Рабовладельческое государство и право Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:29, контрольная работа

Описание

Вопросы:
Возникновение древнеегипетского государства.
Общественный строй.
Государственный строй.
Восточная деспотия.
Право.

Работа состоит из  1 файл

Египт сканер.docx

— 105.82 Кб (Скачать документ)


на весь Египет врачу. Имхотеп ответил так: «Начерти, государь, на земле квадрат и положи на него шесть миллионов неотесанных камней — они представят собой египетский народ. На этот слой положи шестьдесят тысяч обтесанных камней - это твои низшие служащие; Сверху положи шесть тысяч полированных камней.- это высшие чиновники. На них положи шестьдесят камней, покрытых резьбой — это твои ближайшие советники и военачальники. А на самый верх водрузи один камень с золотым изображением солнца — это будешь ты сам».[щербаков В.и]

Так по замыслу Имхотепа невероятным трудом тысяч рабов на традиционном мемфисском кладбище близ Саккара была воздвигнута пока еще ступенчатая, но из камня пирамида высотой 60 метров, покоившаяся на искусственной террасе.

Прошло несколько десятков лет, и на берегу Нила в нынешнем Дашуре более чем на сто метров поднялась пирамида Сноф- ру. Она уже имела классические очертания с ровными гранями. А немного ниже по течению Нила, в Гизе в начале XXVII в. до н.э. зодчий Хемиун поднял к небу стосорокаметровую пирамиду фараона IV династии Хуфу, известного нам как Хеопс.

Неимоверной эксплуатации подвергались рабы при строительстве этой гробницы, ведь пирамида сооружалась с помощью каменных и медных орудий очень точно и искусно. Толщина швов между каменными блоками не превышала 0,5 см, и швы кажутся легкими царапинами на камне. На эту пирамиду пошло 6,5 млн тонн камня. Высота ее 140 м. Наполеон подсчитал, что блоков, из которых сооружены три пирамиды в Гизе, хватило бы для того, чтобы обнести всю Францию стеной высотой в 3 м и в 30 см толщиной6. По древним свидетельствам, в пирамиде замурованы строительные чертежи и проекты самого фараона.

Хеопс заставил всех египтян  работать на себя. Одни перетаскивали к Нилу огромные глыбы из каменоломен в Аравийских горах, другие тащили их дальше до Ливийских гор. Выполняли эту работу 100 тыс. человек, непрерывно сменяясь каждые три месяца. Измученному народу приходилось тащить каменные глыбы длиной примерно в 10 м. Десять лет продолжалось строительство этой дороги и подземных покоев на холме, где стоят пирамиды. В этих покоях Хеопс устроил свою усыпальницу, проведя на гору Нильский канал. На это все было израсходовано 1600 талантов серебра - сумма по тем временам астрономическая.

Нуждаясь в деньгах, Хеопс  даже заставил собственную дочь торговать собой. Выполняя поручение отца, дочь задумала поставить памятник и себе самой: каждого своего клиента она просила привезти ей по крайней мере один камень для сооружения гробницы. Из этих камней и была построена средняя из трех пирамид, что стоит перед великой пирамидой фараона. Царствовал Хеопс 50 лет. После него на престол взошел его брат Хефрен, который также построил рядом свою пирамиду. Не отстал в деле возведения пирамид от отца и дяди сын Хеопса Микерин7.

Раскопки погребений дают немало сведений, а иногда и ценностей. Тонны золота были извлечены из одной только гробницы Тутанхамона.

Чудом света называли древние  греки статуи Мемнона, воздвигнутые 40 веков тому назад. И хотя они были созданы за 600 лет до Троянской войны, легенда уверяет, что этот памятник связан со знаменитым героем Илиона - Мемноном, который пришел на помощь Приаму, когда тот бился с Ахиллесом. Оба погибли. Голос Мемнона неутешная мать заключила в статую, и каждый раз, когда вставало из мрака солнце или пламенем разливалось по небу перед закатом, статуя издавала жалобные звуки. Несмотря на то что это миф, такой звук действительно слышали многие8. Есть исторические свидетельства, зафиксированные греческим историком и географом Страбоном, что пение статуи напоминало звук лопнувшей струны. Камбиз, захватив Египет, приказал отпилить верх одной из статуй и сбросить вниз, ибо, по его мнению, «никто не должен петь». Однако ноги статуи и трон по-прежнему пели9. Столь могущественна была сила искусства, воплощенная руками талантливых мастеров и рабов.

Рабский труд, положение раба, его бесправие, налагая отпечаток на все общество, в особой степени сказались на судьбе крестьянина-общинника и ремесленника. Эволюция этих классов шла от свободного состояния к зависимости, и весь ход этой эволюции был отмечен сильнейшим влиянием рабовладельческих порядков.

2.2. Государственный строй

Во все периоды истории Древнего Египта его главой был царь, которого мы вслед за древними греками называем фараоном. Египтяне предпочитали не называть ни имени фараона, ни даже его титула. Они говорили: «во дворце решили», «во дворце сказали» и т.п.

Древний Египет по своему политическому устройству представлял собой самое централизованное и бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присуще было четкое разделение функциональных обязанностей чиновников различных рангов. Это было государство, причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляются загадочными.

Раннему царству соответствуют I и II династии фараонов. Предания называют, как сказано выше, Мина первым фараоном. От этой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, что фараону покровительствует царский бог Гор, который изображался в виде сокола. Титулатура I династии содержала иероглиф правления божественного Гора - сына убитого Осириса. Цари этой династии, кроме добавленного имени Гора, имели нечто вроде прозвища - Скорпион, Двойник, Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостное Сердце, Дружественная Утроба, Высокая Рука. В двойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означал господство над Верхним Египтом, красный - над Нижним. Символом первого был коршун, второго - змей-аспид. Вторая династия обозначалась не Гором, а Сетом.

Египетским фараонам поклонялись как богам, но их каждодневные занятия были детально регламентированы неизменными строгими предписаниями. Их жизнь не была похожа на жизнь других монархов, которые ни за что не отвечали и могли делать все, что им заблагорассудится. Напротив, все, что относилось к фараонам, было установлено законом — не только их официальные обязанности, но и быт. Днем и ночью существовали часы, когда фараон должен был делать не то, что ему нравилось, а то, что ему предписывалось. Предусматривалось не только время для ведения общественных и судебных дел, но и часы прогулок, омовения, возлежания с женой - короче, все жизненные отправления. Предписанная обычаем диета была проста: в пищу фараон мог употреблять только телятину и мясо гуся, а выпивать лишь определенное количество вина.[Тураев Б.А.]

Опору власти фараона  составляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Номархи-чиновники имели большие права и обладали огромным достатком. Их гробницы поражали роскошью, саркофаги - сложностью и тщательностью отделки, дороговизной материалов. Номархи строили храмы и устанавливали свои статуи.

У самого фараона  имелось немало придворных. Центральное управление возглавлялось сановником, которого принято называть (по-арабски) визирем (древнеегипетское наименование - джати). Один из визирей Древнего царства так перечисляет свои обязанности: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), творить суд и осуществлять высшие полицейские функции. Особо упоминается о том, что визирь является также председателем шести судебных палат.

Помимо визиря, источники называют в качестве одного из самых важных сановников государства  главного казначея («заведующего всем, что дает небо, земля и воздух»). Затем идет начальник работ, обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой. В одном ряду с ними стоит сановник, управляющий «домом оружия» (занятый комплектованием и снабжением армии).

В практику управления рано вошли всякого рода советы и  совещания (вроде военного совета), объезды областей (в том числе  и царские объезды), переписи населения, податные списки. Особые инструкции предписывали правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей, устанавливали ответственность за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб.

Весь  служилый люд, начиная от свободного земледельца и заканчивая царскими слугами, обозначался универсальным термином «хам». Всего в Древнем Египте существовало семь каст - жрецы, воины, пастухи коров, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчии. Каста воинов делилась на каласириев (нубийская пехота) и гермотибиев (кавалерия). И тем и другим запрещалось заниматься каким-либо ремеслом, кроме военного дела. Воинам жаловалась в надел земля, которая не облагалась налогом. Кроме того, они ежегодно служили телохранителями, за что получали дополнительно хлеб, говядину, вино и другие продукты.

В стране действовал многочисленный штат писцов: все учитывалось и докладывалось царю. Писцы аккуратно вели свои записи. Это были очень короткие деловые отчеты «о тех, которые приносят воду», «о тех, которые приносят овощи», «о тех, которые приносят рыб», «о тех, которые спиливают деревья», «о тех, которые делают гипс» и т.д. Также производились пометки о выдаче инструментов, продовольствия, одежды. Напротив многих имен стояли «птички» - пометки писца при проверке списков. Обычная картина того времени: писец причаливает к берегу Нила, записывает урожай. Его помощники с палками говорят: «Дай ячмень!» Но ячменя у крестьянина нет, и земледельца бьют, связывают и бросают в колодец, связывают его жену и детей. Соседи, видя эти издевательства, в страхе разбегаются.

Царский престол  могли, как отмечалось, занимать женщины. Эта традиция утвердилась еще при третьем царе I династии. Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти. Правителю стали приписывать все победы, оставляя в тени боевые успехи гермотибиев и каласириев. На изваяниях фараон в окружении опахалоносцев и царских слуг всегда возвышался над всеми остальными.

Второй период истории Древнего Египта - Старое царство (большая часть III тысячелетия до н.э., Ill - IV династии) - ознаменовался сооружением великих пирамид, подъемом производительных сил и массовым принудительным трудом сотен тысяч человек. Власть фараона стала абсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначение должностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, служба судоходства, высший суд - все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, приказывал, казнил, миловал, вводил новые указы, отменял старые и т.д. Только самым близким вельможам позволялось целовать ноги царя, всем остальным - то место, где он сидел или стоял. Касаясь носами пола, они ползли к повелителю. Ближайшее окружение царя и сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определяется как централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась, фараоны стали именовать себя «детьми великих богов мироздания», «вторым солнцем», позднее - сыновьями Ра. Царя-победителя изображали в виде льва с человеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступление против царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялись преступлением, самым тяжким грехом.

За прошедшие до начала нашей эры 3000 лет на египетском троне восседали фараоны 30 династий. Этих полубогов в бело-красной короне было свыше 200, и среди них - талантливые администраторы, полководцы, тираны, миротворцы, авантюристы и душевнобольные. Особенно выделялись Яхмос I, Шешонк I, Осоркон I, Такелот I, Осоркон II, Шешонк II, Такелот II, Шешонк III, Пимай, Шешонк IV, Неферит I, Тутмос I, Тутмос III, Рамсес II, Рамсес III. .[Тураев Б.А.]

Правили в различные времена Египтом и цари-завоевате- ли:- эфиопы Пианхи и Шабака, который основал в XXV в. до н.э. Эфиопскую династию, ассирийские правители Ассахардон и его сын Ассурбанипал, персидский царь Камбиз и многие другие. Но Египет всегда после крушения и разграбления восставал, как Феникс из пепла.

Особое место в истории и культуре Египта занимает фараон Аменхотеп IV. Фиванские жрецы бога Амона, опираясь на свои привилегии и постоянно растущие богатства, постепенно создали некое государство в государстве, вступили в прямой конфликт с фараоном. Дабы сломить могущество священнослужителей, Аменхотеп IV запретил культ Амона и в соответствии с древним почитанием солнца ввел новый культ Атона - «Солнечного диска». Прекратились щедрые дары в храмы старых богов. Затем Аменхотеп IV, что означало «Амон доволен», сменил это имя на новое - Эхнатон, т.е. «Полезный Атону», и переселился во вновь основанную столицу Ахетатон в местности, известной под традиционным названием Амарна.

Единомышленницей и помощницей в делах Эхнатона была его жена - знаменитая царица Нефертити, что означало «Красивая пришла». После реформы культа Амона она получила новое имя - «Нефериефруатон-Нефертити», т.е. «Прекрасна красота Атона».

После смерти Эхнатона жрецы сделали все, чтобы не осталось и следа от его реформ. Были уничтожены скульптуры и его самого и Нефертити, остались неизвестными и места их захоронения.

Бесчисленными войнами прославился Рамсес II. Третий представитель XIX династии, он начал новую эпоху в истории Древнего Египта - эпоху Рамессидов, вступив после смерти отца, фараона Сети I, на трон (1317 г. до н.э.) в возрасте 22 лет. Рамсес II выстроил большие дворцы и храмы и оставил потомкам бесчисленные надписи на стелах, обелисках и стенах. Многие из этих надписей содержат отчеты о его сражениях, некоторые иллюстрированы картами полей сражений и рисунками, изображающими его армии и армии врагов. В одной из надписей рассказывается о грандиозной битве при Кадеше, который защищали не «народы Хетта», как сообщалось в Библии, а сирийцы. Молодой правитель Египта осуществляет военные кампании в Финикии, Сирии, укрепляет египетское господство в Палестине, проникает в Заиорданье, захватывает города Эдем, Моав, о чем свидетельствует Библия, сражается с хеттами при Кадеше в Малой Азии. Долгое 66-летнее царствование (1317 - 1251 гг. до н.э.) Рамсеса II оказалось последним продолжительным взлетом былого могущества Страны Большого Хапи.

На протяжении долгой истории Египет неоднократно подвергался нападениям извне. В VII в. до н.э. он потерпел поражение от эфиопов во главе с царем Шабакой, в VI в. до н.э. страну захватил персидский царь Камбиз, а в IV в. до н.э. Египет, как и многие государства древнего мира, был покорен Александром Македонским.

Информация о работе Рабовладельческое государство и право Древнего Египта