Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:26, курсовая работа
Цель работы – изучение реформ Петра Великого.
Задачи исследования:
− рассмотрение становления абсолютизма в России;
− определение влияния военной реформы на ход жизни Российского общества;
− рассмотрение реформ органов власти и их значение;
− анализ судебной деятельности эпохи Петра I.
Реформы Петра Великого не результат предварительного, строго обдуманного плана, они обязаны не кабинетной теории, которая обыкновенно заботится согласовать между собою отдельные части такого плана — петровские реформы выросли из самой жизни постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты, не все в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось, но по мере того, как жизнь и опыт указывали неполноту или несовершенство принятого решения. Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное и противоречивое. Иначе и быть не могло. Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных; воевал же Петр в течение почти всего своего царствования, а потому не имел времени спокойно обсуждать и вводить свои преобразования, многое, особенно вначале, делалось наспех.[12]
Существенные перемены в социальной структуре общества конца XVII — начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ, предпосылки которых заключались в том, что:
− русское войско в конце XVII в. в значительной степени состояло из дворянского ополчения и стрельцов, недостаточно обученных и вооруженных, служивших непостоянно, а по мере необходимости;
− до 1696г. в России отсутствовал военно-морской флот, не было и морского крупно – тоннажного флота;
− отсутствие военно-морского флота – не обеспечивало стратегического снижения эффективности ведения боевых действий и дипломатии.
Следует так же отметить ряд политических предпосылок, которые непосредственно повлияли на ход военной реформы:
− в России был сложный, громоздкий аппарат государственного и местного правления, многочисленные приказы и другие органы управления зачастую дублировали функции друг друга, должности занимались в зависимости от родовитости происхождения;
− на внешней политической арене Россия выглядела, как отсталое варварское государство, в своих национальных интересах России необходимо было играть более значительную роль.
К 1681г. 89 тыс. воинов из 164 тыс. переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя» — это зародыш профессиональной армии. В конце XVII в. офицерский корпус быстро пополнялся иностранными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.[13]
Центральным вопросом создания регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. С 1699г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. В 1705г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословия солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта были модернизированы стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы.
Рекрутские наборы проводимые в среде неслужилых классов, делали армию всесословной. Вместе с тем на дворянстве оставалась обязанность поголовной сословной и бессрочной службы, в ходе военной реформы была проведена перепись всех дворянских недорослей (с подростков в возрасте от 10 до 15 лет). Уже с начала XVIII в. проводятся их регулярные смотры, откуда юношей направляли в морские училища Ревеля или Голландию, записывали в гвардейские полки солдатами и т.п. Списки составлялись поначалу Разрядным приказом, позже – Сенатом.
Указ 1714г. установил порядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производства в офицеры. С 15 лет дворянин записывался рядовым в полк, прослужив рядовым в гвардии, дворянин затем переходил офицером в армейский пехотный или драгунский полк. В отставку уходили только по старости или увечью, отставники направлялись в гарнизоны или в органы местного самоуправления.
Части расквартировывались по городским и деревенским дворам, на офицеров возлагались обязанности полицейского надзора по месту их базирования, до 1718г. они также занимались сбором подушных податей. Всем эти ведали полковые дворы.
Армией в начале XVIII в. управлял Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии (1700) и Провиантский (1700). Стрельцами занимался Приказ земских дел.
После создания Сената часть военного управления перешла к нему, часть — к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).
Большое внимание обращалось на обучение армии, основанное на опыте войны. Устав воинский 1716 года как раз и обобщал 15-летний опыт ведения войны. В Уставе отражены успехи русской армии в области организации, тактики и боевой подготовке. В нем определялся состав армии, обязанности чинов в армии, вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих, он содержал основные вопросы строевого и тактического обучения. Устав вводил в армии железную дисциплину и строгие наказания за нарушение правил службы.
Воинский устав, утвержденный Петром I 30 марта 1716г. явился кодексом военного права, который, как и быт армии, не может быть отделен от всей системы феодально-крепостнических отношений абсолютной монархии. Он содержал не только постановления, касающиеся организации и функций всех военных учреждений и высших чинов в армии, но и военно-уголовный и военно-процессуальные кодексы[14]. При проведении военной реформы и разработке Воинского устава Петр I изучал западноевропейский опыт, но не копировал его, а решал задачи преобразований по-своему, исходя из потребностей России, абсолютистского государства.
В 1719г. введен изданный в 1716г. Устав воинский, регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов.
Создание постоянного войска и чиновничье - дворянской бюрократии было одним из важнейших признаков и условий оформления и укрепления абсолютизма в России. Издание воинских артикулов было тесным образом связано с общей реформой русской армии.
Воинские артикулы Петра I, являющиеся второй частью Воинского устава, были разработаны и приняты в период создания и укрепления абсолютистского государства, в период реорганизации старой и возникновения постоянной регулярной русской армии.
Воинские артикулы были первым военно-уголовным кодексом России и действовали до издания Полевого уголовного уложения 1812г., а в мирное время – до 1839г., т. е. до издания Военно-уголовного устава.
Воинские артикулы разделяются на 24 главы и состоят из 209 артикулов с толкованиями. Характерной особенностью структуры Воинских артикулов как военно-уголовного кодекса является наличие специальных толкований, имеющих силу закона.[15]
Толкования, как правило, написаны ясным языком, более точно передают содержание ряда юридических институтов, и их содержание свидетельствует о том, что военно-юридическая мысль и законодательная техника находились в России на высоком уровне.
В этой связи среди огромной массы законодательных актов первой четверти XVIII в. Воинские артикулы имеют особое значение для истории государства и права России, так как в них определяются основные направления уголовно – правовой политики абсолютизма, ее классовое содержание.
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714г. Данный указ нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе – ограничение круга наследователей заставляло дворян служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
Логическим продолжением Указа о едино - наследии стала Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новых обстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.
Признак бюрократии как системы управления – это определение каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.
Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический.[16]
Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом: уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими 15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии.[17]
Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).
Таким образом, все мероприятия, проводимые по реорганизации вооруженных сил, имели конечной целью укрепление дворянской диктатуры. Армия и флот являлись надежным орудием классового господства дворянства. Однако обратной стороной военных реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции.
§3. Реформы центральных органов власти и управления
Во главе государства стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть, он являлся главнокомандующим вооруженных сил страны.
В феврале 1711г. был учрежден Сенат, который первоначально, состоял из 9 человек, назначаемых царем, независимо от их происхождения. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже – из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат – постоянно действующий орган. Главную роль в Сенате играло присутствие, т. е. общее собрание сенаторов, деятельность которых контролировалась царем, через специально созданные органы. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату, вначале единогласно, а с 1714 года - большинством голосов.
Компетенции Сената:
− судебная и организационно-судебная деятельность;
− финансовый и налоговый контроль;
− внешнеторговые и кредитные полномочия.
Структура Сената включала:
− присутствие – общее собрание сенаторов, на котором принимались решения;
− канцелярия, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов;
− разрядный стол ведавший учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности;
− расправная палата - для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для докладов по ним присутствию Сената;
− генерал-рекетмейстер - для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения и др.[18]
При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших значение в области государственного управления. К таким, в частности, относились фискалы, которые должны были доносить обо всех злоупотреблениях должностных лиц, как высших, так и низших, надзирать за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами.
До образования коллегий средством административной связи Сената с местными учреждениями служили губернские комиссары, состоявшие при Сенате.
Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715г. была учреждена должность генерал – ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора.[19]
Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором. Должность генерал – прокурора была учреждена в 1722 году для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал – прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Все дела, поступавшие в Сенат, обязательно проходили через руки генерал-прокурора и им вносились на рассмотрение. Он созывал заседание Сената и председательствовал на них, пользовался правом донесения царю о неправильных действиях Сената, обладал законодательной инициативой.[20]
Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма в стране. Компетенция Сената была весьма обширной, он сосредоточил в своих руках управление центральными и местными учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики. В ряде случаев Сенат издавал указы общегосударственного значения от своего имени, разрабатывал законопроекты или участвовал в их обсуждении, осуществлял контроль над деятельностью государственных учреждений. Он был высшей судебно-апелляционной инстанцией, а также иногда являлся судом первой инстанции.