Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:08, реферат
Вместе с тем, понятие «парламент» употребляют и для обозначения обеих палат парламента, но чаще всего под парламентом подразумевают его основную часть – палату общин, члены которой именуются «членами парламента».
История английского парламентаризма – это универсальный опыт сохранения традиций и новшеств, противостояний и компромиссов, поиска оптимальных форм организации государственной власти для любой страны мира, в том числе в современных условиях.
Введение 3
Раздел I Предпосылки возникновения парламента в Англии
Англосаксонский витенагемот как совещательный орган
при короле 4
2. Завоевание Англии нормандскими рыцарями 5
Раздел II Централизация власти в Англии XI-XIII веках
1. Экономические и политические предпосылки централизации власти в Англии XI-XIII веках 7
Развитие права в Англии в XII-XIII веках 8
Утверждение военной власти короля над феодалами 9
4. Источники финансирования аппарата власти 10
Раздел III Возникновение английского парламента
1. Социальная и политическая борьба в Англии XIII века 13
Социальный состав и политические функции парламента
в конце XIII - начале XIV века 17
Раздел IV Развитие английского парламента
Система парламентских выборов в средние века 19
Представительства графств и городов 20
Развитие парламента в XVIII – XIX веках. Развитие избирательного
права. Избирательная реформа 1832 года 21
Заключение 26
Литература 27
Избирателями не могли быть случайные люди, не входившие в городскую общину и не платившие налогов. Процедура выборов зависела от местных традиций, которые, в свою очередь, во многом определялись положением города в графстве. Распорядителями процедуры выборов были бейлифы, а также члены городского самоуправления. Выборы проводились на собрании городской общины.
После
выборов предписания с
права. Избирательная
реформа 1832 года
Парламент XVIII-XIX вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев, особенно связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной.
Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права. Парламент стал более многочисленным и представительным органом. В состав палаты лордов к середине XIX в. входило 465 светских и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов).
Если в XVII в. членство в палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, то в XIX в. установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности).
Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.
Палата общин с 1714 г. избиралась на семь лет населением королевства по избирательным округам и особым корпорациям на основе избирательного права, существенные изменения, в котором произошли только к середине XIX века.
К XVIII в. количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в XIX в. он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине XIX в. 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). Членство в палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 – местечек) и статус фригольдера в течение всей жизни. Только в начале XIX в. в парламент получили доступ католики, а в 1858 г. избран первый еврей – барон Ротшильд.
С 1858 г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог быть избранным в палату (т.е. активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование от короны и даже пенсии от нее (с 1718 г.).
Палата общин самостоятельно избирала своего спикера. Кроме него, был и секретарь палаты – чиновник, ведавший протоколами и актами. В XVII-XVIII вв. содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против тех, кто высказывался о его деятельности.
С 1771 г. вошло в практику печатанье отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статусами, многие из которых восходили к XIV в.
К 1854 г. был кодифицирован и опубликован Регламент палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 часов утра, в XIX в. – вечером (с 5 часов вечера для палаты лордов, с 4 часов 15 минут – для палаты общин).
Полномочия
парламента определялись конституционным
принципом его абсолютного
Крупнейший английский правовед XVIII в. У. Блэкстон выделил важнейшие качественные характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, не подконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти.
Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости – в той форме, которая была зафиксирована правом. Основной формой деятельности парламента было законодательство. С середины XVIII в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того, относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.
Частный билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком мог внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из шести депутатов, прохождения. Затем он вносился на усмотрение палаты общин и голосовался, как правило, без детальных прений.
Публичный билль представлял, собственно, в широком смысле закон. Его вносило правительство. Предварительное обсуждение проводили специально созданные депутатские комиссии – как правило, по пять депутатов. Каждый билль должен был пройти три чтения – разного значения и определенности.
Первое было формальным и не имело содержательного значения, т.е. палата просто извещалась о проекте. Второе было концепционным, и после него отмеченный проект направлялся в комиссию. Только в третьем чтении собственно утверждался или отклонялся законопроект.
Публичные билли должны были пройти рассмотрение обязательно в каждой палате парламента в течение одной сессии. Голосование в палате общин проводилось по принципу «да» - «нет», в палате лордов – «согласны» - «не согласны». Затем законопроект поступал через канцлера на утверждение монарху.
Со второй половины XIX в. правительство стало оказывать все более определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 г. вошло в обиход (в 1882 г. закреплено в Регламенте) «правило спешности», согласно которому премьер-министр был вправе предложить палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу особой государственной важности. Депутаты получили право требовать прекращение прений (с 1887 г.), и такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной. Говорить депутаты парламента могли только без каких-либо записок. Тогда же вошло в практику правило «гильотины»: на обсуждение законопроекта заранее отводилось определенное время, и если билль не был обсужден полностью, не обсужденные части ставились на голосование без дальнейших прений.
Помимо законодательной деятельности, депутаты парламента имели полномочия запроса к правительству. С началом XVIII в. они были формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства члену кабинета (т.е. известно ли происшествие или явление правительству).
С 1783 г. оно было признано официально. Однако за членами кабинета также было признано право, отвечать или не отвечать на запросы. Только в 1869 г. право парламентского запроса стало важным конституционным обычаем, и судьба запроса была взаимосвязана с доверием членам кабинета или всему правительству.
Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям – территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено. Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.
Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена.
Избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения; депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от количества населения, приживающего в городах. Общее количество мест в палате общин осталось прежним, но было сделано перераспределение: 56 т.н. «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено или изменено.
Некоторым значительным городам места в палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящих доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли – арендаторам, но с более высоким имущественным цензом – в 50 фунтов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, однако значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после промышленной революции) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.
Более
радикальной стала
В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использование офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.
Уравнение
в правах населения городов и
графств довершилось
Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатом, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.
Реформа
парламента существенно подняла его
авторитет. Народ в парламенте видел власть,
которая, что-то может решить. Хотя до идеального
парламента было очень далеко, но реформа
XVIII в. существенно повысила значимость
парламента в государстве.
Заключение
Возникновение парламента в Англии было плодом острой борьбы сначала феодальной верхушки за ограничение королевской власти, а впоследствии и средних и низшие слоев населения против деспотизма баронов.
Так сложился компромисс власти, который, совершенствуясь и эволюционируя, существует до сих пор. Уникальность британского парламента дала Англии возможность показать превосходство в своем развитии, подготовив плацдарм для конституционной монархии в будущем, политического развития «меньшей кровью» и раннего становления национального государства, а также стать в некотором роде примером для других стран.
Информация о работе Возникновение и развитие парламента в Англии