Возникновение и развитие парламента в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:08, реферат

Описание

Вместе с тем, понятие «парламент» употребляют и для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть – палату общин, члены которой именуются «членами парламента».
История английского парламентаризма – это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира, в том числе в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Раздел I Предпосылки возникновения парламента в Англии
Англосаксонский витенагемот как совещательный орган
при короле 4
2. Завоевание Англии нормандскими рыцарями 5
Раздел II Централизация власти в Англии XI-XIII веках
1. Экономические и политические предпосылки централизации власти в Англии XI-XIII веках 7
Развитие права в Англии в XII-XIII веках 8

Утверждение военной власти короля над феодалами 9

4. Источники финансирования аппарата власти 10
Раздел III Возникновение английского парламента
1. Социальная и политическая борьба в Англии XIII века 13
Социальный состав и политические функции парламента
в конце XIII - начале XIV века 17
Раздел IV Развитие английского парламента
Система парламентских выборов в средние века 19

Представительства графств и городов 20

Развитие парламента в XVIII – XIX веках. Развитие избирательного
права. Избирательная реформа 1832 года 21
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Британский парламент. История развития.docx

— 87.71 Кб (Скачать документ)

     Однако, несмотря на всю видимость возвращения  к «добрым временам» короля Эдуарда, власть нормандцев в Англии опиралась, главным образом, на военную силу. Уже в декабре 1066 г. началось перераспределение земель в пользу нормандских рыцарей, которое после «Опустошения Севера» 1069—1070 гг. приобрело всеобщий характер. К 1080 годам англосаксонская знать была полностью уничтожена как социальный слой (за единичными исключениями) и замещена северофранцузским рыцарством, а непосредственно король завладел примерно пятой частью земель Англии.

     Полностью изменился характер земельных держаний, который приобрёл классические феодальные черты: земли теперь предоставлялись баронам под условием выставления определённого количества рыцарей в случае необходимости королю.  

     Раздел  II Централизация власти в Англии XI-XIII веках 

     
  1.  Экономические  и политические предпосылки централизации  власти в Англии XI-XIII веках
 

     С момента нормандского завоевания (1066 г.) и до второй половины XII в., английское феодальное государство, хотя и отличалось большей централизацией, преимущественно носило сеньориальный характер.

     Король  опирался в своей политике, прежде всего на свой авторитет верховного сюзерена всех феодалов и крупнейшего землевладельца страны, располагавшего широкими судебными и фискальными правами по отношению к своим вассалам. В первые десятилетия после завоевания его авторитет усиливался тем, что нормандские бароны перед лицом враждебного англосаксонского населения вынуждены были теснее сплачиваться вокруг короля как своего военного вождя в подавлении местного населения.

     В дальнейшем с середины XII в. и до начала XIV в. процесс государственной централизации власти диктовался всем ходом экономического и социального развития Англии в это период. Одной из главных предпосылок этого процесса являлись заметные успехи в развитии производительных сил, которые были достигнуты как в сельском хозяйстве, так и в ремесле на протяжении второй половины XII в. и в XIII в.

     Эти успехи проявились в усовершенствовании методов земледелия, в быстром  развитии скотоводства и, в частности, овцеводства, в общем повышении урожайности, в дальнейшем углублении разделения труда между ремеслом и земледелием, в быстром росте городов, развитии горного дела и металлургического производства.

     Экономический фактор играл большую роль в укреплении власти главы феодального государства – короля. В это время развиваются товарно-денежные отношения и внутренний рынок, порождая у феодалов жажду все больших доходов, что приводило к усилению эксплуатации со стороны феодалов с одной стороны, и усилению классовой борьбы со стороны крестьян – с другой.

     Это толкало феодалов, особенно средних  и мелких на поддержку процесса государственной централизации. В силу размеров и структурных особенностей мелких вотчин, из которых обычно складывалось рыцарские владения, мелкие и средние феодалы раньше и быстрее втягивались в развитие товарно-денежных отношений. В их доходах торговля играла гораздо большую роль, чем в хозяйствах крупных феодалов, которые и так имели много других источников феодальных доходов. В силу этих причин крупные феодалы были менее заинтересованы в усилении центральной власти, неохотно отказывались от нее в пользу своей политической самостоятельности и весьма широких привилегий и часто поднимали против короля мятежи.

     С конца XII в. количество средних и  мелкопоместных феодалов все время  увеличивалось в результате дробления  крупных земельных комплексов на мелкие вотчины, а также за счет концентрации мелких участков в руках разбогатевших свободных крестьян, которые превращались в мелких вотчинников и часто даже покупали себе рыцарское звание. К концу XIII в. средние и мелкопоместные феодалы составляли уже большинство всего господствующего класса Англии, что создавало опору центральной власти внутри господствующего класса и содействовало успеху централизации власти. 

     
  1.  Развитие  права в Англии в XII-XIII веках
 

     Со  второй половины XII в. в связи с  экономической и социальной эволюцией английского общества власть короля все более и более приобретает характер общественной власти, создает постепенно выделившийся из общества аппарат управления, начинает влиять на развитие права.

     Прежде всего, усиление королевской власти и изменение ее характера сказались в области юрисдикции, этого важнейшего атрибута феодальной собственности и власти в средние века. Уже реформы Генриха II внесли в организацию суда и судопроизводства ряд существенных изменений. Они расширяли пределы королевской юрисдикции за счет сеньориальной, включив в компетенцию королевских судов все уголовные преступления и большинство гражданских исков, связанных с землей, которые прежде разбирались в сеньориальных куриях. Уделом последних, за исключением особо привилегированных иммунитетов, оставались иски о мелком воровстве, драках, невыполнении договоров, а также вилланские иски всех видов (вилланы в качестве крепостных не имели права обращаться в королевские суды).

     Широкое распространение получил «инквизицоннный  процесс» - расследование через присяжных, применявшийся прежде королевской курией только в исках, затрагивающих интересы короны. Теперь он был распространен на все разнообразные иски, входившие в компетенцию королевских судов. Введение инквизиционного процесса не только было прогрессивным само по себе, так как открывало возможность для более делового и объективного решения уголовных и гражданских исков, но имело большое значение для дальнейшего расширения компетенции королевских судов. Все кто имел право и средства для перенесения своих дел в королевский суд, старались воспользоваться этим правом, чтобы избежать таких сомнительных средств установления истины, как ордалия или судебный поединок, которые по-прежнему сохранялись в сеньориальных судах.

     Наконец, судебные реформы первой половины XII в. сделали первый шаг по пути ограничения  иммунитетных прав крупных феодалов в тех областях суда и административного управления, которые еще сохранялись за ними. Общим следствием всех этих реформ была значительная концентрация юрисдикции в руках центрального правительства и ослабление сеньориальной юрисдикции. Эта новая система судопроизводства быстро привилась и пустила в Англии прочные корни. К началу XIII в. ордалии и судебные поединки, хотя их никто формально не отменял, постепенно отмирают не только в королевских, но даже в сеньориальных судах и судах сотен и графств. Напротив, расследование через присяжных становится самым распространенным методом судопроизводства не только в королевских центральных и местных судах, но и во многих иммунитетных и городских куриях. 

  1. Утверждение военной власти короля над феодалами
 

     Концентрация  власти в руках центрального правительства  за счет власти отдельных крупных феодалов сказалась также и на организации военных сил страны.

     Атрибутом феодальной собственности являлась не только судебная, но и военная власть феодала. До второй половины XII в. основную часть военных сил, которыми располагала королевская власть, составляло типичное феодальное ополчение, состоявшее из феодальных землевладельцев всех рангов.

     Такая организация военных сил с  точки зрения королевской власти имела ряд существенных недостатков: во-первых, феодальное ополчение было сравнительно малочисленно. Во-вторых, в соответствии с общепринятым феодальным обычаем того времени участники этого ополчения обязаны были служить королю только 40 дней в году и после окончания этого срока могли без всякого предупреждения покинуть короля даже в самый опасный момент. По обычаю они также не должны были нести службу за пределами страны и часто, когда это было не выгодно, отказывались сопровождать короля в далеких походах. В-третьих, феодальное войско вообще отличалось плохой организацией и дисциплиной. В XII и даже XIII в. обычным явлением была неявка того или иного феодала в королевскую армию и даже «отъезд» к противнику, чаще всего французскому королю.

     Начало  реорганизации военных сил королевства, как известно, было положено так  называемой военной реформой Генриха II. Реформа заключалась в том, что Генрих II начал широко использовать наемное рыцарское ополчение, черпая средства на его содержание у самих феодалов, обязанных ему военной службой, взимая с них при каждом очередном военном конфликте так называемые «щитовые деньги». Эта мера открыла путь к постепенной замене феодального ополчения наемными отрядами и нарушила военную монополию магнатов.

     Наемное войско имело свои недостатки: набранные из иностранцев наемные воины были равнодушны к судьбе военных действий, и в случае задержки оплаты могли немедленно покинуть поле боя. Кроме того, они обычно вызывали ненависть местного населения, смотревшего на них как на насильников и грабителей. К тому же не всегда можно было найти достаточное количество наемных воинов различного рода войск.

     Поэтому не довольствуясь этими нововведениями в организации военных сил, Генрих II попытался использовать в своих интересах старое народное ополчение свободных жителей графств, к середине XII в. почти утратившее свое значение. Изданная им в 1181 г. ассиза о вооружении обязывала всех лично свободных людей страны приобрести к определенному сроку оружие, качество и количество которого устанавливалось в зависимости от имущественного положения.

     В 1252 г. Генрих III издал приказ относительно соблюдения ассизы о вооружении, который  устанавливал несколько иные нормы  вооружения для различных имущественных  групп населения. Генрих III стремился  сделать военнообязанными все категории  населения, вплоть до малоимущих и вилланов.

     Это распоряжение почти без всяких изменений  было повторено Винчестерским статутом Эдуарда I в 1285 г. Различие между этими постановлениями состояло лишь в том, что в Винчестерском статуте вовсе не было упоминаний о вилланах. В статуте просто говорилось, что соответствующее его имуществу оружие должен иметь «каждый мужчина в возрасте от 15 до 60 лет», то есть фактически вводилась всеобщая воинская обязанность.

     Во  второй половине XIII в. большую часть английской армии составляли отряды пеших воинов, в том числе лучники и арбалетчики. Набор их осуществлялся специально назначенными комиссарами в тех графствах, которые были ближе к зоне военных действий, но иногда он производился во многих или почти во всех графствах Англии. Набор производился по определенной разверстке, намеченной для каждого графства. Набранные пехотинцы объединялись по сто человек под командой конных «сотников» или констеблей и входили в состав военных сил графства, подчиняющихся шерифу. Эти пешие отряды несли военную службу за плату, хотя экипировались за свой счет, а расходы по их мобилизации несла община графства.

     В отличие от наемников более раннего периода, эти воины были местного британского происхождения – англичане и уэльсцы, иногда жители северной Ирландии. С конца XIII в. англичане и уэльсцы почти полностью вытесняют иноземных наемников из армии. Создание такой системы всеобщего вооружения свободных жителей являлось важным шагом по пути укрепления военной власти короля и его независимости по отношению к крупным феодалам страны.

     Такая организация армии сосредотачивала  в руках короля и правительства военные силы, значительно превышавшие силы отдельных, даже очень крупных феодалов, обеспечивала им почти полную независимость от последних в военном деле. 

  1. Источники финансирования аппарата власти
 

     Не  имея своей прочной финансовой базы, королевская власть, конечно, была бы не в состоянии реализовать достигнутые  ею успехи в области юрисдикции и организации военных сил. Поэтому третьим проявлением процесса государственной централизации в Англии XII – XIII вв., и не менее важным, чем первые два, было постепенное расширение финансовой базы центрального правительства и концентрация в его руках все большей части доходов населения страны.

     Финансовые  возможности, которыми располагали  короли норманнской династии, были скромными, но они более или менее соответствовали всей социальной и политической организации страны. Ни королевская администрация, в этот период сравнительно немногочисленная, ни армия, в основном экипировавшаяся и содержавшаяся за счет составлявших ее феодальных ополченцев, не требовали слишком больших расходов.

     Эти расходы покрывались за счет значительных в XI – XII вв. доходов от домениальных земель и всякого рода феодальных доходов короны от ее непосредственных вассалов. Личные феодальные доходы короля как собственника земли и сеньора своих непосредственных вассалов составляли подавляющее большинство всех государственных доходов. Единственный общегосударственный налог этого периода – датские деньги. Это был своеобразный налог, который взимался только тогда, когда иноземные народы начинали или намеревались начать войну. Доход от него был не очень велик. В 1131 г., например, сбор датских денег дал Генриху I всего 2 498 фунтов, что составило около 9% общего дохода этого года.

     К концу XII в. стало обнаруживаться некоторое  несоответствие между доходами короны и растущими потребностями центрального правительства. Оно вызывалось рядом  причин и прежде всего ростом административных и особенно военных расходов правительства  в связи с нововведениями Генриха II. Эти обстоятельства потребовали реорганизации государственных финансов для того, чтобы перенести центр тяжести доходов короны с домена и феодальных поборов на различные виды налогов с населения.

     Эта реорганизация была начата Генрихом II. Продолжая собирать поземельный налог, он впервые стал широко практиковать взимание щитовых денег. Он собирал этот побор 8 раз в размере от одной до двух марок с рыцарского феода. Этот платеж, практически распространявшийся и на массу крестьян, был чем-то средним между феодальным побором и общегосударственным налогом. Не довольствуясь этим, Генрих II превратил в более или менее регулярный побор феодальное вспомоществование, взимавшееся с королевских городов и населения доменов, которое с этого времени получило название тальи. Этот налог также не носил еще общего государственного характера, так как он падал только на горожан и крестьянское население королевских доменов. Наконец, Генрих II поставил на широкую ногу эксплуатацию доходов вакантных епископских кафедр. За 36 лет своего правления Генрих II 17 раз облагал страну различными поборами сверх того, что извлекал доходы обычными способами.

Информация о работе Возникновение и развитие парламента в Англии