Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:29, контрольная работа
Вопросы:
Возникновение древнеегипетского государства.
Общественный строй.
Государственный строй.
Восточная деспотия.
Право.
РАБОВЛАД Е Л ЬЧЕСКОЁ ГОСУДАРСТВО и ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Вопросы:
1.
Возникновение
Египет - величайшая загадка древности.
Когда возникло это государство? Наука не дает точного ответа на этот вопрос. Лишь по косвенным данным определяется время, когда на берегах Нила закипела жизнь. В многочисленных научных трудах и учебниках современные египтологи называют «дни рождения» страны Хапи (одно из древних названий Египта) - вторая половина IV тысячелетия до н.э. Наука со времен Шамполиона, раскрывшего тайну иероглифов, ориентируется по Древней письменности и материальному наследию пирамидам, развалинам величественных храмов, сохранившимся скульптурным изображениям. Согласно официальному мнению ученых-востоковедов Сфинкс, например, был создан около 2500 г. до н.э. по распоряжению фараона (фараон с древнеегипетского означает «высший дом») из династии Хефрена, который, кроме того, построил вторую по величине из трех Великих пирамид Гизы и завещал похоронить себя в ней.
Однако в 1991 г. геолог из Бостона Р. Шоха, изучив особенности эрозии поверхности Сфинкса, объявил, что статуя должна быть старше на много тысяч лет, чем думают египтологи. Другой исследователь Ф. Доминго, художник по профессии, после тщательного сравнения лица Сфинкса и лица фараона Хефрена пришел к выводу, что черты Сфинкса не были скопированы с Хефрена, как утверждали до этого многие востоковеды. И наконец, ученый Р. Бувель с использованием «изощренной компьютерной техники» установил, что около 10500 г. до н.э. утром в день весеннего равноденствия созвездие Льва поднималось на восточном горизонте прямо перед Сфинксом. Ученый пришел к выводу, что Сфинкс был сооружен в отдаленную эпоху как указатель этого астрономического события. И Р. Бувель в соавторстве с исследователем необычных явлений Г. Хенкоком написал книгу «Хранитель бытия», в которой доказывается, что удивительная скульптура Сфинкса на самом деле была высечена из камня около 10500 г. до н.э., т.е. в конце последней ледниковой эпохи, как раз накануне катастрофического наводнения - Великого потопа, описанного в Библии, а не в XXV в. до н.э., как утверждает официальная наука.[Джеймс П., ]
Кстати, и Геродот отмечает, что со времени первого египетского царя и до последнего жреца Гефеста по имени Сетос, с которым вел беседы Геродот, прошло 341 поколение людей и за это время было столько же верховных жрецов и царей. Но 300 поколений составляют 10 000 лет, считая по три поколения в столетие. Да сверх еще 41 поколение дает 1340 лет. Таким образом, историк приходит к выводу, что Египет существовал уже 11 340 лет1. Но сами египтяне насчитали ему свыше 17 тысяч лет своего исторического существования. Так что Р. Бувель и Г. Хенкок недалеки от истины по поводу времени создания Сфинкса. И видимо, не без основания писал Геродот в своей «Истории», что египтяне считали себя самым древним народом на свете, по крайней мере до VII в. до н.э., т.е. до царствования фараона Псаметиха I. Взойдя на престол, фараон усомнился в этом. Он повелел отдать двоих новорожденных младенцев пастуху на воспитание среди стада коз. По приказу царя никто не должен был произносить в присутствии младенцев ни одного слова. Ему хотелось услышать первое слово, которое сорвется с уст детей после их невнятного лепета. И через два года младенцы произнесли слово «бекас», что означало «хлеб» на языке фригийцев - древнего народа, который когда-то переселился в Малую Азию из Фракии (Северная Греция) и говорил на индоевропейском языке. На этом основании египтяне заключили, что фригийцы еще древнее их, а сами они древнее всех остальных народов2. Страну назвали Кеми, или Страной Большого Хапи, т.е. Страной Большого Нила.[ Белов А.]
Название «Египет» греческого происхождения. Оно восходит к египетскому названию Хикупта (Ка-дом Пта). Так называлось главное святилище в Мемфисе. Египтяне были первыми, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать месяцев по тридцать дней с прибавлением в конце года еще пяти дней сверх того3. Это открытие они сделали на основе наблюдений за небесными светилами. Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда разливался Нил, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени - разлив, посев, жатва. Египтяне также первыми стали воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне.
На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. в Древнем
Древним основанием нома должно было служить племя. Во главе каждого нома стоял «царь» (номарх), он же являлся верховным жрецом местного культа и обладателем титула «начальник канала».
Объединение сорока областей произошло не сразу. Сначала возникли два отдельных царства - Верхний и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства (XXX - XXVIII вв. до н.э.) они были, по-видимому, насильственно объединены фараоном Нармером (Менесом). Знаменитое изображение подвигов Нармера на шиферной пластинке для хранения мази (палатка Нармера) служит вещественным основанием этой гипотезы. На одной стороне пластинки фараон в короне царей Верхнего Египта карает жителей дельты Нила (Нижнего Египта). На другой стороне он же в короне даря Нижнего Египта идет в сопровождении свиты чиновников среди обезглавленных трупов.
Уже в 3000 г. до н.э. Египет представлял собой хорошо организованное государство с царской властью. Первым египетским царем стал Мин (или Гор-Ата, около 2850 г. до н.э.), основатель I династии, который завоевал Нижний Египет и основал город Мемфис, по-египетски Мен-Нофир.
В этот период времени весь Нижний Египет, кроме Фиванской области, представлял болотистую местность. Мин первым построил высокую плотину у Мемфиса, которому прежде всего Нил угрожал затоплением, и выпрямил русло реки. За Мином следовало еще 330 других царей, имена которых жрецы по своим книгам перечисляли Геродоту, побывавшему в Египте за 550 лет до н.э. До Мина, утверждали жрецы, Египтом правили боги, среди которых выделялся царь Ор. Кто были эти «боги», представители какой цивилизации, остается загадкой. В течение многих веков царскую корону носили не только египтяне, но и эфиопы, греки и одна женщина-египтянка - Нитокрис (конец XXIV в. до н.э.)4, прославившаяся тем, что в отмщение за убитого брата коварно погубила многих соотечественников. Как пишет Геродот, царица велела построить обширный подземный покой. Затем под предлогом его торжественного открытия пригласила на праздник главных виновников гибели брата. Пока гости пировали, она приказала впустить в покои воду реки через большой потайной канал.
Однако Геродот почему-то не назвал еще двух женщин-фараонов. В конце XVIII в. до н.э. власть в Древнем Египте захватила Себек-Нефру-ра, представительница XII династии, и около четырех лет единолично правила страной под полным царским титулом, а спустя около 300 лет к власти пришла Хатшепсут, дочь фараона Тутмоса I, основоположника египетской мировой державы.
Она незаконно провозгласила себя фараоном вместо юного Тутмоса III, объявив его своим «мужем», хотя на самом деле являлась его мачехой. В течение своего правления (1525 - 1503 гг. до н.э.) не воевала, боясь усиления войска. В ее время была совершена торгово-военная экспедиция в Пунт, находящийся в Нубии. В годы ее правления возвысился Сенмут, крупный администратор, организатор, выдающийся архитектор, ученый-астроном. Сенмут был сыном незнатных родителей. Продвинулся по службе в хозяйстве храма Амона, где сперва стал «начальником дома (хозяйства) Амона», а потом «великим начальником дома Амона», «начальником житницы Амона», «начальником полей Амона», «начальником скота Амона», «начальником челяди Амона», «начальником работ Амона». Имел жреческие титулы: «жрец ладьи Амона», «жрец храма (бога) Монта».
У Сенмута были все права заявить в надписи на его статуе, которую поставили в храме богини Мут в Карнаке: «Я величайший во всей этой стране». Хатшепсут назначила его «великим домоправителем царицы Хатшепсут», «великим домоправителем царевны Нефру-ра», старшей дочери Хатшепсут, «казначеем царя Нижнего Египта». Он был архитектором в храмах Карнака, Луксора и др. Известен Сенмут и другими архитектурно-строительными работами. Так, под его руководством были высечены из гранита огромные обелиски в Асуане и в течение семи месяцев доставлены в Карнакский храм. Один из обелисков весом в 323 тонны и высотой в 29,5 метра возвышается там до сих пор. Но главное творение Сенмута - храм Хатшепсут в Дейр-эль- Бахри, развалины которого поражают зрителя и сегодня. В конце жизни Сенмут был обвинен в заговоре против Тутмоса II, и Хатшепсут вынуждена была казнить его. Была в истории Египта еще и четвертая женщина-фараон династии Рамессидов Та- Усерт, но о ее жизни и деятельности почти ничего не известно.[ Замаровский В]
Египтяне считали свою страну «житницей мира». Ежегодно разливавшийся Нил намывал глубокий слой черного плодородного ила. Отсюда еще одно название Древнего Египта - Ке- мет, т.е. черный.
Труд египтян превратил эти земли в цветущий оазис. Древние источники утверждают, что завоеватель Египта Амар ибн аль-Ас в VII в. писал своему повелителю халифу Омару: «Здесь лежит сухая, безводная пустыня. Она простирается в обе стороны, и между двумя возвышенностями лежит страна чудес. Все ее богатство происходит от благословенной реки, которая течет с достоинством халифа. Регулярно, как солнце или луна, она поднимается и снова падает. Приходит час, когда все источники мира должны платить дань этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: тогда вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь. Но затем в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут собрать богатства, которые она передала матери- земле. Таким образом Египет представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытого густой грязью, роскошного зеленого луга и полей, покрытых великолепным урожаем».[Васильев А.М. ]
А ведь в то время сама страна была невелика: ее площадь равнялась примерно площади Крымского полуострова и была даже немного меньше, чем такое небольшое государство, как Бельгия.[Петровский Н.С.]
По словам Геродота, нет на свете другого народа, который бы так легко, как египтяне, добывал себе пропитание. Им не нужен был плуг, чтобы вспахивать почву. После каждого разлива, когда река, оросив поля, снова возвращалась в берега, каждый египтянин засевал свой участок и выгонял на него стадо свиней, которые и втаптывали семена в землю. И людям оставалось только ждать наступления времени жатвы, не зная изнурительного труда. Так же, с помощью свиней, обмолачивалось зерно. Хотя свинью в Древнем Египте считали нечистым животным. Тот, кто проходил мимо свиньи, должен был немедленно идти к реке и в одежде погрузиться в воду. Свинопасам не разрешалось входить в храм. Им нельзя было брать в жены девушку из семьи не свинопасов, а также отдавать замуж дочь за представителей иной профессии. Однако свинину в пищу употребляли. Выращивая злаки, египтяне тем не менее готовили хлеб не из зерна, а из полбы, по-египетски называемой «киллестис».
Египет стоит у истоков европей
В них повествуется об объединении Египта под властью северного царя Несубанебдеда, который сделал столицей страны Фивы; о вторжении в Египет эфиопского царя Шабаки (715 - 655 гг. до н.э.), который подчинил всю Нильскую долину, поступая при этом весьма жестоко с покоренными (например, он заживо сжег египетского фараона Бекнеранфа); о 19-летнем царствовании в Египте и Персии Дария II и о приобретении Египтом независимости после его смерти; о царе Анитресе, родоначальнике XXVIII Саисской династии, который взошел на трон после смерти Дария II в 401 г. до н.э.; о царях XIX Мендесской династии: Неферите I, правившем 6 лет, Ахорисе, бывшем на троне 13 лет, Псаммуфе, царствовавшем всего год, Муфе, также бывшем царем всего один год, и Неферите II, который процарствовал лишь четыре месяца. Манефон дает историческую картину царствования XXX Севаннит- ской династии, первым фараоном которой был Нектанеб (Гор- Хеба), имевший тронные имена «Услаждающий сердце Ра», «Избранник Амона», «Утоляющий сердце Ра», «Защитник Египта» и т.д. ».[ Тураев Б.А. ]
Нектанебу, как сообщает Манефон, пришлось вести особенно долгую войну с персами. В 374 г. до н.э. из Акко выступили персидские войска, насчитывавшие в своих рядах 200 тысяч греков и 300 военных судов. Мендесское русло, куда направился противник, охранял гарнизон египетских войск в составе 3000 человек. Силы были явно неравны. Несмотря на мужественное сопротивление, египтяне не выдержали натиска захватчиков и были разбиты. Часть гарнизона погибла, а часть взята в плен и превращена в рабов. Пока шел спор между предводителем греков Ификратом и командующим персами Фарнабазом по поводу немедленно идти на Мемфис или подождать, египтяне подтянули силы и нанесли сильные удары по пришельцам. В результате Фарнабаз увел персов в Азию, а Ификрат сбежал в Афины. Не помог персам даже знаменитый греческий полководец Тимофей. Эти сведения подтверждает и Плутарх. Персы не рискнули снова идти в Африку, и Египет на этот раз был спасен.
Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле, технике и сельском хозяйстве.
Большой след в истории Древнего Египта оставил фараон Сесострис III, царствовавший в 1878 - 1841 гг. до н.э. Совершив походы к Аравийскому заливу и Красному морю, он переправился в Европу, воевал со скифами и фригийцами, побывал на Кавказе, в частности в Колхиде. По утверждению Геродота, кол- хи - жители Колхиды - по своему внешнему виду, обычаям и традициям являлись потомками египтян, оставивших здесь свой след после походов Сесостриса III.
Он был одним из немногих фараонов, которые властвовали над Эфиопией. В Египте Сесострис немало сделал для строительства каналов, в результате, как тогда говорили, страну нельзя было проехать ни верхом, ни на повозке - мешала густая сеть каналов, вырытых в разных направлениях. По приказу этого царя между всеми жителями страны была разделена земля - каждому по квадратному участку равной величины. Эта мера давала возможность фараону устанавливать и получать большие доходы от поземельной подати. Если участок подмывала вода, объем подати пересчитывался. Тогда-то и родилось землемерное искусство.
Крупную роль в истории Древнего Египта играл фараон Шешонк I, совершивший походы в Сирию, чтобы напомнить ей о египетском владычестве и для того, чтобы, захватив Иерусалим, пополнить казну за счет сокровищ, накопленных царем Соломоном. Об этом есть сведения в Библии. Дело Шешонка I продолжали фараоны Осоркон II, Шешонк II, Такелот II, Шешонк III, Пимай, Шешонк IV и другие.
Египтяне были самыми богобоязненными людьми на Земле. В их религии огромную роль играли культ мертвых и верования, связанные с представлениями о загробном мире. Существование после смерти казалось древним египтянам гораздо более важным, чем земное бытие.
Египтяне первыми стали развивать мысль о бессмертии человеческой души. По их верованию, когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через тела всех земных и морских животных и птиц, душа снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет.
Как видим, задолго до нашего времени древние египтяне интересовались вопросами реинкарнации. Глубокая религиозность древних египтян позволяла некоторым жрецам добиваться высокого положения и даже становиться фараонами. Так, царем становится жрец Пианхи, который проявлял притязания на владение Нижним и Верхним Египтом. В южных номах ни одна крепость не закрывала перед ним ворота.
Многие божества почитались в виде животных или птиц. Сокола Гора (или Хора) с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. Сокол изображался на письменных штандартах, он же показан приносящим победу Нармеру над Северным Египтом. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности. Солнечное божество в Египте называлось Ра (Амон-Ра, Себек-Ра, Менту-Ра). Священными считались кошки (они хранили запасы провизии от грызунов), коровы, особенно бык. В 526 г. до н.э. персидский царь Камбиз, завоевывая Египет, прибег к чудовищной хитрости. Он приказал отловить как можно больше кошек и раздать своим воинам. Те привязали кошек к щитам и вступили в сражение. Египтяне не отважились напасть на шипящую и вопящую ораву кошек и покорно сдались в плен. Камбиз одержал легкую победу.
Информация о работе Рабовладельческое государство и право Древнего Египта