Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:26, контрольная работа
история государственного управления
Введение
3
1.Предпосылки образования конституционной монархии
4
2.Система государственного управления с 1905 года
8
1.Высшие законодательные учреждения
8
2.Высшие административные учреждения
12
3.Высшие судебные учреждения
16
4.Центральные органы государственного управления
16
5.Органы местного самоуправления
22
3.Изменения в госаппарате в годы первой мировой войны
25
Заключение
27
Список использованной литературы
29
Сенаторы избирались непосредственно императором, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы, не лишаясь своего звания, могли занимать и иные должности. Исключение составляют сенаторы кассационных департаментов.
Хоть и во главе исполнительных органов государства становятся министерства, закон по-прежнему признает Сенат верховным в порядке суда и управления местом империи, не имеющим над собой иной власти, кроме власти императорского величества, посылающим министрам указы, получающим от них рапорты. Таким образом, Сенат силою вещей обращался мало-помалу из органа действительного управления в орган надзора за законностью, каким его в проектах 1788 и 1793 гг. хотела сделать Екатерина. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.
В первом департаменте производились дела административного характера. Таких как, сложение недоимок, возврат денег, неправильно поступивших в казну, разрешение разногласий между государственным контролем и теми учреждениями или должностными лицами, на которых сделан начет. Дела казенного управления: утверждение торгов, споры между министерствами о казенном имуществе. Утверждение в должности мировых судей, уездных кадиев. А удостоверение прав состояния (сословных): переходы из одного состояния в другое; удостоверения в принадлежности тому или другому состоянию; ведение гербовников, производство в чины за выслугу лет, были в ведении частью первым департаментом, частью департаментом герольдии.
Серьезное практическое значение имели производящиеся во втором департаменте дела по земельному устройству крестьян. Являясь инстанцией, принимающей жалобы частных лиц и органов самоуправления на неправильные распоряжения министров и губернских мест, Сенат следил за законностью управления, строго держась почвы закона.
В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената.
Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи. Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».8
В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода был светский чиновник, назначавшийся российским императором.
Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.
Государю императору был необходим штат помощников, которые помогали ему решать личные дела и дела государственные. С 1812 года такие функции выполняла Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Главной особенностью Собственной Его Императорского Величества канцелярий заключается в том, что она сама по себе не являлась государственной структурой. Наличие в наименовании слова «Собственная» выражало принадлежность этой структуры к личности императора, но, тем не менее, именно она оказывала значительное влияние на работу других государственных органов. В её ведение входили как чисто «канцелярские» функции, так и административные: наблюдение за земельной собственностью императора, надзор за чиновничьей службой государственных органов и др.
Для принятия прошений и жалоб, приносимых на Высочайшее Имя, существует, однако, особое учреждение под именем «канцелярии прошений, на Высочайшее Имя приносимых». Это учреждение не стоит ни в какой связи с Собственной Его Императорское Величества канцелярией и занимает особое и самостоятельное положение. Будучи подчиненной особому главноуправляющему канцелярией, принимала: жалобы на определения департаментов сената, кроме кассационных; жалобы на другие высшие установления; жалобы на действия и распоряжения министров, главноуправляющих, отдельными частями и генерал-губернаторов, когда эти действия не могут быть обжалованы в сенате; прошения о даровании милостей в особых случаях, не подходящих под действие общих законов и прошения о помиловании и смягчении участи лиц, осужденных или отбывающих наказания.
Государственным органом по управлению благотворительностью в Российской империи была «Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии». Хоть она и не занималось вопросами административного управления, все же относилось к высшим административным учреждениям.
В целом ведомство учреждений Императрицы Марии имело в своём заведовании и на своём попечении свыше 500 благотворительных и воспитательных заведений, из которых 104 содержались на средства ведомства.
Особое положение в системе государственного управления занимал, созданный в мае 1905 года, Совет Государственной Обороны. Он создавался как надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств и согласовывать ее с внешнеполитическим курсом государства.
«…Совет государственной обороны оказывался органом, стоящим над всем правительственным аппаратом самодержавия, его председатель входил в кабинет, а затем в совет министров, все ведомства обязаны были представлять в СГО проекты всех предположений, министр иностранных дел был обязан согласовывать с СГО всякий дипломатический шаг правительства. Таким образом, в СГО решались как оборонные вопросы (как локального, технического уровня, так и стратегического масштаба), так и вопросы внешней и внутренней политики государства…».9
Однако Совет государственной обороны просуществовал довольно не долго, и в 1909 году был упразднен вместе с Главным Управлением Генерального Штаба, как не нужный и «тормозящий» деятельность военного министерства орган.
Хотя Сенат считался высшим административным органом, его Уголовный кассационный департамент и Гражданский кассационный департамент занимались судебными вопросами.
В уголовном кассационном департаменте рассматриваются по существу дела о преступлениях по должности чинов выше V класса. Из кассационных департаментов, иногда с участием первого и второго, образовывались общие присутствия (собрания), для рассмотрения различного рода дел и жалоб. Для дел по надзору за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства учреждено соединенное присутствие первого и кассационных департаментов. Для пересмотра судебных решений губернских присутствий было образовано соединенное присутствие первого и гражданского департаментов, или уголовного департамента, в зависимости от принадлежности дел.
Министерства были главными органами управления. Во главе министерства стоял министр с товарищем (заместителем). При министре работал совет и канцелярия. Рабочими органами министерства были департаменты, состоящие из отделений, которые делились на столы.
Министры назначались царем, и были ответственны только перед монархом. К началу XX в. существовало 11 министерств: военное, морское, финансов, торговли и промышленности, юстиции, иностранных дел, народного просвещения и другие.
«Министры послушно скрепляли своими подписями указы царя и не хотели сотрудничать с Думой, возглавляемой кадетами, считали ее «пристанищем еврейского мракобесия», полагая, что она не имеет поддержки в обществе. Сильнее всех было Министерство внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, православными исповеданиями и местной администрацией. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний по 10—15 уездов в каждой. В годы революции правительство усилило роль карательных органов, особенно полиции и жандармерии. В соответствии с утвержденным в феврале 1907 г. положением в стране была создана широкая сеть специальных охранных отделений, которые подчинялись департаменту полиции. Охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел».10
МВД
Российской империи сосредотачивало
в своих руках самые
В структуре МВД были основные департаменты. Департамент общих дел в основном занимался инспекцией личного состава, вопросами о правах состояния, дела по дворянским выборам, заведовал архивной частью всего министерства. Департамент полиции сосредотачивал в себе главное заведование делами общей полиции; ему подчинялись все полицейские органы в государстве. Основными службами этого департамента являлись сыскные и охранные отделения. Хозяйственный департамент ведал дела по народному продовольствию, общественному призрению, городскому общественному управлению и земскому хозяйству, по утверждению церковных обществ, братств и попечительств, по разрешению учёных съездов и многое другое. Так же в составе хозяйственного департамента входил особый страховой отдел со страховым комитетом. Департамент духовных дел иностранных исповеданий ведал дела вероисповеданий других религий.
Помимо департаментов в состав МВД входили: совет министра, образованный на общем основании; главное управление почт и телеграфов; главное управление по делам печати; земский отдел, медицинский совет; ветеринарное управление; статистический совет и центральный статистический комитет; техническо-строительный комитет; и канцелярия министра.
Особое положение МВД среди других министерств обуславливается не только многочисленностью, разнообразием и важностью его функций, но и тем обстоятельством, что оно ведает, прежде всего, полицию, а осуществление всех распоряжений правительства, к какому бы министерству оно ни относилось, совершалось, по общему правилу, полицией.
Министерство иностранных дел ведало отношениями с иностранными государствами. Функции его предусматривали политические сношения с иностранными правительствами, покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам, ходатайство о законной защите русских подданных по делам их за границей, содействие удовлетворению законных требований иностранцев по делам их в России.
Министерство юстиции занималось вопросами судебного управления. Министру юстиции вверено наблюдение за правильностью действий всех судебных мест в Империи, за исключением духовных, военных и морских.
Министерство финансов ведало всеми вопросами финансовой и экономической политики государства. Во главе управления стоял министр финансов с двумя товарищами. При министре состоят совет, чиновники особых поручений, юрисконсульт и канцелярия, разделенная на две самостоятельные канцелярии. В составе министерства был: департамент таможенных сборов; департамент окладных сборов; департамент железнодорожных дел, при котором состоят тарифный комитет и совет по тарифным делам; департамент государственного казначейства; департамент торговли и мануфактур; главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, разделенное на два отдела. Отдел неокладных сборов, ведающий неокладные сборы и отдел казенной продажи питей.
Главным учреждением по управлению казенной промышленностью, надзору за частной промышленностью и торговлей было Министерство торговли и промышленности. Оно было образовано указом 27 октября 1905 г. В его состав перешли из министерства финансов учреждения по части торговли и промышленности и по горной части, совет по тарифным делам, тарифный комитет и департамент железнодорожных дел, за исключением отделений, ведающих финансовые расчеты казны с железнодорожными обществами. В состав нового министерства было включено также Главное управление торгового мореплавания и портов.
Наукой и народным просвещением в Российской империи занималось Министерство народного просвещения. В состав его центральных учреждений входили Совет министра, Департамент народного просвещения, Департамент общих дел, Ученый комитет, а также Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц, юрисконсультская часть, Постоянная комиссия народных чтений и другие учреждения. Для того чтобы справиться с вопросами управления системой высшего образования в марте 1916 в МНП были созданы Совет по делам высших учебных заведений и межведомственный Совет по делам профессионального образования.
Департамент
народного просвещения являлся высшим
совещательным органом в МНП, был наделен
главным образом административно-
Информация о работе Система управления в период думской монархии