Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа
Правовая и судебная реформы, осуществляемые в нашей стране, имеют своей целью приведение отечественного права в соответствие с международными стандартами. Разумеется, это не означает отказа от отечественного опыта. Для решения проблемы эффективного воздействия на преступность отечественный исторический опыт бесценен. Он позволяет увидеть как позитивные, так и негативные моменты формирования и развития российской правовой системы в целом, и уголовного судопроизводства в частности, что может содействовать совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства, наилучшей постановке уголовного правосудия в современной России. Важным представляется изучение исторически предшествовавших форм суда с точки зрения их участия в уголовном судопроизводстве, содержания и практики применения процессуальных законов.
Содержание
Введение.…………………………………………………………………..3
Глава 1. Уголовное судопроизводство императорской России
с начала XVIII в. по первую половину XIX в. …………………………6
1.1 Уголовное судопроизводство в петровскую эпоху………………….6
1.2 Уголовная политика Екатерины Великой…………………………..10
1.3 Уголовное судопроизводство первой половины XIX в…....13
Глава 2. Уголовный процесс во второй половине XIX в. ………….....17
Глава 3. Уголовный процесс в начале XX в. ……………………….....30
Заключение…………………………………………………………….....36
Список использованных источников и литературы………………..39
В судебном заседании присутствовали три члена суда, секретарь суда (в суде присяжных — двенадцать постоянных и двое запасных заседателей). Допускался отвод судей. Права судей и заседателей объявлялись равными.
Судебное следствие начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем производился допрос обвиняемого, свидетелей, проверка иных доказательств.
Завершалось судебное следствие заключительными прениями — речами прокурора (или частного обвинителя) и защитника или объяснениями подсудимого. До вынесения вердикта прокурор не мог касаться вопроса о мере наказания.
Вердикт присяжных о виновности или невиновности подсудимого предшествовал вынесению приговора. Председатель суда вручал старшине присяжных опросный лист и давал наставление. Присяжные принимали решение большинством голосов. При вынесении вердикта присяжные не имели права пользоваться материалами дела в совещательной комнате. После вынесения вердикта (обвинительного) прокурор давал заключение о мере наказания. Защитник выдвигал возражения, затем последнее слово предоставлялось подсудимому.
Затем коронный суд в совещательной комнате определял меру наказания. Если суд признавал, что присяжными осужден невиновный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных (их решение было окончательным).
Приговоры окружных судов с присяжными заседателями и приговоры судебных палат считались окончательными. Они могли быть обжалованы или опротестованы (прокурором) в кассационном порядке в Сенат. Приговоры Сената и Верховного уголовного суда (с 1872 г. — Особого присутствия Сената) могли отменяться только в порядке помилования императором.
Приговоры окружных судов без участия присяжных считались неокончательными и могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату. Вступившие в законную силу приговоры исполнялись полицией.
Существовали изъятия из общего порядка рассмотрения дел: по должностным преступлениям предварительное следствие и предание суду производились должностными лицами того ведомства, к которому принадлежал обвиняемый, а не судебными следователями.
Низшие чиновники судебного ведомства предавались суду по постановлению судебной палаты, остальные — по постановлению департамента Сената, прокуроры — по предложению министра юстиции. Дела чиновников разных классов рассматривали соответственно окружные суды, палаты и Сенат, должностные преступления членов Государственного совета, министров и главноуправляющих — Верховный уголовный суд.
Итак,
в «Уголовном уложении» 1903 г. , бессословном
по своему характеру, говорилось о равенстве
субъектов права перед законом и судом,
независимо от их сословной принадлежности.
Преступление определялось как «деяние,
воспрещенное во время его учинения законом
под страхом наказания”. Таким образом,
закреплялся один из основополагающих
принципов законности, принцип аналогии
отвергался: «нет преступления, нет наказания
без указания на то законе». ответственность,
хотя Уложение говорит об уменьшенной
вменяемости в возрасте с 10 до 17 лет, а
в возрасте с 17 лет до 21 года - об уменьшении
наказания. Более четко разработаны понятия
вины, умысла, обстоятельств, отягчающих
и смягчающих вину. Составителям Уложения
удалось преодолеть сугубо казуальный
характер изложения правового материала,
характерный для прежнего Уложения 1845
г., что позволило существенно сократить
число статей (до 654 против 1700 в Уложении
1845 г. в редакции 1885 г.).
Заключение
Наиболее
известной из всех реформ середины
XIX века оказалась судебная реформа. Эта
реформа обычно трактуется в литературе,
как самая буржуазная из всех реформ того
времени. Учёные считают её и самой последовательной.
Учреждение судебных установлений» от
20 ноября 1864 года разработанное передовыми
русскими юристами вводило в России новый
суд – бессословный, гласный, с состязательным
процессом, с независимыми судьями, адвокатурой
и присяжными заседателями. Судебная реформа
в корне изменила судоустройство Российской
империи, она ввела принцип независимости,
гарантировав его выборностью мировых
и не сменяемостью судей общих судебных
мест, высоким окладом судей, учреждением
особых судебных округов, не совпадающим
с административным делением государства.
Достоинством реформы явилось и сохранение
ряда судов, пользовавшимися специфическими
источниками права либо рассматривавших
специфические дела: духовных, военных,
коммерческих, волостных. В столицах, уездных
и губернских городах учреждались нотариальные
конторы. Судебная реформа 1864 г. создала
в России судебную систему, достойную
любой цивилизованной страны. Судебная
система царской России в результате ее
реформирования в 1864 г. стала менее зависимой
от правительства. В основу правосудия
были положены принципы гласности, состязательности,
презумпции невиновности и справедливости.
Кроме того, в результате реформы должно
было произойти разделение властей: власть
судебная отделялась от законодательной,
исполнительной, административной. В ноябре
1864 г. были утверждены и вступили в силу
основные акты судебной реформы: «Учреждения
судебных установлений», «Устав уголовного
судопроизводства», «Устав гражданского
судопроизводства», «Устав о наказаниях
налагаемых мировыми судьям». Были созданы
две судебные системы: местные и общие
суды. К местным относились волостные
суды, мировые судьи и съезды мировых судей,
к общим – окружные суды, учреждаемые
для нескольких уездов; судебные палаты,
кассационные департаменты Сената. Власть
этих судов распространялась на все сферы,
кроме тех, где действовала юрисдикция
духовных, военных, коммерческих, крестьянских
и инородческих судов. Проведение судебной
реформы затянулось на 35 лет. Официальный
акт ее завершения – специальный указ
царя был издан 1 июля 1899 года. Российский
уголовный процесс после судебной реформы
1864 г. сформировался и развивался впоследствии
под значительным влиянием стран континентальной
Европы. Его вполне можно относить к смешанной
форме, хотя, естественно, под воздействием
различного рода «домашних» факторов
он по ряду положений имеет свои особенности
и не тождественен полностью, скажем, французскому
или германскому. В 80-х – начале 90-х гг.
XIX века последовал ряд законодательных
актов, которые характеризовались как
контрреформа, т.к. они преследовали цель
ограничить характер и действие реформ
60-х годов. Контрреформы затронули, прежде
всего, сферу судебного процесса, судоустройства.
После покушения на императора Александра
II, совершенного народовольцами, усиливается
правительственное наступление на судебную
систему, порожденную реформой. Составной
частью этого наступления стало ограничение
компетенции суда присяжных. Введение
института земских начальников означало
отказ от одного из краеугольных камней
судебной реформы – принципа отделения
судебных органов от органов административных.
Этим актом, прежде всего, был нанесен
серьезный удар по системе мировых судов,
их число существенно сократилось, а затем
на долгое время они исчезают вовсе. Параллельно
с земскими начальниками в уездах начинают
действовать уездные окружные суды, члены
которых рассматривали дела, изъятые у
мировых судей, но не перешедшие к земским
начальникам. В городах вместо мировых
судей появились городские судьи, назначаемые
министром юстиции. Второй инстанцией
для этих судов стал уездный съезд, состоявший
из члена уездного окружного суда, одного-двух
городских судей и нескольких земских
начальников. Съезд возглавлял предводитель
уездного дворянства. Кассационной инстанцией
для вновь возникшей системы судов стали
губернские присутствия под руководством
губернатора и в основном состоявшие из
государственных чиновников. Кассационная
деятельность в ходе такой реорганизации
перестала быть исключительной компетенцией
Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными
департаментами Сената организуется специальное
административное (Первое) присутствие,
отобравшее у департаментов ряд дел кассационного
производства. В 1885 году было учреждено
высшее дисциплинарное присутствие Сената,
которое давало право смещения и перемещения
судей, что фактически покончило с их несменяемостью.
Финал судебной контрреформы – ликвидация
в 1889 году мировой юстиции, и создание
новой системы судов – земских начальников,
наделенных не только судебными, но и административными
прерогативами в отношении крестьян, городских
судей и уездных членов окружного суда.
Закон 12 июля 1889 года вернулся к множественности
судебных учреждений, органов. Сокращение
мировых судов, институт земских начальников
– важные составные части судебной контрреформы.
Эпоха контрреформ сделала существенный
сдвиг «вправо» по всем направлениям социального,
политического и государственного развития
России. Но в то же время она не смогла
существенно изменить судебную систему,
сложившуюся в результате реформы 1864 года.
В начале XX века в судебной системе также
произошли некоторые перемены. В «Уголовном
уложении» 1903 г. , бессословном по своему
характеру, говорилось о равенстве субъектов
права перед законом и судом, независимо
от их сословной принадлежности. Закреплялся
один из основополагающих принципов законности,
принцип аналогии отвергался.
Список использованных источников литературы
1. Белковец Л.II., Белковец В.В.История государства и права России.– Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000.
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005.
3. Завадская Е.М. История государства и права. - М.: Юристъ, 2002.
4. История отечественного государства и права России/Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2006.
5. История отечественного государства и права. - М.: Юрист, - 2000.
6. История России/Под ред. М.Н. Зуева. - М., Высшая школа, 2005.
7. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007.
8. История государства и права России/Под ред. В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев и др. – М.: Проспект, 2005.
9. Калеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России XVII – XX вв. Курс лекций. - М., - 1994.
10. Латкин В.Н. История Русского права периода Империи XVIII и XIX вв. ; Под ред. и с предисл.: Томсинов В.А. - М.: Зерцало, 2004.
11. Мамонтов А.Г. Россия 1860 г.: учреждение судебных следователей // Государство и право, 1996, № 3
12. Медушевский А.Н. Реформа // Общественно-политическая мысль России XYIII - начала XX века. – М.: Норма, 2005.
13. Российское законодательство X-XX веков : Судебная реформа. В 9-ти томах. Т. 8 / Отв. Ред.: Виленский Б. В.; Под общ. ред.: Чистяков О.И.- М.: Юрид. лит., 1991.
14. Усанов В.Г. История государства и права России. - М.: Элит-2000, 2007.
15. Уголовный процесс / Под ред. А.П. Гуськовой, Ф.К. Зиннурова. - М: ЮНИТИ, 2010.
16. .Уголовно-процессуальное право / Под общ. ред. Г.И. Загорского.- М: Волтерс Клувер, 2010.
17. Черниловский З. М. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2003.
18. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. М., 1995
19. Хрестоматия
по истории государства и права СССР. Дооктябрьский
период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова.
— М., 2003. — Ч. 1.
Информация о работе Судебный процесс после Судебной реформы 1864 года до 1917 года