Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:29, контрольная работа
Вопросы:
Возникновение древнеегипетского государства.
Общественный строй.
Государственный строй.
Восточная деспотия.
Право.
Дело Александра было грандиозно по своим задачам и последствиям. Сам он, сочетая в себе качества великого полководца и гениального политика, вполне соответствовал роли объединителя двух миров. Приняв решение о создании из эллинов и восточных людей единого грандиозного этноса, он даже женил несколько сот своих офицеров-македонян на осиротевших дочерях персидских вельмож, погибших в войне. Конечно, нового этноса не возникло: по приказу этнос, явления природы не создашь. Как социальная система империя Александра раскололась, как этнический конгломерат - превратилась в химеру. Пришлые греки и аборигены жили в одних и тех же городах, занимались теми же ремеслами и торговлей, но упорно чурались друг друга. Так, в Александрии при правлении Птолемея 50 % населения составляли греки, 40 % - евреи и 10 % - все остальные, в том числе египтяне.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. началась новая эра для всех, включая сподвижника Александра великого полководца Птолемея Сотира.
Македонское войсковое собрание избрало преемником Александра его сводного брата, слабоумного Филиппа III Арридея, и еще не родившегося ребенка его жены Роксаны, дочери персидского царя Дария I (в том случае, если родится мальчик). Ясно, что ни один из этих царей не мог управлять государством. Начались междоусобные войны. Реальной властью обладали три высших сановника империи: Пердикка, верховный стратег Азии, Аптипатр, начальник войска в Элладе и Македонии, и Кратер. Птолемей не принадлежал к группе высших сановников, и при разделе сатрапий ему достался Египет. Здесь его ждало затруднение: Египтом правил грек Клеомен, которого определили субнаместником к Птолемею. Однако такой компромисс не мог быть продолжительным. В 323 г. до н.э. Птолемей приказал убить Клеомена и этим поставил себя в положение единоличного властителя Египта.
Правление Птолемея означало новый этап для народов, населявших его государство. Он развил некоторые принципы политики Александра Македонского, однако не стал привлекать египетскую знать к управлению страной, хотя и имел с ней неплохие отношения. При нем столица была перенесена из древнего Мемфиса в Александрию. Легенда о Великом Царе начала складываться еще при жизни Птолемея, а после его смерти в 283 г. до н.э. стала невероятно популярной. За свою жизнь Птолемей укрепил внешние границы Египта, превратив эту страну в мощную восточносредиземноморскую империю. За годы его правления Нильская долина не была тронута войной, и эти 40 лет представляют собой период бурного расцвета Египта.
Много внимания Птолемей уделял наукам, философии. Во времена его царствования, например, была переведена на греческий язык Библия. Птолемей узнал, что его философы никак не могут переспорить еврейских раввинов. «Мы никак не можем с ними спорить, — объясняли философы Птолемею. - И поскольку мы не знаем, что они доказывают, мы опровергаем один их тезис, а они говорят: «Да это вы не то опровергаете» - и выдвигают совсем другой. Мы должны знать точно, что написано в их книгах».
Птолемей отреагировал
на жалобу в духе времени. В одну ночь в Александрии было арестовано
72 раввина. Царь вышел к ним и произнес короткую речь:
«Сейчас каждому из вас будет дан экземпляр Библии, достаточное
количество папируса и письменных принадлежностей,
и посадят вас в камеры-одиночки. Извольте перевести свою книгу
на греческий язык. Философы мои проверят, и если будут несовпадения,
я не буду разбираться, кто прав, кто виноват, и всех
вас перевешаю, наберу новых раввинов
и все равно получу перевод». Однако исполнять
угрозу не пришлось - перевод он получил.
Так была создана Библия септуагинтов - Библия в переводе
семидесяти толкователей.
Политику Птолемея успешно продолжили его сын Птолемей II Филадельф, & также Птолемей III Евергет, Птолемей IV Филопатор, Птолемей V Эпифан, Птолемей VI Филомитор, Птолемей IX Евергет II Фискон, Птолемей X Лафуд, Птолемей XI Александр, Птолемей XII Авлет - отец знаменитой Клеопатры.
Существенную роль в управлении страной играли три ведомства: общественных работ, военное и финансовое. Иероглифы, обозначавшие сановников, вельмож, всех служащих в управлении, имели три значения: «большие, послушные призыву» (состояли при фараоне), «господин, послушный призыву», а также ниже рангом - «послушные призыву». Последняя категория включала тех, кто работал в храмовых хозяйствах, в имениях крупных сановников. В нее входили не только свободные, но и рабы. Многие сановники занимали должности по наследству, хотя формально их назначение утверждалось указом фараона.
Военное ведомство в Египте возглавлял специальный сановник - начальник Дома войска, или Дома оружия, финансовое - казначей, имевший титул «начальник над всем, что есть и чего нет». Ведомство общественных работ осуществляло учет трудовых ресурсов, строительство дамб и каналов.
Аппарат подавления включал армию и полицию. Основное ядро армии составляли со времен Древнего царства профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами страны набирались ополченцы. В период Нового царства почти вся армия стала профессиональной, а ее отборные войска комплектовались из иностранцев.
Древний Египет был страной достаточно развитого полицейского аппарата. Осознав недостаточность одной полиции, египетские правители создали полицию явную и тайную, пограничную стражу, специальные охранные отряды, наблюдавшие за безопасностью каналов и других важных сооружений, наконец, службу охраны фараона и высших сановников (телохранителей).
Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд еще не был отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат, во главе которых стоял визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.
Местное управление, как уже упоминалось, было сосредоточено в руках номархов и их чиновников. Положение номов различалось в разные периоды. Например, в период Среднего царства каждый из них был государством в миниатюре во главе с номархом, сосредоточившим в своих руках административную и судебную власть, а также высшее руководство делами местного культа. Каждый ном имел собственного бога-покровителя, свое провинциальное чиновничество, свои публичные работы, подати, войско.
3.Характеристика политического режима « Восточная деспотия»
Под «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:
а) полномочия главы государства неограниченны;
б) светская и церковная власть объединены в одном лице;
в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;
г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.
Все это, однако, не является чем-то специфическим для восточной деспотии. В том или ином виде указанные черты - вместе или порознь — можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время.
Своеобразие восточной
деспотии обусловлено прежде всего
ее социальной базой — сельской
общиной, зависимой от своей ирригационной
системы и замкнутой в
В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет.
В совокупности все три ведомства — военное, финансовое и публичных (общественных) работ и составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д.[история зс ]
4. Развития права в Древнем Египте
Первые египетские законы якобы были написаны еще Ми- ном, основателем I династии фараонов. Судя по всему, кодифицированные законы в Египте были. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту. Еще при основании государства древности он5 якобы вручил жрецам 42 священные книги, из которых 2 —.13 посвящались прерогативам царя и законам правления. К 1500 г. до н.э. уже имелись общие законы в письменной форме.[Аннерс Э]
В источниках имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные законоположения по различным отраслям управления'(Сасихис, Бокхорис, Амасис). Так, царю Сасихису приписывается законодательство по вопросам религии, Бокхорису - кодекс в области финансов и торговли, Амаси- су — законодательство о деятельности местной администрации. Кодексы («свитки») содержались как величайшая святыня в архивах «6 палат». В одном из древнеегипетских литературных произведений, описывавшем перипетии 1-го переходного периода, как о величайшей трагедии говорилось о гибели этих свитков. К сожалению, ценнейшие памятники права не сохранились. Наличие свода законов косвенно подтверждается в «Речении» фараона Ипувера (XVII в. до н.э.). Верховный сановник фараона Тутмоса III (XVI - XV вв. до н.э.) во время официальных приемов держал перед собой 40 кожаных свитков с законами. Как видим, они были начертаны не на папирусе, а на коже, т.е. были рассчитаны на длительное использование.
Еще в древности египетские
законы содержали детальные
Договоры заключались как между простыми людьми, так и царственными особами. Так, после освобождения Египта от эфиопов двадцать царей, как пишет Геродот, а вернее царьков, заключили договор о том, чтобы не свергать друг друга и не отнимать землю, жить всегда в дружбе.
Большого процветания Египет достиг при царе Амасисе. Кстати, Амасис - человек простого происхождения, в молодости вел себя неподобающе, даже воровством занимался. Но, владея выдающимися способностями, он добился возвышения, стал военачальником й, наконец, победив в борьбе за власть царя Априя, стал фараоном. .[Тураев Б.А.]
Река дарила блага земле, земля - людям. В Египте побывали многие мудрецы из Эллады, в том числе и Солон, который дал афинянам по их желанию законы и затем на десять лет уехал из страны. Отплыл Солон якобы с целью повидать свет, а на самом деле — чтобы его не вынудили изменить законы. Ведь сами афиняне, связанные торжественными клятвами десять лет хранить данные Солоном законы, не могли их изменить.
Амасис издал постановление, согласно которому каждый египтянин должен был ежегодно заявлять правителю округа о размерах своего дохода. Тому, кто этого не сделает или не сможет указать никаких законных доходов, грозила смертная казнь. Правитель Афин Солон перенял этот закон у египтян и ввел его в афинском государстве.
Реализация права была тесно увязана с характером того или иного царя. Так, фараон Бакхорис известен как мудрый законодатель, защитник бедняков. Он наложил узду на ростовщиков и позволил частным лицам приобретать поземельную собственность и заключать о ней соответствующие акты, нанеся тем самым ущерб храмам и жрецам, бывшим вместе с фараонами и номархами единственными земельными собственниками. В народе о Бакхорисе осталась память как о справедливом верховном судье. .[Тураев Б.А.]
Фараон Асихис издал закон, по которому разрешалось брать деньги в долг под залог мумии собственного отца. Заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, а в случае неуплаты долга должник после своей кончины лишался права погребения в семейном или каком-либо другом склепе, равно как и его потомки.
Фараон Микерин освободил народ, измученный тяготами, отпустил его трудиться на своих полях. Он являлся самым мудрым судьей среди всех египетских царей, даже выдавал из своей казны деньги недовольным приговором, вынесенным им.
Династия Птолемеев
На том же основании фараон Филадельф провел реформу с налогом, собиравшимся в виде урожая с виноградников и садов. В 264 г. Филадельф распорядился, чтобы этот налог шел на культ его супруги Арсинои и часть его выдавалась храмам по усмотрению фараона. .[Тураев Б.А.]
Обычное право Древнего Египта содержало и нравственный аспект. Так, в «Книге мертвых», которая представляла собой своеобразное руководство, имелись указания на то, что должен был говорить человек, когда он после физической смерти представал перед богом Осирисом. «Я не причинил людям страдания» - вот главное, чем обязан был завершить человек свой земной путь.[Аннерс Э.]
В период царствования сатрапов Александра Македонского в Древнем Египте не раз вспыхивали восстания. Особенно мощным было восстание в 165 г: до н.э. во время правления фараона Птолемея VII Филомитора, которое подавили лишь на третий год» Фивы были разрушены до основания, и их жителям предложено было расселиться по окрестным деревням. В то же время восстание благотворно сказалось на социальном положении населения. Жрецы были освобождены от унизительного ежегодного приезда в Александрию и получили право собираться где угодно, вне бдительного ока власти.
Информация о работе Рабовладельческое государство и право Древнего Египта