Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:43, реферат
Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого.
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем.
Введение ..........................................................................................................................................2
I. Предпосылки петровских реформ ..............................................................................................4
II. Реформы…………………………………………………………………………………..…….6
Экономические преобразования....................................................................................................6
Административные преобразования ............................................................................................9
Сословные преобразования…………………………………… ................................................. 12
Реформы церкви…………. ...........................................................................................................15
Военные реформы .........................................................................................................................18
III. Противоречивость в реформаторской деятельности Петра................................................20
Заключение……………………………………………………………………...………………..22
Список использованных источников ..........................................................................................23
Реформы церкви
Царь был человеком верующим, всю жизнь соблюдал посты, читал и пел в храме, но получил свое воспитание в протестантской среде и был чужд понимания Церкви. Он видел перед собой отдельных представителей иерархии и духовенства, которые были против его преобразований русской жизни на западный лад, и старообрядцев, считавших его анархистом.
Вопроса о взаимоотношении Церкви и государства для царя Петра не существовало, так как он считал, что все в стране должно быть подчинено пользе государства. Для управления духовными интересами народа должен был быть учрежден особый разряд чиновников, параллельно с теми, кто управлял другими сторонами народной жизни. Поэтому ломка церковной жизни при царе означала полную перемену в управлении Церкви.
Первым препятствием на пути к осуществлению такой ломки было патриаршество. Патриарх обладал в России исключительно большим авторитетом и был во многом независимым от царя. Поэтому, когда умер патриарх Адриан (1700), царь Петр не допустил избрания ему приемника, а назначил местоблюстителем патриаршего престола архиепископа рязанского Стефана Яворского, воспитанника польских иезуитских школ в киевской коллегии.
Петр Великий особенно не доверял великороссийским архиереям, видя в них приверженцев старины и противников всего идущего с Запада. Стефан же Яворский казался ему более подходящим для возглавления церковных дел в переходную эпоху. Царь указал поставить его митрополитом в Рязань. Другие кафедры были тоже постепенно замещены малороссами: Тобольская – Дмитрием Туптало, который потом, по его просьбе, был переведен в Ростов; в Иркутск был послан Варлаам Косовский.
В первый период царствования Петра часть иерархии была явно враждебна царю, как, например, еп. Исайя Нижегородский и еп. Игнатий Тамбовский, другая поддерживала его государственные мероприятия. В числе последних был еп. Афанасий Холмогорский, много способствовавший установлению торговых сношений с Англией через север России, и св. Митрофаний, первый еп. Воронежский.
Св. Митрофаний поддерживал царя в его работах по постройке флота, отдал ему на «ратное дело» все свои деньги и призывал народ помогать Петру в защите отечества. Но св. Митрофаний строго отличал нужные для страны преобразования от слепых заимствований с Запада. Он неоднократно убеждал царя не ломать русского уклада жизни, подтвердив свои мысли в своем завещании. Раз он отказался войти во дворец, так как у входа стояли статуи языческих божеств. Царь Петр высоко ценил советы св. Митрофания, посетил его перед кончиной и участвовал в его погребении в 1703 г.
Кроме св. Митрофания, царь Петр нашел поддержку в лице архимандрита Дмитрия, вызванного им из черниговской епархии. Он был поставлен на кафедру митрополита тобольского и всея Сибири, но, по состоянию здоровья, должен был остаться в России и был переведен в Ростов Великий.
Назревавшее в духовенстве
и в народе недовольство нововведениями
царя Петра особенно сказалось в
связи с процессами царицы Евдокии
и царевича Алексея, в которых
иерархи и духовенство
Еще более возбудил против царя процесс царевича Алексея, который писал из-за границы многим архиереям и духовным лицам и этим замешал их в свое дело.
Из мероприятий, вызванных событиями нового времени, но сильно отразившихся на церковной жизни и усиливших противодействие реформам, было отобрание колоколов у церквей для перелития их на пушки и учреждение монастырского Приказа.
Царь Петр был противником монашества, считая всех монахов «тунеядцами», и стремился постепенно к сокращению числа монастырей и переведению их на положение трудовых домов. Над монастырскими имуществами был учрежден строгий надзор, много земель и денег было отобрано в казну, монахам было запрещено иметь бумагу и чернила и что-либо писать в кельях. Многие монастыри, даже там, где они составляли с государственной точки зрения оплоты русской культуры на окраинах, были закрыты.
Так как местоблюститель
патриаршего престола, митрополит Стефан
казался царю недостаточно сочувствующим
реформам церковной жизни, царь приблизил
к себе в качестве советника архимандрита
Феодосия Яновского, имевшего очень
свободный взгляд на религиозные
вопросы и умевшего подделываться
под мнение царя. Он вел светскую
жизнь и вызывал большой
Вторым помощником царь Петр избрал себе киевского монаха Феофана Прокоповича, человека очень начитанного, жаждавшего играть роль и участвовать в реформах. Похвала Петру I после Полтавской битвы обратила на него внимание царя. В 1716 г. он был вызван в Петербург и, не смотря на протесты местоблюстителя Стефана Яворского и ректора московской академии Феофилакта Лопатинского, обвинявших Феофана в склонности к протестантству, царь добился поставления его в епископы псковские и поручил ему составление нового положения по управлению Церковью (Регламента).
Царь Петр, после недолгого
глумления над верой и
К началу 1727 г. новое управление духовных дел и «Регламент» получили свою окончательную форму. Первое было сосредоточено в руках «Святейшего Правительствующего Синода», который явился параллельным «Правительствующему Сенату» государственным учреждениям. Он состоял из президента, двух вице-президентов, 4 советников и 4 асессоров из духовенства. Представителем царя в Синоде был обер-прокурор, «око государя и стряпчий по делам государственным». В указе об учреждении должности обер-прокурора говорилось: «Выбрать в синод из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог дела синодского управления знать». Восточные патриархи признали за Синодом право управлять Церковью.
При епархиальных архиереях были учреждены должности прокуроров и фискалов, или инквизиторов, а при Синоде устроен «инквизиторский приказ» для наблюдения за благонадежностью духовенства.
«Духовный Регламент», составленный
св. Феофаном Прокоповичем, подробно изъяснил
смысл и значение происшедших
перемен в церковном
Первым президентом Синода был назначен митрополит Стефан Яворский, но после его кончины в 1722 г. приемника ему уже не назначили. Вице-президентами были – еп. Феофан (Прокопович) и еп. Феодосий (Яновский).
Синод обладал в делах веры и управления очень широкими правами, но судебные права Церкви были значительно сокращены. Имущества, принадлежавшие патриархии, отобраны в казну.
Из мер, принятых к дальнейшему
ослаблению Церкви в конце царствования
Петра, надо отметить решение о сокращении
числа духовенства и указ 1723 г.,
запрещавший пострижение в
Военные реформы
Необходимость вести военные
действия с хорошо обученной шведской
армией вызвала дальнейшие преобразования
в военной сфере. Оформление принципов
регулярной армии началось с указа
1699 г. В 1705 г. правительство делает следующий
шаг – прекращает прием в вольницу
и переходит к набору рекрутов
непосредственно с
Система рекрутских наборов
оказалась устойчивой и достаточно
эффективной, просуществовав без изменений
170 лет – до 1874г. Анисимов Е.В. в
книге «Время петровских реформ»
объясняет такую устойчивость тем,
что рекрутская система полностью
отвечала особенностям социальной и
экономической структуры
Судьба рекрутов, становившихся пожизненными солдатами, была тяжка. В народе возникло сопротивление рекрутским наборам. Поэтому новобранцев заковывали в колодки как преступников, строили для них «станции» - места сосредоточения войск, мало чем отличавшиеся от этапных тюрем, клеймили специальными наколками, получившими у старообрядцев название «печать анархиста».
Рекрутская система
Анализируя причины поражения русской армии под Нарвой 17 ноября 170г, Петр отметил в своем «Журнале»: «искусство ниже вида», то есть крайне неудовлетворительное состояние боевой подготовки войск и искусства ведения военных действий.
Русские войска XVII в. не привыкли воевать в поле, предпочитая отсиживаться за стенами крепостей или в укрепленных лагерях. Тем самым инициатива отдавалась противнику. Так было и под Нарвой, когда, зная о приближении шведов, войска не вышли из палисадов, построенных вокруг осажденной Нарвы, и не встретили противника в полевом сражении, имея численное превосходство.
Петр понял порочность такой концепции. «Главной целью военных действий для Петра,- пишет Е.В. Анисимов, - становится не взятие крепостей противника, а нанесение поражения армии противника в непосредственном быстротечном контакте – бою, сражении. При этом Петр, взвешивая все слабые и сильные стороны и противника и свои, умел поступать осторожно, наверняка, с огромным запасом прочности, как это было, например, под Полтавой. Движение масс пехоты согласовывалось с действиями артиллерии и конницы, при этом сама кавалерия драгунского типа обладала широкими возможностями действовать самостоятельно, осуществлять операции стратегического масштаба…»
Соответственно новым
стратегическим и тактическим принципам
была изменена концепция подготовки
войск к боевым действиям. На смену
прежним смотрам раз в год
и редким учебным стрельбам приходит
постоянная подготовка, ориентированная
на активное ведение боевых действий.
Здесь сочетание
В основе тактического обучения войск Петра лежали не только технические приемы, но и воспитание ответственности, инициативы, сознательной дисциплины, без чего не мыслима боеспособная армия.
П.О. Бобровский, а вслед
за ним и Е.В. Анисимов ставят в
параллель в этом отношении военные
преобразования Петра и знаменитого
реформатора и полководца шведского
короля Густава Адольфа (1594-1632). Оба
стремились в военном деле уйти от
примитивной жесткости в
Одновременно с созданием армии продолжалось и строительство петровского флота, начатого на Воронежских верфях в 1695-1696 гг. Всего в Воронеже до 1702 г., по данным, приводимым Е.В. Анисимовым, было построено 28 кораблей, 23 галеры, много мелких судов. Судьба Азовского флота была печальной. После поражения русской армии от турецких войск в Прусском походе по мирному договору июня 1711 г. корабли Азовского флота были частью уничтожены, а частью проданы Турции, и крепости Азов и Таганрог отданы туркам. Это была одна из самых тяжких потерь в петровских войнах. Но к этому моменту Азовский флот, к счастью, не был единственным в России. Уже десять лет на берегах рек Балтийского бассейна строились корабли.
В 1702 г. была построена первая верфь на Балтике на реке Сясь. В 1703 г. на Свири возникла Олонецкая верфь, одна из самых крупных, а чуть позже – не менее большая Петербургская.
«Всего в петровский период было построено не менее 1164 кораблей и иных судов, причем львиная доля – на Петербургской и Олонецкой верфях – 386 судов, из которых 45 линейных кораблей. Эти цифры отражают колоссальные успехи кораблестроения за 20 с небольшим лет»,- пишет Е.В. Анисимов.
Сам Петр, по мнению историков
кораблестроения в России, был
незаурядным кораблестроителем, предложившим
много новых технических
Одновременно со строительством кораблей создавались мощные военно-морские базы в Петербурге и Кронштадте, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик, ныне Палдиски).
Петровское время стало расцветом галерного флота, известного с античных времен. Он особенно походил для войны в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов. Здесь пригодился опыт венецианских кораблестроителей.
Ко времени Гангутской битвы 1714 г. был создан морской щит Петербурга – Балтийский флот из 22 кораблей, а фрегатов и множества мелких судов. Этот флот был далек от совершенства: корабли были разнотипны, строились из сырого леса и потому оказывались недолговечными, плохо маневрировали. Не случайно в Гангутской операции вся тяжесть борьбы на море легла на галерный флот. И все же Россия сумела вытеснить шведов из Финского залива и добиться превосходства на море.
В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.
Информация о работе Петр I и значение его реформ для истории России