Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:34, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть вклад сподвижников в развитие Российского государства при Екатерине II. Для этого предлагается решить следующие задачи:
Рассмотреть биографии каждого из выбранных нами героев.
Проанализировать государственную деятельность каждого из них.
В своей работе мы опирались, прежде всего, на труды историка Н.И Павленко, в книгах которого, на наш взгляд наиболее широко описана деятельность отмеченных нами сподвижников и их взаимоотношения с императрицей.7 Так же мы прибегли к помощи некоторых монографистов, таких как Л.Я Лозинская8, В.В Огарков9, А.Г. Брикнер10, труды которых помогли нам более детально вникнуть в биографии таких личностей, как Е.Р. Дашкова и Г.А. Потемкин. Для исторического освидетельствования в работе был использован ряд исторических источников, таких как: мемуары княгини Дашковой11, переписка императрицы и князя Потемкина, ряд писем и дневников современников императрицы.
Введение 3
Глава I. Малая Екатерина 6
Глава II. Полудикий гений 22
Глава III. Благоразумный лентяй 37
Заключение 51
Список литературы 53
не вверяясь им без разбора…
Слова, приведенные в эпиграфе, на наш взгляд, как нельзя лучше отображают отношения Екатерины с людьми окружавшими ее. Обладая даром, как отмечали ее современники, располагать людей к себе в первые минуты разговора, Екатерина, еще, будучи Великой княгиней, старалась формировать вокруг себя круг достойных, честных людей, которым она могла, пусть не в полной мере, но доверять. А это было не просто. Читая ее мемуары, мы можем проследить, что пока была жива Елизавета Петровна, каждого человека, с которым юная Екатерина начинала сближаться, кому начинала доверять, отлучали от нее мгновенно.
Очень часто случалось княгине оставаться в полном одиночестве, в такие моменты единственным источником спасения для нее были книги. Екатерина очень много читала, в основном произведения французских просветителей, чьи идеи в значительной мере повлияли на всю концепцию ее правления в дальнейшем и позволили ей прослыть просвещенным монархом. Но так же эта вынужденная привычка оставаться одной, без душевности человеческого общения, повлекла за собой то, что Екатерина так и не узнала в своей жизни двух вещей: настоящей любви и настоящей дружбы. Окруженная достойным кругом сподвижников, будучи, как назвал ее Е.В Анисимов – героиней в толпе героев, Екатерина никогда не доверяла до конца никому из них, всегда оставаясь одинокой в этой толпе.
Но нельзя
сказать, что Екатерина была
неблагодарной и забывала
Как уже было замечено выше, Екатерина обладала редким талантом, отбирать людей, одаривать их своим вниманием и доверием, делая бесконечно благодарными ей. Как пишет Е.В Анисимов: “ Императрица никогда не жаловалась на недостаток толковых людей: “По моему мнению, во всяком государстве найдутся люди, и искать их нечего; нужно только употребить в дело тех, кто под рукой. Про нас постоянно твердят, что у нас неурожай на людей, однако, несмотря на это дело делается. Стало быть, неурожая на людей не бывает, их всегда многое множество.” 2
Не приходится сомневаться,
Всегда следую собственному правилу: “…отыскивать истинное достоинство в человеке, хотя бы оно было на краю света…”4, Екатерина редко ошибалась и под ее покровительством таланты избранных ею людей расцветали еще ярче.
Сподвижник, - говорит толковый словарь Д.Н. Ушакова, - чей-либо соратник на поприще высоко оцениваемой деятельности, соучастник какого-нибудь великого дела, подвига.5
Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующую характеристику понятия: “Сподвижник – помощник в деятельности на каком-нибудь поприще, соратник.”6
Так какими же
были сподвижники Великой
Эти вопросы мы бы хотели рассмотреть в своей работе, на примере нескольких наиболее ярких, на мой взгляд, сподвижников “Северной Семирамиды” : Екатерины Романовны Дашковой, Григория Александровича Потемкина и Никиты Ивановича Панина. Выбор именно этих личностей обусловлен спорность и разнообразием характеристик данных им современниками, а так же тем фактом, что, по крайней мере, двое из них
(Дашкова и
Панин) в разное время были
у Екатерины то в
Цель данной
работы рассмотреть вклад
В первой главе мы рассмотрим биографию Екатерины Романовны Дашковой и характеристики, данные ей современниками. Во второй главе речь пойдет о жизни и деятельности Григория Александровича Потемкина. Третья глава нашей работы будет посвящена Никите Ивановичу Панину.
В
своей работе мы опирались,
прежде всего, на труды
Е.Р. Дашкова
и Г.А. Потемкин. Для исторического
освидетельствования в работе
был использован ряд
Глава I. Малая Екатерина.
“Екатерина Романовна Дашкова - уникальное явление отечественной истории. Ни Древняя Русь, ни средние века, ни новое и новейшее время не знали женщины, равной ей по разнообразию дарований. Перед нами их перечень, сделанный на склоне жизни Екатерины Романовны ее современницей: "… Она помогает каменщикам возводить стены, сама проводит дороги и кормит коров, сочиняет музыкальные пьесы, пишет статьи для печати и громко поправляет священника в церкви, если тот отступает от правил, а в театре прерывает актеров и учит и их, как надобно выполнять роли. Княгиня вместе доктор, аптекарь, фельдшер, купец, плотник, судья, администратор.”14
Трудно
представить себе человека
Екатерина Романовна Дашкова (в девичестве Воронцова) родилась в Петербурге 17 марта 1743 года. Крестным отцом ее был Петр III, а восприемницей – Елизавета Петровна. Мать ее умерла, когда Дашковой было всего два года, а отец ее проводил свое время в светских удовольствиях, оставив детей на попечение бабушки. Подруг у маленькой Екатерины Романовны не было, а сестер ее – Марию и Елизавету еще детьми взяли во дворец, где они, будучи одна - десяти лет, а другая – одиннадцати сделались уже фрейлинами. Дядя Дашковой, Михаил Илларионович Воронцов, взял к себе четырехлетнюю племянницу для совместного ее воспитания вместе с собственной дочерью одних лет с Екатериной Романовной.
Дашкова получила более чем великолепное образование, ее дядя, канцлер Русской империи, не жалел денег на этот предмет. Дашкова знала прекрасно четыре языка, рисовала, была очень сведуща в литературе и музыке. Известно, что во время путешествия по Англии она писала музыкальные пьесы, имевшие большой успех при исполнении; в числе лиц, благодаривших ее за эти музыкальные труды, встречается и имя знаменитого Гаррика.17
О дяде Екатерина Романовна отзывалась с благодарностью: "Мой дядя, - вспоминала она, - не жалел денег на учителей, и мы по своему времени получили превосходное образование: мы говорили на четырех языках, и в особенности владели отлично французским; хорошо танцевали, умели рисовать... С такими претензиями и наружным светским лоском кто мог упрекнуть наше воспитание в недостатках?".18
Конечно, всего выше перечисленного было бы очень мало, для того, чтобы называть Дашкову “образованнейшей” женщиной своего времени и здесь надо упомянуть, что помимо обязательных для женщин высшего круга того времени, княгиня очень много времени и сил уделяла самообразованию.
Книги были для нее настоящей страстью: “Я просиживала за чтением иногда целые ночи с тем умственным напряжением, после которого следовала бессонница, и на взгляд казалась до того болезненной, что мой почтенный дядя беспокоился за мое здоровье”.19 При этом книги, которые выбирала для чтения княгиня, были не сентиментально-приторные французские романы, так любимые дамами высшего света, а достаточно серьезные и солидные произведения: Вольтера, Монтескье, Буало и других “просветителей”. Чтение столь серьезной литературы, рано вызвало у девушки интерес к политике. По ее словам, она мучила своим любопытством всех художников и литераторов, гостивших в доме дядюшки, расспрашивая о чужих странах, законах и формах правления. Уже тогда, мы можем проследить в юной Дашковой, зародившуюся страсть к путешествиям.
На первый взгляд может показаться странным, что при всем великолепии окружавшим юную Дашкову в доме дяди, при ласковом отношении к ней родни, девочка предпочитала беззаботной светской жизни - общество книг.
Ответ на этот вопрос мы, как нам кажется, можем найти в мемуарах княгини: “Я по природе была гордой, и эта гордость соединялась с какой-то необыкновенной чувствительностью и мягкостью сердца; потому одним из пламенных моих стремлений было желание быть любимой всеми, кто окружал меня, и притом так же искренне, как я любила их. Это чувство, когда мне исполнилось тринадцать лет, до такой степени укоренилось во мне, что я, добиваясь расположения тех людей, которым мое юношеское и восторженное сердце было горячо предано, вообразила, что я не могу найти ни взаимного сочувствия, ни ответа на свою любовь; вследствие этого я скоро разочаровалась и считала себя одиноким существом”20- пишет Дашкова. Был и еще один фактор, который мог повлиять на рвение юной княгини к самообразованию: Екатерина Романовна не могла похвалиться привлекательной наружностью. Для примера обратимся к портрету Дашковой принадлежащему Дидро: " Княгиня Дашкова вовсе не хороша; она мала ростом; лоб у нее большой и высокий; щеки толстые и вздутые; глаза - ни большие, ни малые, несколько углубленные в орбитах; нос приплюснутый; рот большой; губы толстые; зубы испорчены. Талии вовсе нет, в ней нет никакой грации, никакого благородства, но много приветливости".21
Можно предположить, что для девочки,
так рано осознавшей свое