Российская бюрократия в эпоху Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.
В работе поставлены следующие задачи:
-рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке;
-характеристика бюрократической системы;
-сравнение «допетровской» структуры государственного аппарата и реформ, проведенных Петром Первым в этой области.
-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества

Содержание

Введение
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
1.1 Характеристика «допетровского» государственного аппарата
1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»
Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого
2.1 История создания «Табели о рангах»
2.2 Содержание «Табели о рангах»
2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Бюрократия и ПП.docx

— 72.65 Кб (Скачать документ)

Возможен был и противный  вариант: назначение на должность более  высокого класса, чем чин. Необходимость  этого обнаружилась сразу же после  введения Табели, когда пришлось па гражданские должности высоких  классов назначать людей, не успевших выслужить соответствующие чины. Чинопроизводство при этом обычно ускорялось. Служащий, назначенный на должность, класс которого был выше класса его  чина, имел право лишь на «почести»  по должности, но не получал тех преимуществ, которые были прямо связаны с  классом чина (дворянства, например).

Такой чин (не связанный с  должностью) сначала пытались обозначать указанием классов (например, коллежский асессор VIII класса, а после получения  следующего чина - коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным, прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской  службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями (статский советник).

В связи с возникновением феномена чина «Табель о рангах»  в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

Используя зарубежный и отечественный  опыт, Петр Первый пытался создать принципиально новую, очень прогрессивную для того времени, систему формирования бюрократического аппарата. При оценивании результатов, которых ему удалось достичь, нельзя забывать что на момент создания «Табели» значение «аристократии» было велико, она являлась уже основной опорой самодержавия в Российской империи, и потому Петр не мог создать систему формирования бюрократического аппарата, основанную только на принципе «выслуги».

 

2.3 Роль петровской «Табель о рангах» в формировании российского чиновничества

Табель о рангах создавала  целый переворот не только в служебной  иерархии, но и в основах самого дворянства. «Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого  основания - родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес...» Табель упраздняла совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших.

«На смену старому делению  дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки...), столичные (стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. «Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты».

Петровская «Табель о  рангах», обнародованная 24 января 1722 года, окончательно зафиксировала принцип  бюрократической выслуги... Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя».

Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат «ведал дворянство через  особого чиновника «герольдмейстера».

В первую очередь пострадали от этого новшества люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный  круг родословной знати при дворе  и в правительстве. Теперь они  стали на один уровень с рядовым  дворянством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых  служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности.

«Новая система расширила  количественно ряды шляхетства российского - прочной опоры феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя службу и счастливый случай».

После введения «Табели о  рангах» быстро стал формироваться  бюрократический корпус. Это дало возможность не дворянам получать земли  в имущество не благодаря титулу или родовитости, а исключительно  благодаря своим способностям и  старанию. Так было задумано Петром. Но со временем дворянам стала делать предпочтение в получении очередных  чинов и имущества, что отрицало петровский принцип «заслуги и выслуги».

К проявлениям роста специализации  относится дробление должностей, наблюдавшееся во всех подразделениях бюрократической системы. Вместо главы  приказа, фактически распоряжавшегося его деятельностью, создаются коллегии со своей иерархией должностных  лиц: президент, вице-президент, советники  и асессоры. Еще более дробное  разделение труда в низшем эшелоне; появляются ранее не существовавшие должности исполнителей распоряжений верхушки бюрократии - протоколисты, актуариусы, секретари и пр.

Численность бюрократии к  концу царствования Петра если и  увеличилась, то незначительно. Это  объяснялось перераспределением должностных  лиц между сферами управления и совершенствованием всей системы  государственного управления. Так, если в Боярской думе к концу столетия насчитывалось чуть более 100 членов, то в Сенате заседало девять человек. Присутствие коллегии состояло из десяти членов вместо двух-трех в приказах. Зато приказов в конце столетия было 44, а коллегий и равных с ними учреждений - двенадцать. Нивелировка произошла  и в областной администрации: при Петре на местах возникли не существовавшие в XVII в. Губернские и  провинциальные учреждения, а вместе с ними и их штаты.

Табель о рангах явилась  нормативным актом, который подвел итог преобразованиям государственного аппарата и законодательно закрепил новый порядок прохождения государственной  службы. Тем не менее, старые чины продолжали существовать в течение всего  царствования Петра и даже при  его преемниках почти до второй половины XVIII в.

Выводы по главе.

Петром Первым была создана единая система власти, непосредственно подчинявшаяся императору и состоявшая из следующих звеньев: сенат (возглавляемый генерал-прокурором) – коллегии (прямое подчинение сенату) – губернаторы (прямое подчинение коллегиям). После второй губернской реформы власть губернаторов распространялась только на провинцию губернского города, остальными провинциями управляли воеводы

Значение Табели о рангах состоит в том, что она привела  в систему и унифицировала  все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: сухопутной, военно-морской и гражданской - от прапорщика на военной и коллежского  регистратора на гражданской до генерал-адмирала, фельдмаршала и канцлера.

 

 

Заключение

В годы административных реформ Петра 1 сложился новый механизм управления страной. От предшествующего его  отличали два признака: рационалистическое начало и начало бюрократическое. Рационализм  проявлялся в четком разграничении  прав и обязанностей между центральными учреждениями. В основу разграничения  был положен отраслевой принцип. В результате была создана стройная система органов управления, компетенция  которых распространялась на всю  страну.

Новая система управления являлась шагом вперед в государственном строительстве: она заменила архаичную приказную систему, являясь одним из важнейших элементов европеизации России, и, наконец, в условиях феодального правопорядка положила начало законности.

Приказная система, практически  лишенная системности, была заменена коллегиальной. Бюрократическое начало выражалось в создании иерархии единообразных учреждений, руководствовавшихся в своей деятельности регламентами, инструкциями и наставлениями. Регламентации подвергалась не только работа учреждений, но и каждый шаг должностного лица.

Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром 1, вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения "высшей воли" монарха была необходима совершенная государственная машина.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о  рангах 1722 года. 24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной  службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого  закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и  государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и тe и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий.

 

Список используемых источников

  1. Анисимов,  Е.  В.  Время петровских реформ. /  Е.  В.  Анисимов.  Л., 1989;
  2. Анисимов,  Е.  В.  Пётр I,  рождение империи /  Е.  В.  Анисимов. // История Отечества:  люди,  идеи,  решения.  Очерки истории России IX – начала XX вв. М., 1991;
  3. Баггер Х. Реформы Петра Великого: обзор исследований. - М.: Прогресс, 1985. - 198 с.
  4. Буганов, В. И. Пётр Великий и его время.  / В. И. Буганов. М., 1989;
  5. Ключевский В.О. О государственности в России. - М.: Мысль, 2003. - 606 с.
  6. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 книгах./ В. О. Ключевский. М., 1993;
  7. Кючевский В.О. Курс русской истории, в 8 томах, том 5. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. - 503 с.
  8. Павленко, Н. И. Пётр Великий. / Н. И. Павленко. М., 1990;
  9. Петрухинцев,  Н.  Н.  Два флота Петра I:  технологические возможности России / Н. Н. Петрухинцев. // Вопросы истории. 2003. №4;
  10. Писарькова Л. Российская бюрократия в эпоху Петра Первого.// «Отечественная история». 2003. - № 3.
  11. Писарькова Л. Российская бюрократия в эпоху Петра Первого/условия службы и характерные черты// «Отечественная история». 2003. - № 2.
  12. Писарькова, Л. Ф.  Российская бюрократия в эпоху Петра I / Л. Ф. Писарькова. // Отечественная история. 2004. №1. С.18-41; №2; 
  13. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Издание 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 576 с.
  14. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: «Проспект», 1997. - 472 с.
  15. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство XVIII в. - М.: Наука, 1974. - 396 с.
  16. Шипилов,  А.  В.  Русская культура питания в первой половине 18 века // Вопросы истории. 2003. №3;

 

Приложение 1 Пункты «Табели о рангах»

Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые, в котором классе чины; и которые  в одном классе те имеют по старшинству  времени вступления в чин между  собою, однакож воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был (1722 г., генваря 24)

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

В основу текста пункта был положен п.1 датской  Табели о рангах 1717 года. Содержание типично для права абсолютной монархии, в котором закрепляется превосходство царствующей фамилии.

Упоминание в  статье о принцах не по крови, а  вследствие вступления в брак с принцессами  крови было особенно злободневно  для петровского двора, поскольку  к моменту принятия Табели у Петра  было достаточно много дочерей и  племянниц при остром дефиците потомков мужского пола. Однако в российском законе, в отличие от датского, ничего не говорится о привилегированном  положении внебрачных детей царских  особ. Для русского права введение такого положения было просто невозможно, поскольку противоречило бы всему  духу права Российского государства.

  1. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

Этот пункт  был вставлен уже при окончательном  редактировании проекта. Он продиктован  исключительно интересами военного дела. Здесь определяется подчиненность  воинских чинов в конкретной обстановке, что было особенно важно в военное  время.

  1. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действительно жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третью долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

Информация о работе Российская бюрократия в эпоху Петра Первого