Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:29, контрольная работа
Вопросы:
Возникновение древнеегипетского государства.
Общественный строй.
Государственный строй.
Восточная деспотия.
Право.
Образ жизни египтян, по словам Геродота, был почти во всех отношениях противоположным образу жизни остальных народов. Так, например, у них женщины ходили на рынок, торговали, а мужчины находились дома и занимались ткачеством. Мужчины носили тяжести на голове, а женщины - на плечах.
История Древнего Египта делится, еще по определению древнеегипетского историка Манефона, на следующие периоды:
1)Раннее царство (3100 - 2800 гг. до н.э.), время царствования первых двух династий египетских фараонов;
2)Древнее, или Старое, царство (около 2800 - 2260 гг. до н.э.), в который включается время царствования III - IV династий;
3)Среднее царство (около 2250 - 1700 гг. до н.э.), время царствования XI-XII династий;
4)Новое царство (около 1575 - 1087 гг. до н.э.), время царствования XVIII - XX династий египетских фараонов.
Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства - первая в истории мировая держава, огромное разно племенное государство, созданное путем завоевания соседних народов. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными ресурсами области. В конце Нового царства Египет стал добычей завоевателей - сначала персов, затем римлян, включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.
2. Общественный строй и Государственный строй
2.1. Общественный строй
Господствующий класс древнееги
В конце Древнего царства, воспользовавшись ослаблением центральной власти, светская аристократия, особенно провинциальная (номовая), добивается почти полной независимости. Благодаря разного рода «защитительным» (иммунитетным) грамотам, испрашиваемым у правительства, собственники провинциальных имений приобретают освобождение от тягот и повинностей в пользу государства. Особенно преуспевают в этом провинциальные правители-номархи. Древнее царство распадается.
В период Среднего царства, несмотря на выдающиеся успехи централизации, номовая аристократия сохраняет и упрочивает привилегии. Аристократы называют свои имения «отцовскими» - «дом отца моего», т.е. наследственными, а значит, не имиисящими от воли правительства. Наследственными становятся перешедшие от предков титулы и даже должности, в особенности должность номарха. Нередко номархи достигают высоких государственных постов. Так, из номархов вышли XXIV и XXX династии фараонов.
В период Нового царства положение светской аристократии меняется к худшему. Оставаясь господствующим классом, она вынуждена мириться с деспотическим господством фараона и его правительства, с одной стороны, и выдвижением жречества - с другой.
Трудно даже представить ту необыкновенную роль, какую жрецы играли в Древнем Египте. Они были наставниками молодых поколений, прорицателями, а следовательно, советниками живых и судьями умерших, которым их воля и знания обеспечивали вечную жизнь. Жрецы не только исполняли обряды, но и лечили больных в качестве врачей, руководили ходом общественных работ в качестве инженеров, влияли на политику в качестве астрологов, но главное - людей, знающих свою страну и ее соседей.
К периоду Нового царства относится правление фараона- реформатора Аменхотепа IV, принадлежавшего к XVIII династии. Вскоре после своего восшествия на престол молодой пра- нитель приступил к реформам, направленным на ограничение власти жрецов, чье могущество к тому времени начало представлять серьезную угрозу абсолютной власти фараона. Он отверг вековую пантеистическую традицию Египта и ввел монотеизм5 , создав новое религиозное учение о едином боге Атоне, который изображался в виде солнечного диска с распростертыми благословляющими лучами-руками.[Майер Г.Р. ]
На шестом году своего правления фараон перенес столицу из древних Фив в построенный на новом месте город Ахетатон - «горизонт Атона» и стал именовать себя Эхнатоном, т.е. «угодным Атону».
В этот исторический период, именуемый Амарнским (по названию современной арабской деревни Эль-Амарна, где проводились раскопки), большого развития достигло искусство, которое знаменует собой подъем реалистических исканий Нового царства. 22 портрета, найденных при раскопках мастерской гениального скульптора эпохи Амарны Тутмеса, поражают почти осязаемой живостью. Шедеврами амарнского искусства являются скульптурные изображения одной из самых красивых и умных женщин своего времени, жены фараона Аменхотепа IV - знаменитой Нефертити. Небольшая статуэтка этой женщины - вершина древнеегипетского искусства, результат художественно-эстетического переворота, который произошел в эпоху Амарны. В Эль-Амарне, кроме того, были найдены 300 клинописных табличек XV в. до н.э.. Это письма сирийских и палестинских князей к фараонам Аменхотепу III и Эхнатону.
Огромное значение жречества, непосредственное вмешательство жрецов в судебные дела и управление не являются особенностями только египетской истории. То же самое наблюдалось во всех государствах Востока, включая Вавилон и, конечно, Древнюю Индию. И все-таки то положение, которое замкнутое жреческое сословие приобрело в период Нового царства, заслуживает особого внимания. Как сами храмы, так и жрецы в отдельности овладевали огромными богатствами - землями и драгоценностями. Жреческое звание стало наследственным в определенных семьях. Назначение на церковные должности производилось независимо от правительства.
Доступ к государственным должн
В «Поучении Птахотепа» утверждается, что деление людей на «низших» и «высших» установлено самим богом и поэтому противиться такому положению нельзя и богопротивно. Имея в ниду частые волнения, доходившие до крупных восстании, автор «Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка- Ра» призывает относиться к бедным людям как к врагам царя. Оправдывалось социальное неравенство, существование рабовладельческого строя. Об одном из крупнейших восстаний рабов и бедного простого народа против господства номархов и фараонов рассказывается в «Речении Ипувера». Восстание 1700 г. до н.э. завершилось успешно, но положение людей не изменилось. Коренных социальных преобразований не произошло, рабство оставалось. Поэтому Ипувер предлагает вернуться 1С старым порядкам.
Основная масса сельского насел
Существовавшая у всех народов древнего мира сельская община возникла вместе с разложением рода и под влиянием этого процесса. От родовых порядков сохранилась коллективная собственность на землю: покупать, продавать, обменивать ее возможно было только с согласия всех участников общины. В отличие от порядков, существовавших в роду, каждая входившая в сельскую общину семья владела особым участком вначале временно, на условиях более или менее регулярного передела, а затем постоянно.
В общем пользовании оставались свободные земли, включая нераспаханную целину, луга, леса и пр. Нередко случалось, что часть земли обрабатывалась сообща, а полученный урожай шел на уплату налога, на создание запасов.
Большую часть членов общины связывали между собой родствен
По своему характеру сельская община является переходной формой от коллективной собственности на землю, коллективного пользования ее плодами к частной собственности, индивидуальному хозяйству. Однако в условиях Древнего Востока сельская община сохранилась и после того, как возникло классовое общество. Это объясняется характером земледелия - исключительно орошаемым. Зависимость от данной системы ирригации мешала крестьянам разорвать связь с общиной, хотя многие ее порядки были для них стеснительными. Они находили выход в том, что прибавляли к своему исконному наделу новые земли, лежавшие за пределами общинного орошения (так называемые высокие поля), устраивая колодцы за собственный счет.
Но таких крестьян было мало. Большая часть общинников беднела по мере дробления хозяйства, которое делилось между наследниками, и по другим причинам. В хозяйствах египетской знати (на храмовых землях) было занято много крестьян, которые, потеряв свои общинные наделы, существовали на довольствие. Жили они в принадлежавших землевладельцу селениях и управлялись надсмотрщиками.
Это обычная картина для эпохи Среднего царства: упоминания о покупке земли разбогатевшими крестьянами, чиновной и военной знатью становятся весьма многочисленными, идет разорение сельской общины, усиливается неравенство в ее среде.[истр. зс]
Уже в Среднем царстве сельские общины фактически превратились в податные единицы, которые были втянуты в цар- ско-храмовое хозяйство и административно зависели от него. Среди свободных общинников-крестьян, называвшихся весьма характерно - неджес (маленькие), постепенно выделялись сильные неджес, располагавшие правами частных землевладельцев, которые вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточных ремесленников в городах составляли средний слой, переходный от свободных мелких производителей к господствующему классу. Рабы и неполноправная беднота пополняли рабочую силу не только царских, храмовых хозяйств, хозяйств египетской аристократии, но и зажиточных общинников и богатых ремесленников. Наряду с неджес существовала особая категория египетского народа, близкая к неджесу по положению, называемая немху. Это землевладельцы, имевшие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле администрации фараона могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе в зависимости от
потребностей и нужд государства,
Такое их положение было связано
с созданием системы
В эпоху Нового царства работа на чужой земле, государственной и храмовой по преимуществу, стала уделом большой части египетского крестьянства. Забота об орошении перешла к центральному правительству. Старая община, по-видимому, прекратила свое существование.
Работавший на государственной земле крестьянин («царский человек») не имел ни семян, ни волов: и тем и другим его снабжало государство. Полученный урожай подлежал строгому учету, и большая, его. часть изымалась. В Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денежного обращения вначале не существовало. .[истр. зс]
Все платежи также производились натурой. Но несмотря на то что можно было гуся обменять на зерно, а скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товара. Во времена Нового царства таким эталоном стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно со спиралью. На одном из изображений в храме Тота служитель нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена имен
но таким способом. Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало «кольцо», Но со временем стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость.
После завоевания Египта в VI в, до н.э. персидским царем Камбизом его сатрапы, особенно сатрап Египта, стали чеканить серебряные монеты в огромном количестве используясь высоким курсом серебра-, скупали все продукты, добываемые в стране.
Что касается торговли, то внутри Египта она велась не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. Иное дело внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими как Нубия, Сирия и Ливия. Особенно активно шла торговля со «страной Пунт», местоположение которой до сих пор точно не определено. Одни ученые полагают, что это была Индия, другие — африканское побережье, третьи - берег Красного моря, где сейчас находится Сомали. Самый ценный товар, который вывозился из «страны Пунт», — ладан.
Периодически в Египте проводились смотры населения, имевшие целью насильственное причисление людей к тому или иному разряду работников; большую часть обязывали к работам на государственных и храмовых землях.
Система принудительного труда была связана с системой насильственного прикрепления людей к определенным профессиям. Платой за труд, в том числе труд ремесленников, служили продовольственные паи и выдача одежды.
В период Нового царства с распространением системы принудительного труда различия в положении рабов и свободных тружеников стали стираться. Как и свободные крестьяне, рабы массово привлекались к работам в дворцовом хозяйстве или наделялись землей. В последнем случае заметно некоторое приближение к начальным формам феодализма.
Рабский труд конкурировал со свободным и вытеснял его из многих сфер деятельности, особенно ирригации. Он занял господствующее положение в некоторых непроизводительных отраслях, например в строительстве усыпальниц, в личном услужении.
Основатель III династии фараон Джосер (2780 — 2760 гг. до н.э.) был не только могущественным, но и крайне честолюбивым. Его интересовал вопрос, какой воздвигнуть своему правлению памятник на вечные времена? С этим вопросом он обратился к Имхотепу, своему верховному сановнику, начальнику всех строительных работ, величайшему зодчему, знаменитому
Информация о работе Рабовладельческое государство и право Древнего Египта