Система управления в период думской монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:26, контрольная работа

Описание

история государственного управления

Содержание

Введение
3

1.Предпосылки образования конституционной монархии

4

2.Система государственного управления с 1905 года

8

1.Высшие законодательные учреждения

8

2.Высшие административные учреждения

12

3.Высшие судебные учреждения

16

4.Центральные органы государственного управления

16

5.Органы местного самоуправления

22

3.Изменения в госаппарате в годы первой мировой войны

25

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Работа состоит из  1 файл

Контрольная (система управления в период думской монархии).doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)
    
  1. Изменения в госаппарате  в годы первой мировой войны

    Основные  изменения в государственном  аппарате Российской империи в период первой мировой войны были продиктованы процессом милитаризации экономики. Государственное регулирование  экономики приобрело чрезвычайные формы.

    В мае 1915 года были впервые созданы  военно-промышленные комитеты, занимавшиеся посредничеством между казной и  промышленностью, распределением военных  заказов, регулированием внешних закупок, рынка труда, транспорта, нормированием  цен на сырье. В этом же году создается главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили: требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.

    С лета 1916 года создаются особые совещания для руководства военной экономикой России. (Приложение №2) Состав этих органов определялся Государственной Думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий принятия  военных заказов и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих, государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов. Были созданы особые совещания по обороне, по топливу, по продовольствию, по перевозкам. Отдельные одноотраслевые предприятия могли объединяться в заводские совещания. Руководство военной экономикой страны осуществлялось через рабочие органы: управления делами, особо уполномоченных председателей; отраслевые военные комитеты; подготовительные комиссии и т. д. Координирующие функции осуществляло «Особое совещание министров».

    В годы войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

    Городская и уездная  полиция были объединены в единую полицейскую систему, которая  представляла собой сложную иерархию, начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся  исправником.

    Когда началась Первая мировая война, земское движение организовало разветвлённую сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были немедленно образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи, раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось. Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный по снабжению армии комитет Всероссийского земского и городского союза — «Земгор», который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятную, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Вообще, если говорить об управлении государством, то нужно понимать, что этот очень сложный процесс в первую очередь должен быть направлен на обеспечение благосостояния народа. А говоря о системе управления необходимо помнить, что её главной задачей является достижение поставленных целей. Помимо этого, государственное управление требует постоянного совершенствования навыков, и приспособления к постоянно меняющимся условиям общественного развития, а вместе с тем и система управления нуждается в постоянном преобразовании и совершенствовании.

    Начало XX века ознаменовано важным политическим событием. В системе управления появляется совершенно новый орган государственной власти. Орган законодательной власти – Государственная дума. Наверное, нельзя сказать, что это коренным образом изменило систему управления, существовавшую до этого периода, но можно точно утверждать, что это стало началом образования правовой государственности. И теперь форма соотношения личности и государства, стала менять свое направление, от выгоды для государства и правителя, к интересам подданных и общества.

    Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только позитивные результаты – упорядоченность, гарантированность  прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п., но и негативные последствия – бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д. С возникновением Государственной думы, появляется возможность изменить систему управления, а вместе с тем и условия существования в лучшую сторону.

    «Появление в России такого выборного центра власти и управления, как Государственная дума, которая действовала в условиях невиданной на Руси свободы союзов и объединений, печати, собраний, народная поддержка ее свидетельствовали о невозможности дальнейшего управления страной без представительных учреждений. Думские запросы (и вопросы) депутатов о проблемах жизни народа, вскрывающие произвол, царящий в отдельных звеньях государственного аппарата России, обличительные выступления думцев свидетельствовали об использовании думской трибуны для разоблачения политики царизма».12

    Но  вместе с тем «Нельзя не отметить, также, что к 1914 г., за  двадцать лет николаевского царствования, страна  достигла значительных успехов: национальный доход на душу населения возрос в 1,5 раза, по объему промышленного производства Россия вышла на пятое место в мире, по темпам экономического развития – на первое… уменьшилась продолжительность рабочего дня, а заработная плата увеличилась, население получило политические права.

    По  оценкам иностранных экспертов, российская экономика имела отличные перспективы. Экономические успехи были достигнуты не вопреки верховной власти, а благодаря совместным усилиям общественности и государственной администрации».13

    По  мнению автора, система государственного управления, как и в годы думской монархии, так и до этого, функционировала достаточно хорошо, и во многом справлялась с поставленными задачами. Присутствовало и понимание того факта, что для управления огромной страной необходим не только полноценный госаппарат на началах законности, но и  самоуправление как на местном уровне, так и в высших коридорах власти. Но боязнь потери власти, и утраты принципов самодержавия не позволили добиться значительных результатов создания правового государства.

    Вместе  с тем начавшаяся первая мировая война повергла страну в еще больший кризис. Император Николай II не сумел справиться с навалившимися, одна за другой проблемами и в без того не легкий период реформирования. С одной стороны внутренние недовольства и революционные волнения, с другой внешние военные последствия в конечном итоге привели к гибели империи, а вместе с ней и всей системы управления.

    Думская монархия в России просуществовала немногим более десяти лет, этот достаточно короткий период отечественной истории оставил свой отпечаток не только в мемуарах и воспоминаниях современников, но в многочисленных документах.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  • Литература.
  1. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России: учеб. пособие для вузов / под ред. С.А. Комарова. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  1. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4 томах. Том 3. Центральные государственные учреждения. — СПб.: Наука, 2002. — 230с.
  2. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978. – 288 с.
  3. Исаев И.А. История государства и права России.  3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. — 797 с. 
  4. История государственного управления России: учебник / отв. ред. В.Г. Игнатов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 608 с.
  5. Кузин В.В. Совет Государственной Обороны (1908-1909 гг.) АКД. М., 1950.
  6. Коллектив авторов СПбГУ под ред. акад. Фурсенко. Управленческая элита Российской империи (1802-1917). — СПб.: Лики России, 2008. — С. 379.
  7. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2 СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 568 с.
  8. Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С.209-211.
  9. Пушкарев С. Г. Россия в XIX веке (1801-1914). - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. 509 с.
  • Интернет ресурсы.
  1. http://www.hrono.info/index.php Хронос. Всемирная история Россия в первые годы XX века
  2. http://www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. Полное Собрание Законов Российской Империи.

Информация о работе Система управления в период думской монархии