Становление Римской республики по данным первоисточников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса становления Римской Республики по данным первоисточников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть теоретические и методологические аспекты становления римской Республики;

- охарактеризовать отражение истории Поздней Римской Республики в первоисточниках.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты
становления Римской Республики 6
1.1. Развитие римского общества по версии Л. Моргана 6
1.2. Становление армии в Римской Республике 19
1.3. Образование и культура в Древнем Риме 20
Глава 2. Отражение истории Поздней Римской Республики
в первоисточниках 26
2.1. Римская держава в период поздней республики 26
2.2. Римское право в период поздней республики
и принципата 33
Заключение 38
Список использованной литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Становление Римской Республики по данным первоисточников_готов.DOC

— 300.00 Кб (Скачать документ)

      Основанием  для возникновения владения не могут  быть, следовательно, ни купля-продажа, ни наследование. Владение возникает из добросовестного (без применения хитрости или насилия) пользования вещью, собственник которой либо неизвестен, либо не заявляет протеста, либо безвестно отсутствует.

      В конце империи было признано, что  тридцатилетнее добросовестное владение вещами давало на них право собственности (приобретательная давность).

      Практическое  значение института владения заключалось  в той защите, которую давало ему право. До тех пор пока лицо, заявляющее себя собственником вещи и требующее ее изъятия у несобственника-владельца, не докажет законности своих притязаний и не добьется соответствующего судебного решения, претор окажет владельцу всю возможную защиту. Самовольное изъятие владения было запрещено.

 

Заключение

 

      Древний Рим стал заключительным этапом истории  древнего мира в целом, и потому в  эволюции его общества и государства  нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

      Социально расчлененное общество и государственность  стали формироваться на италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н. э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В VI в. до н. э. оформляется первичная государственность в Риме, видимо, самом развитом центре италийских племен. Формирование собственно римской государственности и социальной структуры с ранних времен проходило в обстановке мощного влияния на Рим со стороны этрусских городов и колоний Великой Греции, что определяло сложную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло известное сглаживание разнородности разных областей Апеннинского полуострова, преодоление полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая унификация, которая усиливалась в ходе постепенного завоевания Римом Италии и создания Римско-италийского союза как нового типа политического объединения. Начавшийся процесс романизации Италии означал создание новой экономической системы, существенных изменений социально-классовой структуры, нового типа государственного устройства, основ новой культуры. Наиболее важной особенностью процесса романизации стало, с одной стороны, завершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой —был намечен путь к их преодолению.

      Романизация Италии, с одной стороны, вела к  нивелированию полисно-общинных структур под римский образец, с другой — сама римская цивитас обогащалась за счет заимствования ряда институтов из греческих полисов, этрусских городов, италийских племенных образований. Вместе с тем в рамках государственного объединения Италии превращение союза полисов и общин в новое политическое и социально-экономическое целое представляло собой совершенно новое, чем традиционная цивитас, социально-политическое образование. Консолидация и романизация Италии усиливались и в силу того, что с середины III в. до н. э. Рим вступил на путь завоевания внеиталийских территорий. После Пунических войн III в. до н. э. были образованы первые внеиталийские административные единицы-провинции. В I в. до н. э. такие провинции охватывали все Средиземноморье. Создание провинциальной системы с особым статусом управления как завоеванными и оккупированными территориями резко выделяло Италию по своему политическому и юридическому положению как страну, где живут римские граждане или их союзники, принадлежащие зачастую к одному этносу. Ограбление провинций и приток рабской силы и материальных ценностей в Италию способствовали созданию и внедрению в ней классического рабовладения, нового типа товарной экономики. Установление экономических связей между различными областями приводило к объединению вокруг Рима обособленных полисно-общинных образований, созданию новых надполисных учреждений и отношений.

      Вызревание  новых надполисных структур, отмирание  или трансформация общинных институтов в учреждения нового типа проходили в острой социально-политической борьбе, длительных и кровопролитных гражданских войнах, в огне которых произошло падение республиканского строя.

      Кризис  республики стал закономерным итогом многовековой эволюции полиса и цивитас как основных ячеек античного мира. В Римской империи складываются уже иные экономические, социальные и политические структуры. Появилась уникальная мировая держава, охватывающая все Средиземноморье, поддерживалось его известное экономическое и культурное единство, проходила романизация провинций и их постепенное превращение в равноправные части государства, унификация социальных отношений, распространение классического рабства и римского гражданства в провинциях. Организация имперского управления, предполагающего довольно развитую цивилизацию, и эффективный контроль центральной власти создавали новую ситуацию, столь отличную от мира враждующих между собой суверенных полисов или механического сосуществования автономных полисов  и  восточно-общинных  структур  в эллинистических монархиях. Это было уже новое имперское общество, новый тип государства. Однако этот новый порядок вырастал   из   традиционных   полисно-общинных основ. Полисные институты были существенно перестроены при переходе к имперским отношениям, но нельзя говорить об их полном уничтожении. Трансформированные полисно-общинные учреждения были органически интегрированы в имперскую систему, составив основу римских муниципиев. В муниципии превращались бывшие полисы, вновь основанные города получали устройство муниципального типа. Муниципии имели приписанную к городу сельскую территорию, пользовались довольно широкой автономией, решали свои дела на собрании граждан, избирали органы местного управления, т. е. во многом воспроизводили полисные порядки. Но они уже не были ни суверенными полисами, ни автономными образованиями внутри эллинистических государств. Римские муниципии были местными административными единицами, подчиненными либо провинциальному наместнику, либо непосредственно императору. Вместе с тем найденное сочетание широкого местного самоуправления с довольно эффективной централизацией власти в императорском дворце и в провинциальном звене делало государственное устройство Римской империи I— II вв. довольно стабильным и сбалансированным.

      Известная устойчивость имперской системы, эффективное  управление со стороны центрального правительства и провинциального аппарата дополнялись реформированием военной организации, приданием ей всеобъемлющего характера благодаря комплектованию армии из всех свободных слоев населения и относительно высокому положению рядовых легионеров и обеспечивали Империи в целом известный социальный порядок и спокойствие. Эффективно функционирующая экономика, объединяющая все Средиземноморье, известная упорядоченность в социальных отношениях, устойчивое государственное управление, широкая местная автономия создали благоприятные условия для развития римской культуры. В процессе романизации провинций, распространения классического рабства и связанных с ним социально-политических отношений происходило взаимообогащение культуры собственно римско-италийской, греческой, за счет взаимодействия с кельтской, иберийской, фракийской и др. На основе римско-греческой культуры формируется более сложная и многосоставная средиземноморская цивилизация, включающая в себя культурные достижения и других народов. Культура римской империи I—II вв., сформировавшаяся на основе синтеза и переработки культурных достижений тогдашней средиземноморской ойкумены, стала своего рода прообразом европейской культуры более позднего времени.

      В I—II вв. достигла своего высшего предела  рабовладельческая античная формация, с максимальной полнотой раскрылись рабовладельческие отношения, а противоположность рабства и его антипода — свободы достигла наибольшей глубины и определенности. Если в произведениях греческих авторов Платона, Аристотеля, Ксенофонта понятия рабства и свободы были осмыслены как абстрактные философские категории, то в условиях расцвета рабовладения римляне углубили понимание рабства и свободы путем тщательной юридической разработки этих понятий. В римском праве I—III вв. понятия рабства и свободы достигли такой кристаллизации и внутренней полноты, которые без особых изменений сохранились в праве средневековья и нового времени.

      В рамках средиземноморской цивилизации I—II вв. стала формироваться новая  религиозная система, которая развилась  в мировую религию христианства. Христианское вероучение возникло через  отрицание той системы ценностей  и духовных приоритетов, которые составляли основу античной цивилизации, и вместе с тем оно представляло собой дальнейшее их развитие. Потребительскому отношению к жизни, ведущему к бездуховности и нравственному тупику, культу богатства и власти, разделению рода человеческого на свободных людей и рабов, приравниваемых к скоту, новое вероучение противопоставляло единство человеческого рода, милосердие и доброту к малым и сирым, равнодушие к материальным благам, богатству и власти, культивирование нравственной жизни, самоценность каждой, даже самой малой, человеческой личности.

      Вместе  с тем христианское вероучение формировалось  на основе многих категорий этики и морали, разрабатываемых в античной философии: учение о высшем разуме как творце космоса, понятие нравственного долга человека, положение о единстве человеческого рода, включающего как свободных, так и рабов. Христианство как мировая религия, вербующая своих адептов среди всех народов, лишенная узких националистических рамок, могло зародиться, окрепнуть и распространиться только на просторах мирового государства и только в рамках средиземноморской цивилизации, усвоив богатый опыт римлян по синтезу и усвоению культурных достижений многих народов Средиземноморья.

      К III в. н. э. античная цивилизация, основанная на максимальном освоении рабовладельческих отношений, обогатившая сокровищницу мировой цивилизации выдающимися достижениями, исчерпала свои внутренние потенции, вступила в период разложения. Политическая нестабильность, угроза распада Средиземноморской империи стали проявлением всеобщего кризиса античной цивилизации, ее экономической структуры, предполагающей товарное производство, социальной структуры, основан-

      ной на резкой противоположности мира свободы  и мира рабства, политической системы, покоящейся на дуализме сильной центральной власти и широкой автономии муниципия, культурных ценностей, которые уже не удовлетворяли запросов основной массы населения.

      В конце III в. Империи и ее господствующему  классу удалось преодолеть всеобщий кризис и нейтрализовать разрушительно  действующие тенденции. Однако социально-экономическая и политическая стабилизация поздней Империи была достигнута ценой глубокой трансформации прежних отношений, основанных на рабстве, античной форме собственности, античном городе, античной системе ценностей. Период поздней Римской империи стал временем разложения антично-гражданских структур и формирования новых протофеодальных отношений, т. е., по своему существу, эпохой социальной революции, в которой одна историческая формация сменяла другую. В процессе социальной революции IV— V вв. на место антично-гражданских отношений как господствующих выступали отношения феодальной зависимости, которые в эпоху поздней Римской империи приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и к своим занятиям. Основными общественными классами были уже не классы рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов, а класс земельных магнатов-протофеодалов и класс находящихся в разной степени зависимости основных производителей, включая и рабов.

      На  место античной формы собственности как единства частной и коллективной собственности в строго определенном коллективе граждан постепенно стала внедряться расщепленная форма собственности нового типа, которая в будущем разовьется в различные формы феодальной собственности. Существенную трансформацию в период поздней Римской империи претерпели античные политические институты, на место которых пришла власть абсолютного монарха, римского доминуса, властвующего через огромный и тщательно организованный бюрократический аппарат, превращавшего полноправного античного гражданина в бесправного подданного, главной функцией которого стала выплата налогов, идущих на содержание всесильной бюрократии. Государство в период поздней Империи стремится поглотить и подчинить общество, и между ними постепенно развились непримиримые противоречия. Особенностью социально-политической обстановки поздней Римской империи было всеобщее недовольство населения, в том числе многих слоев господствующего класса, имперской государственностью. История поздней Империи — это история все более возрастающего разрыва между обществом и государством, в процессе которого имперская государственность, лишенная живительных связей с обществом, все более хирела и разлагалась. В этом процессе дезинтеграции общества и государства последовательно консолидировала свою организацию христианская церковь, которая становилась государством в государстве и тысячами нитей была связана с обществом, с самыми различными слоями населения.

 

Список использованной литературы

 
      
  1. Буассье Г. Последние времена язычества. Исторические очерки конечных религиозных столкновений на Западе в IV веке / Пер. Н. Трескина. Т.1. Спб., 1893. С. 140 – 141.
  2. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. Избр. соч. в 2 т. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1995. – 352 с.
  3. Виппер Р. Очерки по истории Римской империи. Т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1995. – 229 с.
  4. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963. – 463 с.
  5. Геродиан. История императорской власти после Марка. – М.: «РОССПЭН», 1996. – 365 с.
  6. Геродот. История. М.: «Ладомир», 2001. – 452 с.
  7. Гизо П. Частная и общественная жизнь древних римлян / Пер. С.П. Моравского. М., 1893. 192 с.
  8. Диль Ш. Византийские портреты / Пер. М. Безобразовой. Вып.1. М., 1914. С. 26 – 27.
  9. Историки античности: В 2 т. Древний Рим. М.: Правда, 1989. – Т.II. – 542 с.
  10. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Кн.2. Расцвет древних обществ. М., 1983. – 496 с.
  11. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Кн.3. Упадок древних обществ. М., 1983. – 338 с.
  12. История мировой культуры. Наследие Запада / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М., 1998 – 296 с.
  13. История Древней Греции (Классический период): Метод. указания / Сост.И.Э. Любчанский. Челябинск: ЧелГУ, 2001. – 387 с.
  14. Кнабе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986- 450 с.
  15. Кобылина М.М. Искусство древнего Рима. М., 1991. – 228 с.
  16. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. Л., 1983. – 352 с.
  17. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. – 447 с.
  18. Кечекьян П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.
  19. Культура Древнего Рима / Под ред. Е.Г.Голубцовой: В 2 т. М., 1983;
  20. Морган, Льюис Генри. Первобытное общество. М., 1934.
  21. Моммзен Т. Римская история / Отв. ред. А.Б. Егоров. Спб., 1997.
  22. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира / Пер. В.А. Обручева. Спб., б/г. С. 27 – 28; 31; Штадельман Ф. Указ. соч. С. 139 – 148.
  23. Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. Спб., 2000.
  24. Соколов Г.И. Античная скульптура древнего Рима. М., 1990.
  25. Соколов Г.И. Искусство древнего Рима. 1986.
  26. Утченко С.Л. О некоторых особенностях античной культуры // ВДИ. 1977. No 1
  27. Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов / Пер. под ред. Ф.Зелинского и С. Меликовой // Общая история европейской культуры / Под ред. И.М. Гревса, Ф.Ф. Зелинского, Н.И.Кареева, М.И. Ростовцева. Т. IV. Ч.1. Спб., 1904. С. 169.
  28. Цветаев И.В. Из жизни высших школ в Римской империи // Речь, произнесённая в торжественном собрании Московского Университета, 12 января 1902 г. М., 1902.
  29. Циглер Т. История педагогики / Пер. с 3-го изд. Е. Цитрон и А.Карнауховой / Под ред. С.А. Ананьина. Петербург – Киев, 1911. С. 20.
  30. Шмидт К. История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурною жизнью народов. Изд. 3-е, доп. и испр. В. Ланге / Пер. Э.Циммермана. Т.1. М., 1877. С. 429.
  31. Штадельман Ф. Воспитание и обучение у древних греков и римлян / Пер. с нем. А. Нейфельда // Гимназия. 1895. No 6 1897. С. 148
  32. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1966

Информация о работе Становление Римской республики по данным первоисточников