Политический портрет Людовика XI

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание

Говоря об эпохе второй половины XV века, можно сказать, что это была эпоха глубокого кризиса, поразившего социально-политические устои «классического» феодализма и феодальную культуру, кризиса, который, не уничтожив основ феодализма как социально-экономической формации, расчистил почву для торжества абсолютизма и развития раннекапиталистических отношений. Упадок традиционных институтов и обесценение привычных идейных ценностей, порождавшие чувство неуверенности за настоящее и будущее или, в более редких случаях, надежду, что все идет к лучшему, были тем важным побудительным мотивом, благодаря которому одни брались за перо, чтобы отстоять и утвердить старые ценности, а другие — чтобы пробить путь новым понятиям и представлениям.

Работа состоит из  1 файл

людовик.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Политический  портрет Людовика XI 

Введение 

Говоря  об эпохе второй половины  XV века,  можно сказать, что это была эпоха  глубокого кризиса, поразившего  социально-политические устои «классического»  феодализма и феодальную культуру, кризиса, который, не уничтожив основ феодализма как социально-экономической формации, расчистил почву для торжества абсолютизма и развития раннекапиталистических отношений. Упадок традиционных институтов и обесценение привычных идейных ценностей, порождавшие чувство неуверенности за настоящее и будущее или, в более редких случаях, надежду, что все идет к лучшему, были тем важным побудительным мотивом, благодаря которому одни брались за перо, чтобы отстоять и утвердить старые ценности, а другие — чтобы пробить путь новым понятиям и представлениям. 

Новая политическая обстановка отразилась на представлениях о правителе как  о личности, государственном деятеле, не могли и не отразиться на политическом портрете короля. 

Одним из выдающихся политиков своего времени, если не сказать самым выдающимся, был Людовик XI. Он оставил большой след в политике, экономике, обществе, государственной жизни Франции. Король активно проявил себя во всех этих областях, осмыслял их общим образом, не упуская ни малейшей мелочи, коим он предавал наибольшее значение в своей жизни и деятельности. 

С другой стороны, к нему применимо известное  замечание М. Блока, что «люди  больше походят на свое время, чем  на своих отцов». Поэтому помимо биографии и политического портрета ЛюдовикаXI также необходимо  подробно рассмотреть условия, сложившуюся во Франции во второй половине 15 века, с которыми ,без сомнения, пришлось считаться королю и более того выстраивать свою политику в соответствии с этими условиями.  

В этот период Франция с трудом изживала последствия Столетней войны, особенно внутриполитические, приведшие к значительному усилению самостоятельности крупной феодальной знати. Поэтому завершающий этап создания единого централизованного французского государства, который падает на это время, оказался эпохой драматической, безусловно, требующей выдающейся личности. 

В наше время, как считает Ж. Ле Гофф, история, как и другие общественные науки  продолжают переживать период усиленной  критической ревизии своих основ, возвращение к истории политических личностей, их мировосприятию, их биографии .

Можно считать, что эта тематика вполне актуальна для отечественной  науки и в том числе для  медиевистики. Так как  значимость роли личности в истории, политического  портрета персоналии  долгое время  находились на втором плане внимания ученых ,  уступая место проблемам экономической, социальной и политической истории, выявлению роли народных масс. 

К середине XV века, в только что вышедшей из продолжительной войны Франции, постепенно начинают складываться предпосылки  к абсолютизму. Как известно, особенно активно централизация шла в период правления

Людовика XI (1461-1483), одного из главных действующих  лиц эпохи и политика нового типа. За свое сравнительно недолгое правление(22года) этот король не только сумел объединить почти всю Францию под своей властью, но и подготовил основу для  абсолютизма.  

На престол  Людовик  вступил в 38 лет (родился  он в 1423 г.) уже сложившейся личностью  и опытным политиком. Формирование его мировоззрения проходило  на протяжении всей его жизни. Еще  будучи дофином Людовик уже вынашивал планы о своем централизованном государстве. За десять лет правления в Дофине он «обкатывал» на практике свою модель государственного правления. Он сумел поднять промышленность провинции путём развития на её территории ряда ярмарок; стал печатать свою монету; запретил в крае, любые рыцарские мелкие войны и так далее. 

Конечно, сама фигура Людовика XI и его политика стали объектом пристального интереса уже в его эпоху. В XVI веке начали собирать и публиковать сочинения  его современников и другие свидетельства об эпохе и личности этого государя. Объектом же серьезных научных штудий Людовик XI становится с середины XVIII века. 

Всю изученную  нами  французскую и отечественную  литературу по данной проблематике можно  хронологически  разделить на 2 блока: работы с нач XVIII века по н.в. и сочинения современников  Людовика XI  

Для первой половины XIX века одна из наиболее ярких  работ — сочинение А.-Ж. Варанта  «История герцогов Бургундских». В  центре внимания автора история взлета и падения дома Бургундских герцогов в период с 1346 по 1477 гг. Особый интерес у исследователя вызывает противостояние короля Франции Людовика XI и двух последних герцогов Бургундских – Филиппа Доброго и Карла Смелого. Он резко противопоставляет Людовика XI и Карла Смелого, причем если герцог Бургундский является для него воплощением средневекового рыцаря и государя, то Людовик – тиран, попирающий основы феодальной системы и рыцарские идеалы. Ограниченный рамками романтического направления, А.-Ж. Варант явно недооценивает личность и деятельность Людовика XI, идеализирует и превозносит Карла Смелого, как идеального правителя эпохи. Так, с легкой руки историков первой половины XIX века, работавших в русле романтизма, в историографии сложился образ Людовика XI как жестокого государя-тирана. Пожалуй, это связано с тем, что историки этого направления видели в нем, прежде всего, разрушителя рыцарской идеологии и феодальной традиции, сломавшего вековые традиции французского государства.  

Ярким событием в науке середины XIX века становятся труды Ж. Мишле. Свой знаменитый труд «История Франции» начатый в 1831 году, он превратил в дело всей жизни. Он разделял идеи прогресса, которые становились одним из постулатов рождающегося позитивизма, был мастером живописующей историографии, полемистом. Он не обошел стороной и Людовика XI, эпоху правления которого он характеризовал как переломный этап в истории Франции. В целом его оценку деятельности и личности Людовика отличает объективность. 

Что касается отечественной науки первой половины XX века к проблеме представлений о государе и к эпохе Людовика XI в целом, исследователи практически не обращались. Существует лишь несколько работ, посвященных его личности и истории правления. Безусловно, серьезный очерк Е. А. Косминского , заслуживает внимания. Исследователь предлагает достаточно емкий исторический очерк и в целом позитивную оценку деятельности Людовика XI, отмечает его заслуги в области экономики и централизации, но осуждает за установление тяжелого налогового бремени, которое полностью ложилось на плечи третьего сословия, за тяжелое положение крестьянства и горожан. 

Е. А. Косминский сравнивает Людовика XI с Иваном Грозным  и находит общие черты: оба  были жестоки, неразборчивы в средствах, оба одержимы страхами и религиозными порывами, оба боролись с родовой знатью. Но при этом исследователь отмечает, что Людовик был фигурой более мелкого калибра, ему не хватало величавой грозности Ивана Грозного. Оценки Е. А. Косминского, естественно, порождены марксистскими подходами к роли народных масс и характеру власти в феодальном обществе, к оценке деятельности королей через призму «тяжелого положения» народа. Однако для своего времени очерк. Дает в целом достаточно четкие представления об эпохе и самом Людовике XI. 

Особого внимания заслуживает труд  Жака Эре. Ученый, историк-медиевист, профессор ряда университетов Франции, руководитель Отдела Средних веков Сорбонны, объяснил основную причину созданного штампа феномена  неоднозначного  отношения к  личности Людовика XI .Он показал, что эвристический репертуар его предшественников состоял почти исключительно из нарративных произведений, в первую очередь хроник и мемуаров, которые далеко не всегда имеют беспристрастный характер . Не отрицая полностью подобных источников, Жак Эре отдал пальму первенства подлинным документам эпохи — письмам, ордонансам, протоколам, договорам и т. П. Подобный подход, по его мнению, должен заменить историю как «развлекательное чтиво» подлинным анализом эпохи и ее действующих лиц, прежде всего Людовика XI.

И действительно, Эре сумел создать произведение, значительно отличающееся от книг об этом короле, написанных его предшественниками,  

 Автор  всесторонне рассматривает личность  короля вопреки шаблону, созданному  предшествующими литераторами.  Чаще всего Людовика изображают трясущегося над каждым грошем, неотесанного, чуть ли не малограмотного суевера, жестокого палача и садиста, умертвлявшего как «по закону», так и с помощью яда и кинжала тысячи безвинных жертв своей болезненной подозрительности.

 У  Эрэ мы находим другую версию, порой резко контрастирующую со сложившимися в исторической науке представлениями о короле. В частности мы узнаём, что Людовик одевался не хуже других монархов, готов был, когда требовалось, идти на любые затраты, точно и ясно излагал свои мысли, будь то устно, будь то письменно; мало того, он даже не был чужд художественной литературе, явившись одним из родоначальников французской новеллистики. При этом Жак Эре отнюдь не скрывает отрицательных черт натуры Людовика, в частности, его эгоцентризма, подозрительности, жестокости, однако умело и доказательно вписывает эти качества как в условия личной судьбы короля, так и в особенности его эпохи. 
 

Вторую  группу источников составляют сочинения  современников Людовика XI, причем, как  сторонников, так и противников, сопоставление и критический анализ которых дает довольно ясное представление о личности короля и соответственно его политическом портрете . Обращение к ним позволит нам составить представление о том, насколько суждения Людовика XI были приняты во французском обществе второй половины XV века. И, прежде всего, среди них следует выделить «Мемуары» Филиппа де Коммина. 

Филипп  де Коммин (1447 – 1511) – превосходный политик и дипломат, очевидец расцвета и падения государств и династий, не просто ярый сторонник Людовика XI, но и человек близкий к нему и лично знавший многих государей Европы. Он испытал на себе их переменчивый нрав и, как никто другой понял, сколь многое зависит в делах государства и судьбах подданных именно от государя. 

Начать  работу над «Мемуарами» его подтолкнула просьба архиепископа Вьеннского Анджело Като, намеривавшегося написать историю царствования Людовика XI. Об этом Коммин пишет в прологе , на это в тексте указывают многочисленные обращения к архиепископу. Как сообщают исследователи, автограф «Мемуаров» не сохранился. Скорее всего, Коммин диктовал свои воспоминания. Именно диктующим он изображен на миниатюре одной из рукописей. Мы сочли возможным пользоваться не только текстом оригинала, но и превосходным переводом Ю. П. Малинина. 

Целью данной работы является исследование политического портрета Людовика XI, а так же его личности по источникам, литературе общего характера и монографиям, посвященным данной тематике. Для достижения цели, поставленной в данной работе, определены следующие задачи: 

  • Рассмотреть политическую и экономическую  обстановку во Франции второй половины XV века
 
  • Рассмотреть личность Людовика XI ,а также его  биографию
 
 
  • Выяснить  как обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться Людовику XI, повлияли на политический портрет короля
 
 
 

Теоретико-методологическая основа исследования определяется поставленными  целями и задачами, материалом и  характером источников. Для раскрытия  темы используется проблемно-хронологический  метод, то есть поэтапное решение  поставленных задач. Согласно этому методу каждая задача рассматривается как отдельная и самостоятельная проблема, но взаимосвязанная с другими. . Их последовательное рассмотрение, основанное на методе критического изучения источников, и синтез полученных выводов позволяют построить целостную картину политического портрета Людовика XI 

Важную  роль для раскрытия данной темы играл  системный подход, который позволяет  рассмотреть представления автора о характере и сферах деятельности государя во взаимосвязи с социально-экономической и политической жизнью общества Франции второй половины XV века, то есть в контексте исторических событий и условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.

Биография Людовика XI

«В тени отца»

Людовик родился в Бурже 3 июля 1423 года. В  это непростое время его отцу было 20 лет и он всего год был королем. Окруженный со всех сторон врагами и недругами (англичане, бургунды, бунтующий Париж), он был для них слабым авторитетом, всего лишь «королем Буржа».

Враги заявляли, что Францией будет править  английский король – совсем юный Генрих VI, которого больной и старый Карл VI назначил своим наследником.

Но Карл VII еще задолго до Жанны д'Арк  проявил себя решительным и энергичным правителем, способным быть не только «первым среди равных», но и претендовать на абсолютизм. В связи с этим рождение первого сына – Людовика было весьма вовремя и сильно упрочило позиции Карла VII.

Информация о работе Политический портрет Людовика XI