Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:29, контрольная работа
Вопросы:
Возникновение древнеегипетского государства.
Общественный строй.
Государственный строй.
Восточная деспотия.
Право.
Храмовые земли или освобождались от налога, или последний сокращался. Кроме того, храмам и более мелким святилищам было дано право убежища. В начале I в. до н.э. разрешением жертвовать храмам земли без ведома правительства открывалась возможность возникновения феодальных храмовых владений. Туземные вельможи получили право добиваться высоких гражданских, придворных и военных должностей.
Таким образом, было достигнуто подчинение религии и духовенства государству. Юридически жречество превратилось в корпорацию мирян, обособленную от храмов, так как храмовые должности стали наследственными и перешли в частную собственность, как и прочие владения жрецов, изъятые у храмов и попавшие под контроль и фискальную политику государства.
Вообще, формализм в распоряжении
недвижимой собственностью - характерная
черта юриспруденции многих стран Древнего
Востока.
Браки также оформлялись письменно и имели вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть совместно нажитого имущества. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить - только свою долю. Как видим, закон охранял имущественные интересы женщины.
Право содержало нормы о браке и семье. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты, причем согласия молодых спрашивали далеко не всегда. Браки между кровными родственниками запрещались. Только фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях.
Так, Птолемей II Филадельф был женат на родной сестре Арсиное, египетская царица Клеопатра имела мужем родного брата. Фараон Рамсес II за 67 лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына. Рамсес III имел три жены и также любил женское общество.
В Древнем Египте существовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом». В отличие от греков египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами.
Законы и обычаи Древнего Египта фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат - сестру, однако «в разумных пределах», так как увечья наказывались. Виновный должен был доказать, что больше не тронет свою жену, иначе он мог получить 100 палочных ударов и лишиться прав на совместное проживание и приобретенное имущество. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. В одной из надписей на саркофаге говорится, что жена, которая обманывала и поедом ела мужа, была сожжена.
Женитьба, размеры приданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в Доме жизни - деловом центре. При всех этих актах должны были присутствовать свидетели.
В числе преступлений,
которые упоминаются в
Как преступления классифицировались отказ от участия в общественных работах, взяточничество, грабеж, чародейство, убийство кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в данной местности.
Вид наказания зависел от общественного положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания, например, подлежали поголовному истреблению. Жестоко поступил с восставшими фараон Амасис: руководителя восставших, бывшего царя Априя, он отдал воинам, и те его задушили. Преступников казнили, ссылали на рудники, а за грабеж в царских гробницах отрубали руки, носы, уши, садили на кол. За хищения храмового имущества взыскивался штраф в стократном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух- или трехкратном размере. Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из самых тяжких и позорных наказаний. Оно применялось за дезертирство в армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.
Уже в начальный
период Древнего царства преступления против родственников
разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье, который
мог иметь до 40 кожаных свитков с законами. Предания содержат
нелестные отзывы о представителях судейского
сословия за их крючкотворство и пристрастность. Есть основания
полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний.
На одном изображении вельможа держит в руках
свиток, возможно, законник. Есть сведения, что фараон Рамсес I
издал указ о наказании взяточников. Помимо того
что наказывался сам виновный, его дети
также лишались всех привилегий: «И
твой сын не будет на твоем месте».
По свидетельству Геродота, преступников, которые грабили гробницы, привязывали к столбу, избивали палками, отправляли в каменоломни, хоронили живьем, но ничто не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и разграблены.
В «Речении Ипувера» говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены, и по ним ходят на перекрестках». Ипу- вер огорчен гибелью законности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства, об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого он был, до основания разрушило весь государственный правовой механизм.
К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетской правовой системе.
Литература
Н.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.
Вопросы:
1. Образование древневавилонского государства
Интересные сведения о древности внес в историю человечества главный жрец храма Мардука, вавилонский историк Берос (ок. 350 - 280 гг. до н.э.). Историю Древнего Вавилона он делит на своеобразные грани: потоп, Набунасар, Кир, Александр Македонский. Что касается сведений о потопе, то Берос, видимо, отталкивался от шумерского эпоса о Гильгамеше, где подробно рассказывается об этом катастрофическом природном явлении.
, Раскопки ученых в Междуречье обнаружили пласты почвы, наличие которых можно объяснить только тем, что здесь было когда-то действительно большое наводнение, уничтожившее неизвестные человеческие поселения неведомой давности, а когда вода отступила, пришли другие люди и заново заселили освободившиеся земли. Этими людьми, по всей вероятности, и были шумеры, которые создали одну из самых древних цивилизаций10. Набунасар - вавилонский царь, призвавший в 744 г. до н.э. ассирийского царя Тиглатпаласара защитить Вавилон от нападения халдеев и эламитян11. Кир и Александр Македонский - известные поработители Древнего Вавилона.
1 Геродот. История в 9 кн. Л., 1972. С. 124.
2 См.: Геродот. История в 9 книгах. С. 80, 595.
3 См.: Геродот. История в 9 книгах. С. 81.
4 Там же.
8 См.: Гнедич П.П. Всемирная история искусств. Египет. М., 1997. С. 30.
9 Там же. С. 31.
10 См.: Косидовский 3. Библейские сказания. М., 1968. С. 34.
11 См.: Тураев Б.А. История Древнего Востока Т. 2. С. 46.
Информация о работе Рабовладельческое государство и право Древнего Египта