Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:43, реферат
Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого.
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем.
Введение ..........................................................................................................................................2
I. Предпосылки петровских реформ ..............................................................................................4
II. Реформы…………………………………………………………………………………..…….6
Экономические преобразования....................................................................................................6
Административные преобразования ............................................................................................9
Сословные преобразования…………………………………… ................................................. 12
Реформы церкви…………. ...........................................................................................................15
Военные реформы .........................................................................................................................18
III. Противоречивость в реформаторской деятельности Петра................................................20
Заключение……………………………………………………………………...………………..22
Список использованных источников ..........................................................................................23
Начало положила знаменитая «Берг-привилегия» 1719 г., разрешавшая искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам, даже если это было сопряжено с нарушением феодального права на землю, к которой были найдены руды и минералы.
Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и так далее.
Существенную помощь предпринимателям
оказывал и утвержденный в 1724 г. Таможенный
тариф, облегчавший вывоз за границу
продукции отечественных
Казалось бы, в конце Северной войны мы имеем дело с коренными переменами в экономической политике самодержавия, наступлением в стане своеобразного нэпа с характерными для него принципами экономической свободы. Но это – иллюзия.
Петр не намеревался ослабить влияние на экономику господствующей системы власти. Давая «послабления» мануфактуристам и купцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее.
После 1718-1719 гг. мы имеем как бы новую редакцию прежней политики: если раньше воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, т.е. через открытые формы принуждения, то теперь в условиях, когда требовавшая этого диктата экстремальная военная ситуация миновала, вся сила тяжести была перенесена на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок могла направлять экономическую жизнь страны через тщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении. Именно эта работа и была поручена вновь созданным специальным государственным учреждениям.
Здесь важно подчеркнуть, что да конца 10-х годов XVIII в., т. е. до времени перелома в политике, Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Как раз создание и начало деятельности Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.
В условиях организации или передачи новых предприятий компаниям или частным предпринимателям налицо формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов; только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. С одной стороны, это, конечно, обеспечивало стабильность доходов мануфактуристов, которые могли быть уверены в том, что казна гарантирует, сбыт продукции, но с другой – закрывало перспективы технического и иного совершенствования, резко принижало значение конкуренции как вечного двигателя предпринимательства. Многочисленные льготы для части предпринимателей работали в том же направлении, ибо означали насильственную ликвидацию конкурентов.
Активное вмешательство
государства в экономику –
это лишь один аспект проблемы. Социальные
отношения в государстве
В конце 10 – начале 20-х
годов произошли важные преобразования
социального характера: была резко
усилена борьба с побегами крестьян,
началось массовое возвращение беглых
прежним владельцам, была осуществлена
детальная ревизия наличного
населения с последующей
Резкий поворот в политике правительства тотчас отразился на промышленности. Правительственные органы и сам царь стали получать многочисленные жалобы владельцев частных мануфактур и управляющих казенными заводами на катастрофическое положение, возникшее с вывозом беглых с предприятий и запрещение впредь, под страхом штрафов, принимать их на работу. Под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну.
18 января 1721г. Пётр подписал
указ, который разрешал частным
мануфактуристам, вне
28 мая 1723 г., вышел указ,
регулировавший порядок приема
на работу людей, не
Этими указами промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному пути. Доля вольнонаемного - капиталистического труда в промышленности после этих указов стала резко падать.
Практика использования крепостных на частных заводах привела к тому, что указом 1736 года даже те рабочие, которые не являлись ничьими крепостными, в том числе и крепостными владельцев мануфактур, стали таковыми под названием «вечноотданных». В итоге целые отрасли промышленности стали использовать почти исключительно труд крепостных. Победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России.
Таким образом, отметим два
самых важных последствия активного
государственного промышленного строительства:
создание мощной экономической базы,
столь необходимой
Административные преобразования
Интересы ведения долгой и трудной Северной войны, создания регулярной армии и флота требовали не только необходимой экономической базы, но и реформы государственного управления. Старая, заключавшаяся в системе: царь с Боярской думой – приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были очень разных размеров, от уездов–карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентной в государственных делах, также не отвечала динамизму Петра.
Административным
Поначалу царь-преобразователь пытался влить новое вино в старые меха, создавая одни и упраздняя другие приказы. Но уже на первом этапе реформы появляются ростки нового. В самом начале XVIII в. еще существует в Москве постепенно вымирающая Боярская дума, но при царе уже появляется новое учреждение – Ближняя канцелярия, которая осуществляет контроль за финансовой деятельностью приказов. Канцеляриями стали называться и отделения московских приказов в Петербурге. Постепенно именно в этих своеобразных филиалах начинают вершиться важнейшие приказные дела. Этому способствовало пребывание в невской столице руководителей главнейших приказов: Адмиралтейского, Артиллерийского, Посольского и др.
Если центральные органы
власти в целом устраивали царя,
то местные проявляли
Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно территориальных), их количество было сокращено.
Новое областное управление отвечало и военным задачам. По губерниям размещались полки, которые теперь содержались на губернские доходы и взамен наименований по начальникам получали территориальные названия: Чернышев полк стал Московским, Головкин – Нарвским и т.д. Эта привязка войск к определенным территориям снимала задачу их финансирования из казны и способствовала оперативному подавлению всевозможным восстаний и волнений.
Вслед за местным было реформировано
и центральное управление. К 1704 г.
относится последнее
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Его учреждение произошло весной 1711 г., перед отъездом царя в Прусский поход. В указе от 2 марта говорилось, что Сенат царь учреждает «для всегдашних наших в сих войнах отлучек», а потому слушаться Сенат нужно как его самого, но по возвращении Петра с неудачной компании Сенат не был упразднен, став постоянным органом. Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, назначенных царем для присутсвования в нем, затем с 1718 по 1722 г. Сенат стал собранием президентов коллегий, а с 1722 г. он получает смешанный состав, включая как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Сенат ведал правосудием, расходами казны и налогами, торговлей, он контролировал администрацию разных уровней. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально, большинством голосов. Сразу же вновь созданное учреждение получало канцелярию с многочисленными отделами – «столами», где работали подьячие. Создание Сената, однако, не могло завершить реформы управления: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы.
В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии (близкие позднейшим министерствам). Само название учреждения, а во многом также его структура и функции были заимствованы в Швеции. Известно, что Петр высоко ценил шведскую армию и государственность и стремился превзойти своих врагов-учителей, используя их опыт. Вот что говорится о составе и компетенции новых ведомств в петровском «Реестре коллегиям» от 12 декабря 1718 г: «1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев; 2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства; 3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и разыскныя дела; в той же коллегии в ведении и Поместный приказ; 4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов; 5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве; 6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служителями, к тому принадлежащими морскими делами и управлении; 7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями; 8. Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных расходов; 9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и рукоделия и заводы оных и размножение, притом же и артиллерия».
Нетрудно заметить, что в «Реестре» фигурирует девять коллегий, а не двенадцать, как принято считать, во многом благодаря построенному Доменико Трезини в Петербурге знаменитому зданию Двенадцати коллегий на Университетской набережной. Между тем коллегий и в самом деле сначала было девять, как видно из приведённого документа. К 1721г. их стало 11 (добавилась Духовная коллегия – Синод, Главный магистрат, 8 управлений городами и Вотчинная коллегия). В 1723г. коллегий в результате новых перетасовок насчитывалось десять. Что же касается шедевра Д. Трезини, что его название объясняется недоразумением: в нем было двенадцать одинаковых секций, перекрытых отдельными крышами, а отнюдь не коллегий. Достаточно сказать, что в число этих секций входили два таких помещения, как Аудиенц-камера (зал приемов) и Сенат, чтобы понять отсутствие соответствия между количеством частей здания и численностью ведомств.
Информация о работе Петр I и значение его реформ для истории России