Система управления в период думской монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:26, контрольная работа

Описание

история государственного управления

Содержание

Введение
3

1.Предпосылки образования конституционной монархии

4

2.Система государственного управления с 1905 года

8

1.Высшие законодательные учреждения

8

2.Высшие административные учреждения

12

3.Высшие судебные учреждения

16

4.Центральные органы государственного управления

16

5.Органы местного самоуправления

22

3.Изменения в госаппарате в годы первой мировой войны

25

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Работа состоит из  1 файл

Контрольная (система управления в период думской монархии).doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)
Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального  образования

«Сибирская  академия государственной  службы» 

Институт  переподготовки специалистов

кафедра

  Гуманитарных основ государственной службы

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
Система управления в период думской монархии
 
  Выполнил:
  Минор Дмитрий  Владимирович

ГМУ,

Гр. 10208

  Проверила:

Амелина В. В.

Доцент кафедры,

к.и.н., доцент

 
 
 
Новосибирск  2011

 

Содержание 

Введение 3
  1. Предпосылки образования конституционной монархии
4
  1. Система государственного управления с 1905 года
8
    1. Высшие законодательные учреждения
8
    1. Высшие административные учреждения
12
    1. Высшие судебные учреждения
16
    1. Центральные органы государственного управления
16
    1. Органы местного самоуправления
22
  1. Изменения в госаппарате в годы первой мировой войны
25
Заключение 27
Список  использованной литературы 29
Приложение  
 
 
 

 

Введение

    Вот уже почти сто лет прошло со времен гибели Российской Империи, но до сих пор события тех времен приковывают внимание современников,  будь-то историки или политические деятели. И это вполне объяснимо, ведь конец XIX-го, начало XX-го веков насыщены как политическими, так и социальными переменами в обществе, несущими в себе важный исторический опыт. Безусловно, самым значимым событием является Великая Октябрьская Революция 1917 года и предшествовавшая ей Февральская революция, в ходе которой произошла смена формы государственного правления на Республику.  Но давайте обратим свое внимание не на политические события, а на то, как они повлияли на общество и в частности на систему государственного управления. Ведь невозможно представить себе государство без государственного аппарата. И от того на сколько четко и правильно он функционирует, зависит и благосостояние народа.

    Понимание принципов работы и взаимодействия органов власти, позволяет более эффективно воздействовать на общество для достижения определенных целей. Для управления огромной страной самовластному монарху требовалось большое количество чиновников и подчиненных.

    Но  нельзя забывать, что система управления зависит и от формы государственного правления. Российская империя с момента её провозглашения Петром I Великим в 1721 году считалась самодержавной монархией. Глава империи обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью. Но  с 1905 года, в истории России, начался период так называемой «думской монархии». Власть монарха была в той или иной степени ограничена избираемой населением Государственной Думой.

    Это безусловно повлияло на систему государственного управления того периода, в чем нам и предстоит разобраться. Попробуем подробнее рассмотреть систему органов государственной власти, её функционирование, взаимодействие и воздействие на общество. Путем изучения исторической литературы, установим последовательно, значимость и систему структурных связей государственного устройства, периода думской монархии. Для анализа будем использовать структурно-функциональный метод, который позволит рассмотреть государственное управление как систему, состоящую из ряда элементов, отличающихся своими функциональными свойствами, но в совокупности выполняющих общую функцию. 
 

    
  1. Предпосылки образования конституционной монархии

    Политико-правовые факторы, приведшие к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться  задолго до событий 1905 г. и создания Государственной Думы. Вступивший на престол в октябре 1894 года молодой император Николай II был человек глубоко религиозный, искренний патриот, скромный и приветливый в личных отношениях. Он меньше всего хотел и меньше всего готов был проводить политические реформы. Николай II был убежденным сторонником самодержавия, статус ограниченного в правах государя не соответствовал его характеру, воспитанию и мировоззрению. Однако русское общество ожидало от нового царя поворота от охранительно-реакционной политики Александра III к либеральным принципам «эпохи великих реформ».

    Продолжая начатую при Александре III политику руссификации, правительство Николая II попыталось распространить ее и на Финляндию, которая до тех пор пользовалась полным самоуправлением. Мероприятия правительства, нарушавшие финляндскую конституцию и установленный в стране правовой порядок, вызвали в Финляндии всеобщую оппозицию, отчуждение от России и сепаратистские стремления.

    На  рубеже XIX и XX вв. оппозиционное движение против правительства так называемое «освободительное движение», быстро распространяется по всей России. Первые широкие проявления оппозиционного движения начались в студенческой среде. В самом начале XX века на арену политической борьбы выступает рабочий класс, усиленная агитационная работа интеллигентских социалистических кружков пробуждала в рабочих интерес к политике и увлекала их на путь политической борьбы. В 1901 году в Петербурге и в ряде южных городов были устроены первомайские демонстрации рабочих, которые потом с каждым годом повторялись всё в больших размерах. Организованная в этом же году, Партия социалистов-революционеров  вносит в политическую борьбу новый элемент — индивидуального террора. В апреле 1902 года «боевой организацией» партии эсеров был убит министр внутренних дел Сипягин.

    Год за годом волна революции нарастала. Все новые и новые происшествия революционного характера вспыхивали по всей империи. В стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах так уже в 1901 году прошло сто двадцать стачек, в 1903 г. проводится всеобщая забастовка. Учащаются крестьянские бунты. Весною 1902 года в Полтавской и Харьковской губерниях происходит вспышка аграрного движения, в ходе которой крестьяне нескольких уездов разграбили около 80-ти помещичьих «экономии» и сожгли две усадьбы.1 В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности“, которое ставит перед собой задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью. В 1903 году происходили большие рабочие забастовки в ряде южных городов, забастовки сопровождались уличными демонстрациями и столкновениями с войсками и полицией.

    Начавшаяся  в январе 1904 года война с Японией, хоть и отвлекла внимание русского общества от внутренней политической борьбы, еще более усилила и обострила противоречия, существующие в обществе. Прежде всего, японская война не была популярной, она рассматривалась как «авантюра» «царизма» или «придворной камарильи», а начавшиеся вскоре военные неудачи вызвали частью патриотическое негодование против бездарного правительства, а частью злобную радость по случаю того, что оно себя всё более и более дискредитирует. Неудачный ход войны оживил и усилил оппозиционное настроение и революционное движение.

    В августе 1904 года, после убийства В.К. Плеве, новым министром внутренних дел был назначен кн. П. Д. Святополк-Мирский. Он вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний. Начался период "политической весны". Печать стала свободно критиковать бюрократический строй и обсуждать вопрос о необходимости коренных реформ. В ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. Правительство в ответ на это давление издает в декабре 1904 года Манифест, в котором обещается ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных законов. В манифесте были, однако отвергнуты притязания земцев на вхождение в Государственный совет.

    Расстрел  демонстрации 9 января 1905 года и поражения в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса. Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в “Союз союзов“, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

    Несмотря  на упорное противодействие верховной  власти и ее ближайшего окружения  любым изменениям в государственном  устройстве, Николай II оказался перед выбором: или вступить на путь реформирования российской государственности, или поставить под угрозу само существование режима.

    На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные Государственные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.

    Споры о том, стала ли Россия конституционной монархией, начались сразу же после опубликования манифеста 17 октября 1905 года. Русские либеральные юристы склонны были именно так рассматривать новый политический порядок. Большинство из них считало, что законодательная власть была разделена между царем и Думой, любой закон мог вступить в силу лишь в случае одобрения его последней.

    «В советской историографии отмечалось, что акт 17 октября декларировал основные начала конституционного строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. При этом авторы воспроизводили ленинскую точку зрения, согласно которой Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию.

    Авторитетный эмигрантский исследователь профессор В.В. Леонтович наиболее четко охарактеризовал либеральную точку зрения: Манифест 17 октября — это “переход к конституционному строю”, а новые Основные законы — это дуалистическая непарламентская конституция».2

    В начале ХХ века правительство, в лице императора Николая II, предстало перед неразрешимой задачей. С одной стороны оно всячески старалось сохранить самодержавие, а с другой удовлетворить требования революционно настроенного общества. Отправной точкой в решении этой проблемы стал обнародованный 17 октября 1905 «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка». С этого времени в системе управления появляется принципиально новый орган государственной власти.

    Упустив шанс взять инициативу реформ в свои руки, верховная власть подтолкнула общество на революционный способ решения накопившихся проблем. Главным результатом революции 1905-1907 гг. стало то, что император был вынужден, скрепя сердце, согласится на конституцию и парламент. В 1905—1906 гг. в России было проведено преобразование государственного строя. Был создан двухпалатный парламент с законодательными полномочиями, ограничивший власть императора.

    Сначала царский манифест от 6 августа 1905 года объявил о создании в России законосовещательной Думы, так называемая «булыгинская дума», которая так и не была созвана. Большевики отказались участвовать в выборах, и призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту и вооруженному восстанию. Царское правительство вынуждено было уступить и издать Манифест 17 октября 1905, в котором Николай II заявил о «даровании» народу гражданских свобод и обещал признать за Думой законодательные права.

Информация о работе Система управления в период думской монархии