Возникновение и развитие парламента в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:08, реферат

Описание

Вместе с тем, понятие «парламент» употребляют и для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть – палату общин, члены которой именуются «членами парламента».
История английского парламентаризма – это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира, в том числе в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Раздел I Предпосылки возникновения парламента в Англии
Англосаксонский витенагемот как совещательный орган
при короле 4
2. Завоевание Англии нормандскими рыцарями 5
Раздел II Централизация власти в Англии XI-XIII веках
1. Экономические и политические предпосылки централизации власти в Англии XI-XIII веках 7
Развитие права в Англии в XII-XIII веках 8

Утверждение военной власти короля над феодалами 9

4. Источники финансирования аппарата власти 10
Раздел III Возникновение английского парламента
1. Социальная и политическая борьба в Англии XIII века 13
Социальный состав и политические функции парламента
в конце XIII - начале XIV века 17
Раздел IV Развитие английского парламента
Система парламентских выборов в средние века 19

Представительства графств и городов 20

Развитие парламента в XVIII – XIX веках. Развитие избирательного
права. Избирательная реформа 1832 года 21
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Британский парламент. История развития.docx

— 87.71 Кб (Скачать документ)

     Преемники Генриха II в основном следовали его  методами обложения, центр тяжести  которого вплоть до XIII в. составляли щитовые  деньги и талья. Так, в правление Джона платежные силы населения были напряжены до предела. За 17 лет своего правления Джон облагал своих поданных 20 раз. В результате этого финансового нажима среднегодовой доход короны за эти годы подскочил до 40 000 фунтов. А король Генрих III облагал свою страну 33 раза за 56 лет своего правления. Однако среднегодовые доходы казны в этот период не превышали 35 000 фунтов.

     Однако существовавшая с середины XII в. до середины XIII в. система обложения, опиравшаяся в основном на щитовые деньги и талью, уже не могла дать быстрого и регулярного роста налоговых поступлений.

     Во-первых, оба этих налога не носили общегосударственного характера. Единственным общегосударственным всесословным налогом оставался по-прежнему поземельный налог. Но он сохранил свой традиционный экстраординарный характер и сравнительно небольшой размер. Вторая причина, по которой налоговая система, господствовавшая в стране к середине XIII в., не удовлетворяла центральное правительство, заключалась в том, что деньги взимались с определенной единицы земли - гайды, феода, виргаты.

     Это обстоятельство, во-первых, затрудняло повышение размеров этих традиционных поборов, которое было бы слишком  очевидным для всех налогоплательщиков и могло бы вызвать всеобщее сопротивление. Во-вторых, и это самое главное, поземельное обложение не затрагивало значительной доли накоплений всех подлежащих ему слоев населения.

     На  XIII в. в Англии пришлось время бурного экономического роста, быстрого развития городов, значительной концентрации движимых имуществ в деньгах и товарах не только в городах, но также и в деревне, в руках крупных феодалов, рыцарства, а отчасти и верхушки крестьянства. А налоговая система феодального государства была настроена так, что не давала правительству наложить руку на эти дополнительные доходы населения. Оно должно было довольствоваться лишь обложением их земельных доходов, да и то лишь на издавна установленном уровне. Потребность же в увеличении налогов была велика и все более возрастала от десятилетия к десятилетию.

     Постоянная  нужда в деньгах толкало феодальное государство на новое изменение  в системе государственных налогов, которое отразилось в постепенном укреплении и расширении обложения движимых имуществ. Если с середины XIII в. налоги собирались сравнительно редко, то с этого времени они приобрели регулярный характер. Талья же в этот период собиралась всего 2 раза, щитовые деньги – 3 раза, а погайдовый сбор вообще прекратил свое существование.

     Налоги  на движимость позволили привлечь к  регулярному налогообложению все слои общества и сделать объектом налогообложения не только земельные владения, но и доходы от ремесла и торговли. Таким образом, налоги на движимость приводили государственное налогообложение в соответствие с возросшими доходами всех слоев населения. 
 
 
 
 

     Раздел III Возникновение английского парламента 

         1. Социальная и политическая борьба в Англии XIII века 

     Все нововведения в области суда, военной  организации и финансов в свою очередь требовали реорганизации  государственного аппарата, его расширения и усложнения.

     В XI в. и первой половине XII в., когда задачи центрального управления сводились в основном к управлению королевскими доменами и регулированию отношений короля с его вассалами, главным и единственным органом центрального аппарата являлась королевская курия, состав и функция которой были крайне неопределенны.

     Уже при Генрихе II внутри курии обособляются главные правительственные ведомства: Палата шахматной доски во главе с казначейством; высший суд короля во главе с юстициарием; управление хозяйством королевского двора. Постепенно все эти ведомства разделились и превратились в самостоятельные учреждения. Название «курии» сохранилось за высшим королевским судом. В то же время дальнейшая дифференциация функций продолжалась и внутри каждого из этих учреждений.

     В самом конце XII в. внутри курии как  судебного органа обособился суд  «общих тяжб», заседавший без короля. Такой же процесс дифференциации происходил внутри Палаты шахматной доски. В ней выделилось самостоятельное учреждение – Канцелярия, которое приобрело функции по делам, для решения которых «общее право» и королевские суды не выработали специальных средств.

     С середины XII до середины XIII в. значительно  расширились и усложнились функции управления королевским двором. Так возникло управление снабжением двора продуктами, управление конюшнями, малое казначейство короля, и т.д.

     Все центральные органы суда и администрации  осуществляли контроль над местным  самоуправлением при помощи системы  разъездных судов, которая прочно укрепилась в Англии со времен Генриха II. Судебные объезды с этого времени превратились как бы в выездные сессии центральных судов, которые действовали в виде «общих объездов», которые проводились раз в 7 лет. Со второй половины XIII в. стали практиковаться судебные объезды специально по земельным искам – ассизные суды, которые должны были заседать во вверенных им графствах непрерывно в определенные дни. В это же время начинают действовать специальные разъездные комиссии по «освобождению тюрем», выездные сессии по уголовным делам.

     Развитие  разъездных судов и специализация  их функций укрепляли связь центрального судебно-административного аппарата с провинцией и еще более усиливали  политическую позицию королевской  власти и ее контроль за местным самоуправлением.

     Местное управление представляло собой сочетание  деятельности местной администрации и собрание сотен и графств, представлявших собой пережиток местных народных собраний дофеодального периода.

     Главными  представителями королевской администрации  являлись шерифы, которые уже при Генрихе II превратились в легко сменяемых чиновников короля, подотчетных Палате шахматной доски. За редким исключением, когда они выбирались в собрании графств, шерифы обычно назначались правительством. Английские короли со времен норманнского завоевания пытались возродить народные собрания и укрепить их роль на местах, подчинив эти собрания влиянию шерифа и через него центральному правительству. В XIII в. собрания графств стали центром судебной и административной деятельности шерифа, собрания сотен – бейлифов. В собрании графства шериф осуществлял свою юрисдикцию, ограничивающуюся судом по мелким правонарушениям, делал всякого рода публичные объявления. Здесь же осуществлялись сделки, производились выборы некоторых местных должностных лиц. Такую же роль играл в собрании сотен бейлиф, судебные функции которого были еще более ограничены.

     Таким образом, роль собраний сотен и графств в местном самоуправлении была довольна значительна, но отнюдь не самостоятельна. Военные ополчения графства, возглавляемые шерифом, постоянно использовались для приведения к покорности крупных феодалов и их чиновников, не желавших подчиняться шерифу и решениям королевских судов. Выбираемые на собраниях сборщики налогов имели доступ на все иммунитетные территории.

     Главными  этапами политической борьбы XIII в. считаются конфликт 1215 г., закончившийся изданием Великой хартии вольностей, гражданская война 1258—1267 гг., известная под названием «баронской войны», и, наконец, более мелкий конфликт 1297 г., закончившийся изданием так называемого Подтверждения хартии.

     Каждый  из этих конфликтов имел свои специфические  особенности. Но вместе с тем все  они отличались от политических столкновений более раннего периода (XI—XII вв.), во-первых тем, что в них принимали участие не одни только крупные феодалы — прелаты и бароны, обычные противники центральной власти, но и другие слои населения —- рыцарство, часть фригольдеров, горожане; во-вторых, тем, что бароны, возглавлявшие обычно в XIII в. всех недовольных королевской политикой, теперь уже выдвигали не сепаратистские требования, направленные на расширение местных феодальных привилегий, как это обычно бывало в XII в., но боролись за укрепление политического влияния баронства как единого сословия в центральном аппарате управления.

     Обе эти характерные черты антиправительственных  движений XIII в. отчетливо проявились уже в борьбе за Великую хартию вольностей. В военном конфликте с королем в 1215 г. участвовали не одни только светские бароны, но также английская церковь, города и рыцарство.

     В «баронских статьях», предъявленных Джону мятежными баронами, и в самой Великой хартии вольностей заключались требования не одних только баронов, но и всех перечисленных выше участников движения.

     Распределение статей Великой хартии свидетельствует не только о сложном составе оппозиции, но и о том, что бароны играли в ней руководящую роль, так как их интересы представлены в хартии наиболее полно. Об этом говорит как количественный перевес баронских статей, так и их характер. Статьи, отражающие интересы баронов, сформулированы в хартии очень тщательно, со всеми подробностями, не допускающими каких-либо сомнений в трактовке материальных и других прав баронства по отношению к королю. Между тем статьи, непосредственно касающиеся рыцарства и горожан, обычно сформулированы чрезвычайно лаконично и весьма расплывчато.

     Соглашение, зафиксированное в Великой хартии, оказалось крайне неустойчивым, так как оно не удовлетворяло до конца ни одну из участвовавших в нем сторон. Союз между баронством, с одной стороны, рыцарством и городами — с другой, не мог быть прочным, так как их политические цели в борьбе были различны.

     Это облегчило Джону отказ от соблюдения Великой хартии. Для защиты этой последней баронам пришлось прибегнуть к помощи французской интервенции, очевидно, потому что уже в конце 1215 г. они растеряли своих союзников внутри страны.

     Политический  конфликт 1258—1267 гг. был гораздо более  длительным и неизмеримо более сложным, чем конфликт 1215 г. В нем так  или иначе приняли участие  все слои населения Англии. Он охватил  все районы страны и имел несколько  этапов, каждый из которых был связан с дальнейшим углублением и расширением борьбы. Предысторию этого конфликта составляют почти ежегодные стычки баронов с Генрихом III, происходившие с 1232 по 1258 г. Главными поводами для конфликтов, вспыхивавших на каждом почти совете магнатов, были финансовые требования короны и засилье иностранцев, которым покровительствовал Генрих III.

     В период с 1232 по 1258 г. баронская оппозиция  оформилась организационно и идеологически. Ее организационным центром становится совет магнатов или Великий совет — собрание крупнейших духовных и светских феодалов Англии, регулярно созывавшееся королем 2—3 раза в год. Хотя его решения не были обязательны для короля и он являлся главным образом совещательным органом, регулярные созывы этого собрания давали возможность баронам Англии сговариваться и осуществлять коллективные оппозиционные выступления.

     Затем появились Оксфордские провизии, преследовавшие цель установления баронского контроля над королем, которые были выработаны уже на самом Оксфордском «парламенте» комиссией 24 баронов и обсуждались только баронами и королем.

     В этом документе были реализованы  давнишние олигархические планы  баронов. Вся власть в стране передавалась совету 15 баронов, которые полностью контролировали короля и назначали и смещали всех высших должностных лиц. Три раза в год должен был созываться «парламент», в котором, кроме совета 15-ти должны были заседать еще 12 баронов в качестве выборных от «общины».

     Ограничив произвол королевских чиновников, бароны не дали населению никаких гарантий от своего собственного произвола или произвола своих должностных лиц. Это, очевидно, и послужило главным поводом для раскола оппозиции в ближайшие месяцы после издания Оксфордских провизий.

     Политические  разногласия, обнаружившиеся особенно ярко в момент кризиса в среде  английских феодалов, одновременно являлись выражением давно назревавших внутренних противоречий и крайне их обостряли. Начиная с 1261 г. они приводили к частым войнам между враждующими баронскими группировками, к непрерывным взаимным грабежам, поджогам. Издание Вестминстерских провизий не остановило феодальную анархию, которая вспыхнула с установлением олигархического режима в стране.

     В 1263 г. вспыхнуло вооруженное выступление против короля под предводительством Симона де Монфора. После битвы при Льюисе, Симон де Монфор и его сподвижники стали захватывать земли сторонников короля, взятых ими в плен. В свою очередь и сторонники короля сейчас же после своей победы при Ивземе начали захватывать в свою пользу земли своих противников, объявив их «лишенными наследства».

     Задачи  и цели партии Симона де Монфора (и  лично его) в значительной мере определялись интересами рыцарства и отчасти тех слоев городского населения, которые поддерживали эту партию: он содействовал изданию Вестминстерских провизий, проводил политику преследования иностранцев, проводил политику ограничения торговли иностранцев в Англии.

     Влияние рыцарства, а отчасти и горожан  на политику Симона де Монфора выразилось также и в том, что он приглашал представителей этих социальных слоев на совещания по важным государственным вопросам.

     Пригласив по 4 представителя от графств на парламент, собравшийся 22 июня 1264 г. в  Лондоне, на котором было принято  новое политическое устройство Англии — «Форма управления государем-королем  и королевством», Симон де Монфор реализовал на практике требования рыцарства.

Информация о работе Возникновение и развитие парламента в Англии