калининской областей России. В пределах Беларуси – это  северо-восточная часть Могилевской  и почти вся Витебская область. Сравнительный анализ материалов Белорусского Подвинья и Смоленского Поднепровья  позволяет выделить ряд отличительных черт северобелорусских городищ, которые разделяются от однокультурной области Верхнего Поднепровья и Верхнего Подвинья реками Улла и Оболь. Западный вариант днепро-двинской культуры связан с прибалтийским влиянием и имеет ряд специфических черт в конструкции поселений, жилищ, в способе ведения хозяйства, материальной культуре. Основным типом поселений были укрепленные поселки – городища, которые размещались на ледниковых холмах (холмовые) и на мысах (мысовые). На территории Беларуси известно свыше 200 городищ. Их форма (овальная, круглая, прямоугольная и т.д.) зависела от конфигурации местности и характера оборонительных сооружений. Площадь площадок городищ от 500 до 1500 кв.м. Основными жилыми постройками на поселениях были наземные сооружения столбовой конструкции, которые размещались преимущественно по краю площадки.

Конструктивные  особенности жилищ с течением времени меняются от многокамерных  длинных домов к двухкамерным и, наконец, к отдельно стоящим небольшим  домам площадью 15—20 кв.м. Для отопления  жилищ и приготовления пищи служили  очаги круглой и овальной в  плане формы. При раскопках памятников этой культуры выявлено много разнообразных  вещей, свойственных как восточноевропейским  древностям, так и специфического характера. По облику материальной культуры ближе всего к днепро-двинской культуре Северной Беларуси стоит культура штрихованной керамики. Специфической  особенностью региона является запаздывание железоделательного производства и  преимущественное использование изделий  из камня и кости вплоть до рубежа н.э. Это многочисленные каменные топоры – клинья, терочники, костяные булавки, проколки, иглы, наконечники стрел, рукояти и т.д. Металлические изделия  широко входят в обиход с конца 1-го тысячелетия до н.э. Это разнообразные  топоры скифского и южноприбалтийского типов, серпы разного характера, в том числе и специфические  с прямоугольной спинкой, ножи с  выгнутой и прямой спинками, дротики  и наконечники стрел. К деталям  одежды и украшений относятся  многочисленные булавки, браслеты, изготовленные  также из бронзы.

Своеобразная  керамика поселений днепро-двинской культуры представлена лепной посудой  двух отделов: непрофилированной и  слабопрофилированной с различными разновидностями и характерными особенностями.

Материалы исследований свидетельствуют, что на поселениях днепро-двинской культуры в Беларуси до конца 1-го тысячелетия до нашей  эры основную роль играло скотоводство и охота, что и отличает данный регион от однокультурной области Смоленского  Поднепровья. Главной отраслью животноводства являлось разведение рогатого скота. Объектами  охоты являлись чаще всего лось и  кабан. Удельный вес земледелия до конца  не выяснен. Роль его с течением времени  возрастала.

Основной  хозяйственной единицей была большая  патриархальная семья, проживающая  на одном городище (50—70 человек). Несколько  семей объединялись в род (2—3 городища 100—150 человек). Процесс разложения родового строя приводил к выделению  сельской общины, включающей в себя несколько самостоятельных семей. Верования носили языческий характер и сводились к поклонению силам  природы: культу солнца, огня, домашнего  очага, животных, предков и т.д.

Происхождение днепро-двинской культуры на Беларуси связано с особенностями развития коренного населения бассейнов  Западной Двины и Верхнего Поднепровья  в позднем неолите и бронзовом  веке. Этническая принадлежность племен днепро-двинской культуры связана с  восточными балтами, племенная дифференциация которых пока затруднительна. В днепро-двинских племенах скорее всего следует усматривать  предков латгалов. 
 
 
 
 

Информация о работе Первоначальное заселение территории Беларуси. Основные занятия первобытных людей, их общественный строй.