Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.
В работе поставлены следующие задачи:
-рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке;
-характеристика бюрократической системы;
-сравнение «допетровской» структуры государственного аппарата и реформ, проведенных Петром Первым в этой области.
-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества
Введение
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
1.1 Характеристика «допетровского» государственного аппарата
1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»
Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого
2.1 История создания «Табели о рангах»
2.2 Содержание «Табели о рангах»
2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине «История политических партий и движений»
на тему: «Российская бюрократия в эпоху Петра Первого»
Выполнил: магистрант ________ года обучения
_________группы
направления _____________________________
(код и наименование направления)
______________________________
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
Научный руководитель: _________________
(фамилия, имя, отчество, должность, звание)
МИЧУРИНСК – НАУКОГРАД - 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
1.1 Характеристика «допетровского»
1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»
Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого
2.1 История создания «Табели о рангах»
2.2 Содержание «Табели о рангах»
2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Термин «бюрократия» происходит от сочетания французского «bureau» - «бюро», «канцелярия» и греческого «kratos» - «власть» и означает буквально «господство канцелярии».
В этом смысле «бюрократия» может быть истолкована в различных значениях, как:
1) узкий, привилегированный чиновничье-административный слой;
2) Специфическая форма социальной организации, в которой исполнительная власть практически независима и проявляет тенденции к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления.
Сейчас, во время формирования бюрократического аппарата современной России, этот вопрос становится очень актуальным. При его создании законодатель должен учитывать исторический опыт решения этой проблемы.
Важной вехой мировой истории нового времени являются реформы Петра I, т.к. они означали начало процесса модернизации и европеизации в мировом масштабе. При сохранении известной преемственности, новая система учреждений, созданных в России первой четверти XVIII века, означала в то же время радикальный разрыв с предшествующей практикой управления. Качественно новыми чертами петровской и всей имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали - унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления. Административные реформы Петра, которым он придавал большое значение, воплощая в себе модернизацию и европеизацию, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени.
Создавая новую систему формирования бюрократического аппарата, Петр I стремился решить поставленные задачи:
Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая Табель о рангах (1722г.).
Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.
В работе поставлены следующие задачи:
-рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке;
-характеристика
-сравнение «допетровской»
структуры государственного
-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества
В приложении представлены пункты «Табели о рангах» (приложение 1) и собственно «Табель»(приложение 2)
«Табель о рангах» является одним из важнейших нормативно правовых актов, созданных при Петре I. Кроме этого, она является важным этапом в развитии российского права в целом. Практически все авторы, пишущие о Петре Первом, часто затрагивают эту тему: Анисимов, Баггер, Буганов, Мавродин, Павленко. Историки, пишущие не только о Петре I, а о формировании российской государственности, тоже затрагивают эту тему: Ключевский, Платонов, Титов. Исследователи, пишущие не историю России, а историю чиновничьего мира и формирование бюрократии, не могут не затронуть эту тему, так как «Табель о рангах» является важной ступенью в истории развития бюрократического аппарата в России. Только лишь после нее стала постепенно формироваться бюрократия в современном понимании этого слова.
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
Система служилого строя
Московского государства долгое
время развивалась во времени. Зародившись
с момента основания
Структуру служилого строя
Московского государства
Из всего вышесказанного мы видим, что, существовавший в России средневековый государственный аппарат, являлся анахронизмом, и требовал немедленного реформирования.
1.2 Предпосылки создания «Табеля о рангах»
В основе перестройки государственного
аппарата лежали широко распространенные
в Европе идеи государственного строительства.
Их суть заключалась в следующем:
так как государство является
творение созданное человеком, то человек
может превратить его в идеальный
институт, с помощью которого можно
достичь «всеобщего блага». Бесперебойная
работа государственного механизма
достигается с помощью
Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. Зачастую в исторической литературе эта проблема решается альтернативно: либо оригинальность – либо плагиат. Одни историки считают, что Петр лишь приспособил шведскую государственную систему под русские условия, адаптировав ее, другие же исходят из полной оригинальности преобразований, исключая лишь некоторые внешние детали вроде термина «коллегия».
Реформа государственного аппарата
началась в конце 1717-го в начале 1718
года, когда Петр I составил своеобразную
программу предстоящих
Основной мыслью при учреждении
коллегий было усиление и взаимодействие
труда административных органов. Связь
между коллегиями заключалась, между
прочим, и в том, что их президенты
были в то же время сенаторами. Для
делопроизводства в коллегиях были
составлены особые правила. Петр старался
определить точнее прежнего обязанности
служащих, внушить им чувство долга
и ответственности, усилить во всех
отношениях контроль над действиями
чиновников. Недостаток в правилах,
по которым должны были действовать
органы правительства, вызывал до этого
множество случаев
Коллегии стали основой
центральной системы
Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой» , характерной для деятельности приказов, Петр пришел к выводу, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута только с помощью детальной регламентации деятельности каждого должностного лица и учреждений. Этот вывод царя вполне отвечал камеральной системе, деятельность которой была бы невозможна без детально разработанного документа – регламента, фиксировавшего все необходимое для существования бюрократического учреждения: его функции, обязанности чиновников, режим работы, делопроизводство, оплату труда и так далее. Но Петр «перескакал» западноевропейских теоретиков камерализма. Ему принадлежит идея создания целой иерархии регламентов.
Информация о работе Российская бюрократия в эпоху Петра Первого