Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.
В работе поставлены следующие задачи:
-рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке;
-характеристика бюрократической системы;
-сравнение «допетровской» структуры государственного аппарата и реформ, проведенных Петром Первым в этой области.
-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества
Введение
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
1.1 Характеристика «допетровского» государственного аппарата
1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»
Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого
2.1 История создания «Табели о рангах»
2.2 Содержание «Табели о рангах»
2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Текст этого пункта
был заимствован Остерманом из регламента
1696 года Карла XII. В шведском регламенте
речь шла, прежде всего, о требовании
чиновниками более высоких
Упоминается в
пункте о денежном жалованье, которое
при Петре вытесняет такое
вознаграждение за службу, как раздача
земли. Переход к денежной оплате
способствовал формированию бюрократии,
социальной группы, не принадлежавшей
к классу феодалов, но стоявшей на страже
интересов феодального
Размер штрафа был взят Остерманом из шведского закона. По этому закону было предусмотрено частичное направление штрафов в богадельни. Однако Петр вместо богаделен постановил отдавать деньги в госпитали.
Исключением из общего правила, требовавшего вести себя в соответствии с занимаемым положение, признавались дружеские вечера, или ассамблеи. Эти собрания, на которых можно было не соблюдать ранги, специально упомянуты в связи со стремлением правительства привить господствующему классу новые формы быта.
В этом пункте речь идет также о дамах, нарушивших нормы субординации.
4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащего патента показать не имеет.
5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.
6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.
Пункты 4-5 имеют источником регламент Карла XII, п.6 взят из датского регламента. Остерман только немного их подредактировал.
Согласно закону,
лицо не могло претендовать на ранг,
не имея должности, соответствующей
данному рангу. Ранг, таким образом,
можно рассматривать как
7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.
Введение Петром
I при русском дворе порядков,
установившихся в других странах
Европы, коренным образом изменило
быт русских женщин, принадлежавших
к господствующему классу. Они
должны были присутствовать во дворце
на торжественных церемониях вместе
с мужем или отцом, посещать ассамблеи.
У императрицы и царевен
8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.
Введение Петром
I при русском дворе порядков,
установившихся в других странах
Европы, коренным образом изменило
быт русских женщин, принадлежавших
к господствующему классу. Они
должны были присутствовать во дворце
на торжественных церемониях вместе
с мужем или отцом, посещать ассамблеи.
У императрицы и царевен
9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, 63 которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.
10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить: Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами. Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников. Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи. Гоф дамы - с женами брегадиров. Гоф девицы - с женами полковников. Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице. Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице. Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.
В пунктах чувствуется
влияние датского законодательства,
в котором довольно подробно была
регламентирована придворная служба дам.
Пункт 10 говорит именно о придворной
службе самих женщин, независимо от
положения их мужей и отцов. То,
что ранги за свою службу могли
получить и женщины, свидетельствует
о серьезных переменах в их
правовом положении (имеются в виду
представительницы
Положение, согласно которому за достижение высокого чина лицу из непривилегированных сословий присваивалось дворянство, было известно европейскому законодательству. Все чиновники статской службы получали потомственное дворянство по достижении 8-го ранга. Данный пункт существенно изменил правовое положение дворянства, которое теперь могло пополняться за счет талантливых выходцев из других сословий. Однако дворянство продолжало быть замкнутым сословием, и доступ в него оставался затрудненным.
Пункт был обращен только к чиновникам, служащим по гражданскому ведомству. Это объяснялось тем, что Остерман, включивший его в проект, военной служб вообще не касался.
В пункте говорится
о случаях, когда одно и то же лицо
занимает две и более должности,
относящиеся к различным
По Табели о рангах Петр ввел в России строгое разделение между военной и гражданской службой. До Табели чины жаловались за заслуги независимо от исполняемой службы. Новые военные чины были введены Петром раньше гражданских.
Представляется, что первая половина пункта носит временный характер: пока есть 1нужда 0 в годных к гражданской службе дворянах. Отсюда и определенная раздвоенность между должностью и рангом, которая не должна была быть такой резкой. Поэтому возможно было большое количество злоупотреблений при присвоении рангов Сенатом, и Петр особо подчеркивает, что эта область деятельности Сената ставится под контроль фискалов, хотя, строго говоря, они и так должны были бы за этим следить.
Во второй части
пункта устанавливается обычный
порядок прохождения
14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства. годы месяцы
против капрала 1
против сержанта 1
против фендрика 1
против порутчика 2
против маэора 2
против подполковника 2
против полковник 3
Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать. Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки. А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим
Этот пункт
развивает положения XXXVI главы Генерального
Регламента "О молодых людях
для обучения при канцелярии".
Но в отличие от Регламента, в
котором речь шла о том, чтобы
будущие чиновники прилежным
списывание дел в письме и арифметике
обучались, Табель о рангах предъявляет
к ним более высокие
15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.
Пункт был написан самим Петром. В нем говорится о присвоении потомственного дворянства офицерам начиная с 14-го ранга. Этот порядок был обусловлен желанием правительства укрепить армию, более всего нуждавшуюся в толковых офицерах.
При окончательной доработке пункта был использован указ Петра об установлении дворянства для обер-офицеров не из дворян и для их потомков от 10 января 1722 года. В Табель внесли положение, согласно которому дворянство получали все лица, ставшие обер-офицерами, а также их дети, родившиеся после присвоения отцу обер-офицерского чина. Дети же, родившиеся ранее, оставались в прежнем сословии, но отец мог ходатайствовать о записи во дворянство одного сына.
16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для 65 сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам. Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же. В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.
Информация о работе Российская бюрократия в эпоху Петра Первого