Российская бюрократия в эпоху Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.
В работе поставлены следующие задачи:
-рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке;
-характеристика бюрократической системы;
-сравнение «допетровской» структуры государственного аппарата и реформ, проведенных Петром Первым в этой области.
-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества

Содержание

Введение
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
1.1 Характеристика «допетровского» государственного аппарата
1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»
Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого
2.1 История создания «Табели о рангах»
2.2 Содержание «Табели о рангах»
2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Бюрократия и ПП.docx

— 72.65 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Курсовая работа

по дисциплине «История политических партий и движений»

на тему: «Российская бюрократия в эпоху Петра Первого»

 

 

Выполнил: магистрант ________ года обучения

_________группы

направления _____________________________

(код и наименование  направления)

__________________________________________

______________________________(__________)

(фамилия, имя, отчество)                   (подпись)

 

Научный руководитель: _________________

(фамилия, имя, отчество, должность, звание)

 

 

 

 

МИЧУРИНСК – НАУКОГРАД - 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. «Допетровская» система  государственного аппарата

1.1 Характеристика «допетровского»  государственного аппарата

1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»

Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого

2.1 История создания «Табели о рангах»

2.2 Содержание «Табели о рангах»

2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества

Заключение 

Список используемой литературы

Приложения

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «бюрократия» происходит от сочетания французского «bureau» - «бюро», «канцелярия» и греческого «kratos» - «власть» и означает буквально «господство канцелярии».

В этом смысле «бюрократия» может быть истолкована в различных  значениях, как:

1) узкий, привилегированный чиновничье-административный слой;

2) Специфическая форма социальной организации, в которой исполнительная власть практически независима и проявляет тенденции к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления.

Сейчас, во время формирования бюрократического аппарата современной  России, этот вопрос становится очень  актуальным. При его создании законодатель должен учитывать исторический опыт решения этой проблемы.

Важной вехой мировой  истории нового времени являются реформы Петра I, т.к. они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности, новая  система учреждений, созданных в  России первой четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Качественно новыми чертами петровской и всей имперской административной системы по сравнению с приказной  системой Московского государства  стали - унификация, централизация и  дифференциация функций аппарата управления. Административные реформы Петра, которым  он придавал большое значение, воплощая в себе модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени.

Создавая новую систему  формирования бюрократического аппарата, Петр I стремился решить поставленные задачи:

    • Создание регулярной армии
    • Создание действенного аппарата государственного управления
    • Окончательная ликвидация системы местничества
    • Привлечение дворянского сословия на государственную службу

Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра  в области гражданской, военной  и судебной администрации явилась  знаменитая Табель о рангах (1722г.).

Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.

В работе поставлены следующие задачи:

-рассмотрение особенностей  государственного аппарата в  XVIII веке;

-характеристика бюрократической  системы;

-сравнение «допетровской»  структуры государственного аппарата  и реформ, проведенных Петром Первым в этой области.

-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества

В приложении представлены пункты «Табели о рангах» (приложение 1) и собственно «Табель»(приложение 2)

«Табель о рангах» является одним из важнейших нормативно правовых актов, созданных при Петре I. Кроме этого, она является важным этапом в развитии российского права в целом. Практически все авторы, пишущие о Петре Первом, часто затрагивают эту тему: Анисимов, Баггер, Буганов, Мавродин, Павленко. Историки, пишущие не только о Петре I, а о формировании российской государственности, тоже затрагивают эту тему: Ключевский, Платонов, Титов. Исследователи, пишущие не историю России, а историю чиновничьего мира и формирование бюрократии, не могут не затронуть эту тему, так как «Табель о рангах» является важной ступенью в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова.

 

Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата

    1. Характеристика «допетровского» государственного аппарата

Система служилого строя  Московского государства долгое время развивалась во времени. Зародившись  с момента основания Московского  княжества в 14 веке, она приняла  свой окончательный вид при Иване  Грозном в конце 16 века и в таком  виде просуществовала вплоть до петровских реформ.

Структуру служилого строя  Московского государства объясняет  так называемая теория «всеобщего закрепощения сословий». Согласно ней все сословия Московского государства были закрепощены: крестьяне снабжать продовольствием  и обеспечивать дворян, посадские  люди производить промышленные товары, купцы снабжать деньгами, дворяне  служить и защищать государство, духовенство молится о спасении православных, царь должен был заботиться о подданных и имел «узду от Бога».  Сама служилая система примерно выглядела так: все служилые люди были дворянами и военными, подразделялись они на две основные категории: «по  породе» и «по прибору или  выбору», то есть на знатных и незнатных. Дворянин был конным рядовым солдатом, вместо зарплаты ему давали поместье с крестьянами, которые обеспечивали его всем необходимым. Взамен дворянин в случае призыва должен был явиться вооруженным и на коне вместе с двумя боевыми холопами. Количество боевых холопов соответствовало количеству имеющейся у дворянина земли. Все дворяне были расписаны по уездам и составляли в мирное время полицейскую силу, в военное - отдельный полк, дворяне пограничных уездов осуществляли пограничную службу. Ежегодно зимой проводились сборы по проверке дворянского вооружения. В случае войны объявлялся всеобщий призыв, в уезды отправлялись специальные сборщики с дворянскими списками, они собирали дворян проверяли вооружение и отправляли в специальные сборные пункты. В сборных пунктах составлялись списки «естей» и «нетей», то есть наличных и дезертиров-нетчиков. Нетчиков ловили, били батогами и отправляли в войско, если они сбегали в очередной раз, то их били батогами, отбирали поместья, а самих писали в крестьяне или холопы. В походе осуществлялось частью централизованное снабжение, частью собственными средствами, частью реквизициями у местного населения. Из дворян же набирали людей на административные нужды, однако гражданская служба считалась позорной, чем военная. Теоретически каждый дворянин мог дослужиться до боярина, однако практически это происходило в течение нескольких поколений. В связи с меньшим престижем гражданской службы, ее часто замещали люди недворянского происхождения - приказные люди: дьяки и подьячие. Это были первые бюрократы в прямом смысле этого слова. Нормальному замещению должностей мешало так называемое местничество - пережиток родового строя, благодаря которому замещение должностей происходило в соответствии замещением аналогичных должностей предков кандидатов. Все вместе с запутанностью родовых отношений приводило ненормальной кадровой политике. Служилую систему дополняла система выборных должностей: целовальников, губных и земских старост на местах, волостных старшин, выборных Земских Соборов. Например, Земский Собор, избравший Михаила Романова, вообще управлял страной в 1613-1616 годах. Отношение к выборным учреждениям у московской власти было самым практическим: хотите управлять сами - управляйте, не хотите - назначим сами чиновника, то есть данное отношение не было заражено идеологическими установками (типа демократия, тирания, реакция и т.п.). Тем самым достигалась эффективность самого государственного управления. Эта внешне стройная и логичная система имела ряд недостатков. В период непрерывных войн за освобождение от татаро-монгольского ига, дворянское ополчение неплохо справлялось со своими обязанностями, однако в период регулярных армий и феодализации дворянства данная система стала давать все чаще сбои и показывать свою неэффективность. С другой стороны данная система позволила Москве объединить русские земли и освободиться от татаро-монгольского ига.

Из всего вышесказанного мы видим, что, существовавший в России средневековый государственный  аппарат, являлся анахронизмом, и  требовал немедленного реформирования.

1.2 Предпосылки  создания «Табеля о рангах»

В основе перестройки государственного аппарата лежали широко распространенные в Европе идеи государственного строительства. Их суть заключалась в следующем: так как государство является творение созданное человеком, то человек  может превратить его в идеальный  институт, с помощью которого можно  достичь «всеобщего блага». Бесперебойная  работа государственного механизма  достигается с помощью усовершенствованных  законов и претворяющих их в жизнь  учреждений.

Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса  о степени заимствования им западноевропейского  опыта. Зачастую в исторической литературе эта проблема решается альтернативно: либо оригинальность – либо плагиат. Одни историки считают, что Петр лишь приспособил шведскую государственную  систему под русские условия, адаптировав ее, другие же исходят  из полной оригинальности преобразований, исключая лишь некоторые внешние  детали вроде термина «коллегия».

Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го в начале 1718 года, когда Петр I составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции  коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных. Но особенно для нас интересен документ от 12 декабря 1718 года, озаглавленный: «Реестр  коллегиям. О должности, что в  которой управляти надлежит. «Он позволяет представить нам первоначальную структуру нового центрального аппарата: «

  1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев;
  2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства;
  3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судные и розыскныя дела; в той же коллегии в ведении и Поместный приказ;
  4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов;
  5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела,которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве;
  6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении;
  7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями;
  8. Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных расходов;
  9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы оных и размножение,притом же и артиллерия.»

Основной мыслью при учреждении коллегий было усиление и взаимодействие труда административных органов. Связь  между коллегиями заключалась, между  прочим, и в том, что их президенты были в то же время сенаторами. Для  делопроизводства в коллегиях были составлены особые правила. Петр старался определить точнее прежнего обязанности  служащих, внушить им чувство долга  и ответственности, усилить во всех отношениях контроль над действиями чиновников. Недостаток в правилах, по которым должны были действовать  органы правительства, вызывал до этого  множество случаев несправедливых решений судей и произвольных действий приказных людей. Петр старался помочь этому недостатку введением  коллегиального порядка при управлении делами, устройством разных должностей для наблюдения за правильным ходом  дел, назначением контролеров, обличавших все случаи нарушения каких-либо законов или недобросовестного  исполнения обязанности. «Неправда», которую  Петр хотел искоренить из чиновного  люда, в России была в значительной степени следствием прежней системы  «кормления». Недаром иностранцы, посещавшие допетровскую Русь, в один голос осуждали юридический быт и бюрократию России, говоря подробно о произволе, сребролюбии и жестокости приказных людей и судей, о невнимании их к общему благу, о нарушении на каждом шагу прав собственности, о нерадении служащих. Новые учреждения Петра должны были сделаться школой для развития в бюрократии политической нравственности; царь хотел заменить систему «кормления» обеспечением служащих казенным жалованьем; он надеялся на развитие в чиновниках уважения к закону и внимания к нуждам народа.

Коллегии стали основой  центральной системы управления, хотя от старого приказного управления сохранилось много более мелких учреждений: Дворцовая, Ямская, Печатная, Медицинская, Полицеймейстерская канцелярии, Преображенский приказ и некоторые другие.

Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой» , характерной для деятельности приказов, Петр пришел к выводу, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута только с помощью детальной регламентации деятельности каждого должностного лица и учреждений. Этот вывод царя вполне отвечал камеральной системе, деятельность которой была бы невозможна без детально разработанного документа – регламента, фиксировавшего все необходимое для существования бюрократического учреждения: его функции, обязанности чиновников, режим работы, делопроизводство, оплату труда и так далее. Но Петр «перескакал» западноевропейских теоретиков камерализма. Ему принадлежит идея создания целой иерархии регламентов.

Информация о работе Российская бюрократия в эпоху Петра Первого