Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 23:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение чиновной бюрократии во времена Петра Первого.
В работе поставлены следующие задачи:
-рассмотрение особенностей государственного аппарата в XVIII веке;
-характеристика бюрократической системы;
-сравнение «допетровской» структуры государственного аппарата и реформ, проведенных Петром Первым в этой области.
-рассмотрение петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества
Введение
Глава 1. «Допетровская» система государственного аппарата
1.1 Характеристика «допетровского» государственного аппарата
1.2 Предпосылки создания «Табели о рангах»
Глава 2. «Табель о рангах» как основа российского чиновничества эпохи Петра Первого
2.1 История создания «Табели о рангах»
2.2 Содержание «Табели о рангах»
2.3 Роль петровской «Табели о рангах» в формировании российского чиновничества
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Возможен был и противный
вариант: назначение на должность более
высокого класса, чем чин. Необходимость
этого обнаружилась сразу же после
введения Табели, когда пришлось па
гражданские должности высоких
классов назначать людей, не успевших
выслужить соответствующие
Такой чин (не связанный с должностью) сначала пытались обозначать указанием классов (например, коллежский асессор VIII класса, а после получения следующего чина - коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным, прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями (статский советник).
В связи с возникновением феномена чина «Табель о рангах» в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.
Используя зарубежный и отечественный опыт, Петр Первый пытался создать принципиально новую, очень прогрессивную для того времени, систему формирования бюрократического аппарата. При оценивании результатов, которых ему удалось достичь, нельзя забывать что на момент создания «Табели» значение «аристократии» было велико, она являлась уже основной опорой самодержавия в Российской империи, и потому Петр не мог создать систему формирования бюрократического аппарата, основанную только на принципе «выслуги».
2.3 Роль петровской «Табель о рангах» в формировании российского чиновничества
Табель о рангах создавала целый переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого дворянства. «Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания - родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес...» Табель упраздняла совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших.
«На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки...), столичные (стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. «Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты».
Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 года, окончательно зафиксировала принцип бюрократической выслуги... Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя».
Вся масса служилых дворян
была поставлена в прямое подчинение
Сенату вместо прежнего Разрядного приказа,
и Сенат «ведал дворянство через
особого чиновника «
В первую очередь пострадали от этого новшества люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе и в правительстве. Теперь они стали на один уровень с рядовым дворянством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности.
«Новая система расширила количественно ряды шляхетства российского - прочной опоры феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя службу и счастливый случай».
После введения «Табели о рангах» быстро стал формироваться бюрократический корпус. Это дало возможность не дворянам получать земли в имущество не благодаря титулу или родовитости, а исключительно благодаря своим способностям и старанию. Так было задумано Петром. Но со временем дворянам стала делать предпочтение в получении очередных чинов и имущества, что отрицало петровский принцип «заслуги и выслуги».
К проявлениям роста
Численность бюрократии к концу царствования Петра если и увеличилась, то незначительно. Это объяснялось перераспределением должностных лиц между сферами управления и совершенствованием всей системы государственного управления. Так, если в Боярской думе к концу столетия насчитывалось чуть более 100 членов, то в Сенате заседало девять человек. Присутствие коллегии состояло из десяти членов вместо двух-трех в приказах. Зато приказов в конце столетия было 44, а коллегий и равных с ними учреждений - двенадцать. Нивелировка произошла и в областной администрации: при Петре на местах возникли не существовавшие в XVII в. Губернские и провинциальные учреждения, а вместе с ними и их штаты.
Табель о рангах явилась
нормативным актом, который подвел
итог преобразованиям
Выводы по главе.
Петром Первым была создана единая система власти, непосредственно подчинявшаяся императору и состоявшая из следующих звеньев: сенат (возглавляемый генерал-прокурором) – коллегии (прямое подчинение сенату) – губернаторы (прямое подчинение коллегиям). После второй губернской реформы власть губернаторов распространялась только на провинцию губернского города, остальными провинциями управляли воеводы
Значение Табели о рангах состоит в том, что она привела в систему и унифицировала все чины империи на всех трех поприщах государственной службы: сухопутной, военно-морской и гражданской - от прапорщика на военной и коллежского регистратора на гражданской до генерал-адмирала, фельдмаршала и канцлера.
Заключение
В годы административных реформ Петра 1 сложился новый механизм управления страной. От предшествующего его отличали два признака: рационалистическое начало и начало бюрократическое. Рационализм проявлялся в четком разграничении прав и обязанностей между центральными учреждениями. В основу разграничения был положен отраслевой принцип. В результате была создана стройная система органов управления, компетенция которых распространялась на всю страну.
Новая система управления являлась шагом вперед в государственном строительстве: она заменила архаичную приказную систему, являясь одним из важнейших элементов европеизации России, и, наконец, в условиях феодального правопорядка положила начало законности.
Приказная система, практически лишенная системности, была заменена коллегиальной. Бюрократическое начало выражалось в создании иерархии единообразных учреждений, руководствовавшихся в своей деятельности регламентами, инструкциями и наставлениями. Регламентации подвергалась не только работа учреждений, но и каждый шаг должностного лица.
Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром 1, вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения "высшей воли" монарха была необходима совершенная государственная машина.
Особое место в формировании
бюрократии принадлежит Табели о
рангах 1722 года. 24 января 1722 года Петр I
утвердил Закон о порядке
Список используемых источников
Приложение 1 Пункты «Табели о рангах»
Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые, в котором классе чины; и которые в одном классе те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был (1722 г., генваря 24)
Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.
1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.
В основу текста
пункта был положен п.1 датской
Табели о рангах 1717 года. Содержание
типично для права абсолютной
монархии, в котором закрепляется
превосходство царствующей
Упоминание в статье о принцах не по крови, а вследствие вступления в брак с принцессами крови было особенно злободневно для петровского двора, поскольку к моменту принятия Табели у Петра было достаточно много дочерей и племянниц при остром дефиците потомков мужского пола. Однако в российском законе, в отличие от датского, ничего не говорится о привилегированном положении внебрачных детей царских особ. Для русского права введение такого положения было просто невозможно, поскольку противоречило бы всему духу права Российского государства.
Этот пункт был вставлен уже при окончательном редактировании проекта. Он продиктован исключительно интересами военного дела. Здесь определяется подчиненность воинских чинов в конкретной обстановке, что было особенно важно в военное время.
Информация о работе Российская бюрократия в эпоху Петра Первого