Русско-японские отношения XVIII – XX вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель – изучить развитие взаимоотношений между Россией и Японией до начала XX века.
Задачи работы следующие:
1. Изучить этап зарождения отношений между Россией и Японией. (XVII в)
2. Охарактеризовать развитие русско-японских отношений в XIX в.
3. Проанализировать Духовную миссию в Японии.
4. Рассмотреть период русско-японские отношений в начале XX века.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 93.59 Кб (Скачать документ)

 Линденберг был чрезвычайно  расстроен случившимся. Все усилия  по снаряжению экспедиции пошли  прахом. Но гораздо трагичнее  решение японского правительства  было воспринято доставленными  из Ново-Архангельска японскими  моряками. До родного берега было  рукой подать, но он оставался  с борта «Князя Меньшикова»  столь же недосягаемым как  с Камчатки и Аляски.

 Подчинившись требованиям  властей Симоды, 2 августа 1852 года  Линденберг вышел в открытое  море. Но при выходе из бухты  он сумел высадить на пустынном  берегу своих пассажиров. При прощании японцы на коленях, со слезами на глазах благодарили русских моряков за помощь и добросердечие.

 

2.4. Первая экспедиция  в Японию

В 1852 г. императорское правительство  решилось на попытку наладить дипломатические  отношения с Японией. Великий  князь Константин Николаевич поддержал  старый план Путятина по укреплению позиций  России на Тихом океане. Причиной для  спешки в организации экспедиции послужил тот факт, что с целью  заключения торгового договора с  Японией из Америки снаряжалась  эскадра под руководством Мэттью Перри. Та страна, которая бы первая прервала многовековую политику самоизоляции Японии (сакоку) получила бы наиболее выгодные условия для торговли.

Евфимий Путятин происходил из дворянского рода, восходящего  к XV веку: старший сын отставного капитан-лейтенанта Василия Евфимьевича  Путятина (новгородского помещика, соседа графа Аракчеева) и Елизаветы  Григорьевны Путятиной (дочери генерала-майора, члена государственной адмиралтейств-коллегии, гражданского губернатора Гродно и  Киева Григория Ивановича Бухарина).

Детство провёл в родовой  усадьбе Пшеничище Чудовской  волости Новгородского уезда. По воле родителей поступил в Морское  кадетское училище, где отлично  учился. После подведения итогов выпускного экзамена оказался первым по выпуску. 1 марта 1822 года получил чин мичмана  и в том же году был назначен в кругосветное плавание на фрегате  «Крейсер» под командой Михаила  Петровича Лазарева. Путешествие, начавшееся 17 августа, заняло 3 года: экспедиция проходила  по маршруту Кронштадт — Рио-де-Жанейро  — мыс Доброй Надежды — Русская  Америка — мыс Горн — Кронштадт. По его итогам Путятин был награждён  орденом и двойным окладом  жалованья. В 1826 году был назначен капитаном  Лазаревым мичманом на линейный корабль  «Азов». Участвовал в Наваринском  сражении 20 октября 1827, был награждён  орденом Владимира IV степени.

С 1828 по 1832 совершил несколько  переходов из Средиземного моря в  Балтику, провёл 18 кампаний, был награждён  орденом святого Георгия IV степени. В 1832 году по приказу главнокомандующего Черноморским флотом М. П. Лазарева, выполнял опись берегов и промеры глубин проливов Дарданеллы и Босфор7. В 1834 году был произведён в капитан-лейтенанты и назначен командиром корветов «Ифигения» и «Агатополь». В 1838—1839 годах участвовал в высадке при занятии мыса Ажер, местечек Туапсе и Шапсуху. При высадке на мысе Субаши был ранен в ногу. За успешно проведённые операции был произведён в капитаны I ранга. В 1841 году временно оставил службу на море и отправился в Англию для закупки пароходов в Черноморский флот.

В состав экспедиции кроме  Путятина вошли И. А. Гончаров (чиновник торгового ведомства, секретарь  Путятина, известный русский писатель), И. А. Гошкевич (чиновник, знаток китайского и корейского языков), А. Ф. Можайский  и архимандрит Аввакуум (учёный-востоковед, синолог). В качестве судна был  выбран фрегат «Паллада» под руководством опытного моряка-черноморца флигель-адъютанта  И. С. Унковского. Фрегат вышел из Кронштадта 7 октября 1852 года: маршрут пролегал вокруг Африки, через Индийский океан. В ходе путешествия выяснилось, что фрегат «Паллада» оказался непригоден для такой экспедиции, и из Петербурга был вызван другой, более надёжный 52-пушечный фрегат — «Диана» под командой С. С. Лесовского. 8

Спустя месяц после  первого визита Перри, 12 августа 1853 года «Паллада» прибыла в порт Нагасаки, однако японские уполномоченные приняли письмо российского министра иностранных дел графа Нессельроде  сёгуну только 9 сентября 1853. Во время  посещения Нагасаки Путятин продемонстрировал  японским изобретателям действие парового двигателя, что помогло Хисасигэ Танака впоследствии создать первый японский паровоз. Видя, что переговоры принимают затяжной характер, Путятин  решил отправиться сначала в  Манилу, а потом в Корею, по пути производя опись восточного побережья  Приморья и собирая материал для  лоций. Экспедицией под руководством Путятина были открыты заливы Посьета, Ольги и острова Римского-Корсакова. 11 июля 1854 года на Дальний Восток прибыл фрегат Диана, на котором экспедиции Путятина предстояло направиться в  Японию на продолжение переговоров, которые стали особенно актуальны  из-за начала Восточной войны. Фрегат «Паллада» был отбуксирован в  Константиновскую бухту Императорской  Гавани, где его поставили на зимовку.

Путятин на фрегате «Диана»  прибыл в Японский порт Симода 22 ноября 1854 года, спустя почти полгода после  второго визита Перри и подписания им Канагавского соглашения, положившего  конец японской политике самоизоляции. 22 декабря в Симоде начались переговоры, однако 23 декабря в результате опустошительного землетрясения и последовавшего за ним цунами фрегат «Диана» был  серьёзно повреждён, а 5 января 1855 при  транспортировке в бухту Хэда, в которой планировалось его  отремонтировать, корабль экспедиции затонул.

Экспедиция Путятина была расквартирована в деревне Хэда. В городе Симода 7 февраля в храме  Гёкусэндзи был подписан первый договор  о дружбе и торговле между Россией  и Японией, известный как Симодский  трактат. Японскую сторону при заключении договора представлял Тосиакира  Кавадзи. Согласно Симодскому трактату двумя странами устанавливались  дипломатические отношения; для  русских судов открывались порты  Хакодатэ, Нагасаки и Симода, где  разрешались торговые сделки в ограниченных размерах и под присмотром японских чиновников; в одном из портов назначался российский консул (первым консулом в  Японии стал Иосиф Гошкевич), а также  устанавливались границы: Японии отходила часть Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. Сахалин объявлялся неразделённой  демилитаризованной зоной. 9

Пребывание русских моряков  в Хэда послужило началом сотрудничеству Японии и России в области науки  и техники. По просьбе Путятина, экспедиции были выделены рабочие и материал для строительства судна, на котором  русские моряки смогли вернуться  в Россию. Для Японии это был  первый опыт строительства кораблей западного образца. Шхуна под  названием «Хэда» была спущена на воду 14 апреля. 26 апреля Путятин с частью экспедиции отправился в Россию. По образцу «Хэды» японцами было построено ещё шесть шхун; на следующий год первая шхуна «Хэда» была передана японской стороне вместе с научными приборами, а также 52 пушками, снятыми с затонувшего фрегата «Диана».

Новый Эдоский трактат, подписанный 7 августа 1858 г. также Е.В. Путятиным, возведенным за предшествовавший успех  в Японии в графское Российской империи  достоинство, развивая права российских граждан в Японии (в нем, в частности, оговаривались условия временного и постоянного проживания русских  в Японии, вопросы аренды ими земли, покупки и строительства домов, магазинов, православных церквей и  т.д.), предоставлял России право содержать  при японском императорском дворе  своего дипломатического представителя, а всем русским дипломатическим  агентам совершать поездки по территории страны.10

 Первым консулом в  Хакодатэ был назначен И.А.  Гошкевич, дипломат, ученый, знаток  китайского и японского языков.

18 (30) марта 1867 года в  Петербурге была подписана конвенция,  в силу которой русским и  японцам предоставлялись равные  права в отношении проживания  на острове, передвижения, возведения  построек и занятия промыслами, то есть имело место начало  совместного освоения данного  острова.

Первоначально положение  Симодского договора о совместном владении островом Сахалин было более выгодно  для Российской империи, которая  вела активную колонизацию этой территории. Японская империя не имела хорошего флота, поэтому в то время не имела  такой возможности. Но позже японцы начали усиленно заселять территорию Сахалина, и вопрос о его принадлежности стал приобретать все более спорный  и острый характер. Противоречия России и Японии были решены подписанием  Санкт-Петербургского договора.

25 апреля (7 мая) 1875 г. в  Петербурге Александром Михайловичем  Горчаковым со стороны России  и Эномото Такэаки со стороны  Японии был подписан договор  об обмене территориями (Санкт-Петербургский  договор).

Согласно этому трактату, в собственность Российской империи  в обмен на 18 Курильских островов (Шумшу, Алаид, Парамушир, Маканруши, Онекотан, Харимкотан, Экарма, Шиашкотан, Муссир, Райкоке, Матуа, Растуа, островки Среднева и Ушисир, Кетой, Симусир, Бротон, островки Черпой и Брат Черпоев, Уруп) был  полностью передан остров Сахалин.

Договор изменил положения  Симодского трактата 1855 г., согласно которому Сахалин находился в совместном владении двух стран.

Жители обмениваемых территорий могли вернуться в своё отечество  или остаться на месте. Им гарантировалась  свобода вероисповедания, собственность  и право занятия промыслами при  условии принятия подданства и подчинения законам страны, к которой отходили данные владения. Россия разрешила судам Японии без уплаты торговых и таможенных пошлин в течение 10 лет посещать порт Корсаков на Южном Сахалине, где учреждалось японское консульство. Японским судам, купцам и рыбопромышленникам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в портах и водах Охотского моря и Камчатки. 11

10 (22) августа 1875 г. в  Токио была принята дополнительная  статья к договору, регулирующая  права жителей, остающихся на  уступленных территориях.

Русско-японский договор 1875 г. вызвал в обеих странах неоднозначные  отклики. Многие в Японии осуждали его, считая, что японское правительство  обменяло имеющий важное политическое и экономическое значение Сахалин  на «маленькую гряду камешков», какой  им представлялись Курилы. Другие просто заявляли, что Япония обменяла «одну  часть своей территории на другую». Подобные оценки раздавались и с  русской стороны: многие полагали, что  обе территории принадлежали России по праву первооткрывателя. Договор 1875 г. не стал окончательным актом  территориального размежевания между  Россией и Японией и не смог предотвратить дальнейшие конфликты  между двумя странами.

Санкт-Петербургский договор  сохранял силу вплоть до 1905 г., когда  по итогам русско-японской войны был  подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала победившей Японии все Куpилы и южный Сахалин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Российская духовная миссия в Японии

3.1.  Православная  Миссия при святителе Николае

История Православной духовной миссии в Японии одна из самых интересных страниц русско-японских отношений  второй половины ХIХ начала ХХ веков. Основатель миссии архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) был  крупным ученым-ориенталистом, педагогом, переводчиком и, наконец, создателем национальной Японской Православной Церкви. Памятником его многотрудной деятельности стал собор Воскресения Христова в  Токио Николай-до, как называют его  японцы. Строительству храма Владыка  посвятил 10 лет своей жизни.

Япония была открыта для  России 7 февраля 1855 года, в день подписания Е.В.Путятиным Симодского договора. До того на все предложения российской дипломатии об установлении торговых и политических отношений японская сторона отвечала по-восточному вежливым, но категоричным отказом. Причиной этого  был режим самоизоляции, в котором  находилась страна при сегунах династии Токугава. Политика России на Дальнем  Востоке, активизировавшаяся здесь  после Крымской войны, была, тем не менее, очень осторожной и не переходила определенных границ. В отличие от коммодора военной эскадры США  Мэтью К. Перри, заставившего сегуна под угрозой обстрела Эдо (Токио), открыть порты для иностранных  судов, миссия Е.В.Путятина должна была демонстрировать мирные намерения  России, причем не только по отношению  к Японии. В соответствии с указанием  Николая I Е.В.Путятин мог заключать  договор с японской стороной только после Америки. По Симодскому договору на Хоккайдо было открыто консульство, а российские корабли получили право  заходить в порты Симода и Нагасаки. По второму, Эдосскому договору 1858 года, в столице начала действовать  постоянная российская дипломатическая  миссия.

 В 1859 году И.А.Гошкевич, первый русский консул в Японии, запросил Святейший Синод о  назначении в церковь в Хокадате (остров Хоккайдо) вместо убывшего  по болезни протоиерея В.Е.Махова  священника, который мог бы быть  полезным не только своею духовною  деятельностью, но и учеными  трудами. Ехать в далекую страну  вызвался недавно кончивший Духовную  академию кандидат богословия  Иван Дмитриевич Касаткин. Много  позже он писал, что сразу  определил главную цель своего  служения проповедь Евангелия  среди язычников. Понимая всю  серьезность предстоящего, он постригся  в первый, иноческий чин с наречением  именем Николая. В июне 1860 года  его рукоположили в сан иеромонаха, и он выехал на Дальний Восток. Через год, 2 июля 1861 года, Касаткин  прибыл на Хоккайдо.12

 Первое десятилетие  священнического служения было  очень тяжелым для отца Николая.  Круг обязанностей ограничивался  окормлением прихожан Воскресенской  церкви в Хокадате служащих  консульства и моряков с российских  кораблей, заходивших в порт. Проповедь Слова Божиего, то, ради чего приехал отец Николай в Японию, можно было начинать, только изучив язык этой страны. С величайшей усидчивостью, впадая порой в отчаяние перед сложностями камбуна (японизированного китайского языка японской латыни), после восьми лет упорного труда он знал иероглифов столько, сколько редко кто знал из самих японцев.

 Знание языков позволило  ему углубиться в буддизм, синтоизм, китайскую философию и, наконец,  историю и дух японской страны. Многовековая мудрость ученых  трактатов, глубины восточной  философии завораживали и манили.

Толчком к началу проповеди  послужил случай первого обращения  в Православие в 1865 году самурая  и жреца (каннуси) синто Такумы Савабэ, преподававшего фехтование сыну русского консула. Савабэ намеревался убить  отца Николая как иноземца, несшего  угрозу Японии, но был остановлен его  спокойными и вдумчивыми словами. В  душе самурая произошел перелом. Все чаще приходя в консульство  и слушая разъяснения основ православной веры, он принял решение креститься. Наверно, неслучайно отец Николай дал  имя первому крещеному им японцу Павел. Через некоторое время  крестились врач Сакаи Токурей (Иоанн) и Урано Дайдзо (Яков). Первые обращенные в Православие стали и первыми  его распространителями. Они приводили  к отцу Николаю своих знакомых, родственников. За три года он крестил 12 японцев.

 В 1868 году императорский  престол занял микадо Мутсухито  (1852 - 1912 годы). Он принял ненго,  т.е. название годов своего  будущего правления Мэйдзи (ясное  правление). Оппозиция, недовольная  внутренней политикой сегуна  Кейки, поддержала нового императора, имевшего до того лишь номинальную  власть. В стране вспыхнула буржуазная  революция, получившая название  революция Мэйдзи. В результате  правительство сегуна было низложено.  Мутсухито, подтвердив договоры, заключенные с иностранцами, открыл  для захода их кораблей новые  порты Кобе, Осаку, Ниигату и  Эдо, куда и перенес свою  резиденцию из Киото, переименовав  Эдо в Токио.

Информация о работе Русско-японские отношения XVIII – XX вв.