Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:52, контрольная работа
Цель работы – рассмотрение основных вех в истории становления Башкирской АССР.
Задачи:
-изучить правовые составляющие;
-рассмотреть территориальные составляющие;
-проанализировать административные составляющие;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система органов государственной власти и управления по «Соглашению о советской автономии Башкирии» и первым дикретом Советской власти…….5
2. Расширение границ БАССР, создание «Большой Башкирии»………………9
3. III Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР……20
4. Принятие первых кодексов БАССР………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………
В этих целях постановлением ЦИК и СНК от 10 июля 1929 г. в соответствии с указанным решением ХVI партийной конференции были выделены 6 опытных округов, из которых 3 округа находились в РСФСР (Армавирский, Челябинский, Курский), 2 округа - в Украинской ССР (Винницкий, Зиновьевский) и один - в Белорусской ССР (Витебский).
Но скоро ЦК и ХVI съезд партии приняли решение об упразднении округов. ЦК партии 15 июля 1920 г., ЦИК и СНК СССР 23 июля 1929 г. вынесли окончательное решение. Постановление гласит: “Первое и самое главное - упразднение округов должно быть закончено к 1 октября. Это значит, что к началу нового хозяйственного года должен быть упразднен окружной аппарат. Это значит, что к этому сроку должны быть укреплены районы, а край, область должны будут приспособить свой аппарат к непосредственному руководству ими”.
После реорганизации окружно-районной системы управления в опытно-показательных округах значительная часть оперативных функций окружного аппарата передается районным исполнительным комитетам, а районного аппарата - сельсоветам. В постановлении правительства было сказано, что в связи с сокращением оперативных функций окрискомов должна быть усилена работа этих исполкомов и их президиумов по плановому, хозяйственному, политическому, культурному и организационному руководству деятельностью районных исполкомов и что “значение РИКов, городских и сельских советов должно быть усилено путем расширения их прав, создания материальной базы…”
Ликвидацию округов планировали завершить к 1 октября 1930 г., и все областные, краевые аппараты должны были перестроиться под лозунгом “лицом к району, селу” . Практически это означало, что надо усилить аппарат областных и краевых парткомов и исполкомов; необходимо перестроить работу секретариатов парткомов и президиумов исполкомов таким образом, чтобы была обеспечена непосредственная связь с районами и руководством работой районных организаций. В связи с ликвидацией округов освобождалось большое количество специалистов. По предложению ЦК партии эти освобожденные работники должны были использоваться правильно.4
Районы были недостаточно снабжены нужными работниками, поэтому ХVI съезд решает сделать 2 вещи: 90 % окружных работников должны были отправиться в район согласно директиве съезда. 11 августа 1930 г. появилось постановление ЦК ВКП (б) о ходе распределения работников, освобождавшихся в связи с ликвидацией округов [4]. Таким образом, ХVI съездом партии округа в РСФСР были ликвидированы.
В Башкирии округов не было. Здесь в 1930 г. проводилось районирование. Башкирская АССР в 20-е гг. ХХ века являлась одной из тех национальных республик, где до сих пор продолжало существовать старое административное деление на кантоны и волости. Вопрос об организации работ по административно-хозяйственному районированию БАССР вошел в повестку дня Заседания Президиума БашЦИКа, которое состоялось 19 ноября 1929 г. в 18-00 в г. Уфа. Согласно постановлению Всебашкирского съезда Советов и Президиума ВЦИКа от 16 сентября 1929 г. началась разработка нового административно-экономического районирования БАССР с установкой на районы.
10
октября 1929 г. проходит совещание
при БашГосплане по вопросу
проведения административно-
На совещании постановили в связи с решением Президиума ВЦИКа и решениями правительства БАССР о проведении административно-экономического районирования для разработки этого вопроса создать специальную комиссию. Здесь решили начать концентрацию материалов в Госплане, прекратить изменения кантонных и волостных границ, за исключением перечисления селений из одного сельсовета в другой.
Созданная постановлением Президиума Госплана БАССР по вопросу организации работ административно-хозяйственного районирования БАССР в 1929 г. особая комиссия при БашГосплане в составе члена Президиума Госплана - Управляющего БЦСУ, представителя БНКзема (агронома-экономиста), Секретаря Административной комиссии при президиуме БЦИКа, работников Госплана Шмелева, Сироткина и научного сотрудника Госплана по вопросам районирования 4 декабря 1929 г. на заседании Комиссии по районированию БАССР при БашГосплане приняли рабочую программу по вопросам административно-экономического районирования.
В программе подчеркивается, что центральным пунктом всей работы по районированию БАССР должно быть определение сети районов как объединяющих территориальных единиц. Условием роста района должна быть его экономическая мощность, основой построения - однородность, район - это низовая производственная ячейка, которая объединяет в своих границах деятельность основных хозяйственных и культурных учреждений, обслуживающих деревню. Методы установления сети районов заключались в синтезе отраслевого районирования БАССР.
В основу программы, принятой 4 декабря 1029 г. на заседании Комиссии по районированию БАССР при БашГосплане, было положено постановление Президиума БашГосплана от 29 октября 1929 г. по вопросу “Об организации работ по административно-хозяйственному районированию БАССР”. По этой программе, вся работа по районированию должна была разбиться на 4 последовательных стадий.
1
стадия - накопление материалов по
районированным областям, а также
материалов, характеризующих современные
административно-хозяйственные
2
стадия - определение основных
3 стадия - разработка характеристики районов. В соответствии с решением президиума Госплана должна была проводиться корректировка состава и границ новых административных звеньев и характеристика их признаками по аналогии с характеристикой волостей в 1 стадии работ с отметкой положительных и отрицательных результатов в отдельных случаях по сравнению с системой кантонно-волостного деления: отдаленности административных органов, охват кооперативными организациями, дробность участков и т.п.
4 (заключительная) стадия - техника проведения районирования. Материалы к проекту районирования, разработанные комиссией в окончательном виде, должны были быть представлены на рассмотрение и одобрение Президиума Госплана, Административной комиссии при президиуме БашЦик и, по возможности, СНК, после чего направиться с представителями БашЦика для окончательного согласования в кантонах на обсуждение в партийных, советских и профсоюзных организациях. Те, в свою очередь, должны направить представителей кантонных исполкомов в волости, где материалы обсуждаются расширенными Пленумами волостных исполнительных комитетов, и далее на расширенные пленумы сельсоветов аналогичным путем.5
Считалось,
что переход на районную систему
управления в условиях БАССР может
быть осуществлен путем
Проект районирования разрабатывался БашГоспланом, конечно, в начале в кабинетном порядке. Прежде чем утвердить на территории Башкирии 48 районов, Обком ВКП(б) и правительство обсуждали еще 2 варианта: 41 или 57 районов. При создании 57 районов каждая административная единица оказывалась недостаточно мощной в отношении количества населения, бюджета и, кроме того, усложнялся вопрос с руководящими кадрами. Плановой комиссии было предложено проработать вопрос вновь, максимально сократив при этом количество районов. Второй вариант (41 район) тоже не удовлетворял предъявляемым требованиям. Например, нельзя было считать удачным создание из Аргаяшского кантона только одного района - здесь не достигалось близости аппарата к массам. В этом варианте было также много и других недочетов.
При обсуждении первого варианта (57 районов), в основу районирования были положены естественноисторические, экономические, политические, культурные и национальные моменты. Намеченные районы в хозяйственном и национальном отношении были достаточно однородны. В среднем, на каждый район приходится по 51.000 жителей и примерно 117 тыс. га пашни. Разбивка Башкирии на округа прошла гораздо труднее. Было намечено создать четыре или, максимум, пять округов. Принцип образования округов заключался в ориентации на какую-либо одну, ведущую отрасль народного хозяйства, которой подчиняются все другие отрасли и увязываются с ней. Так, в основу образования Горнопромышленного округа (Тамьян-Катай и восточная часть Зилаира) легла черная и цветная металлургия, которая развивалась в тех местах, а Стерлитамакского округа - зерновые культуры. Бирский округ был объединен одним признаком - сельским хозяйством, вступающим в реконструкцию , Уфимский округ - также сельским хозяйством и железными дорогами, которые проходили по его территории.
Таким
образом возникли четыре округа - первый
вариант административно-
Второй вариант предусматривал деление Башкирии на пять округов. Первый, так называемый Горнопромышленный округ разбивался на два округа - округ черного металла (Белорецкий) и округ цветного металла (Баймакский). Но проект должен был быть осуществлен тогда, когда удастся присоединить к Башкирии районы Средне-Волжской области, тяготеющие к Баймаку.
Но
при обоих вариантах в
Проект нового районирования был спущен на места для обсуждения. В результате выявились нарушения основных принципов административно-хозяйственного районирования в новом проекте. В частности, вместо поощрения ведущей роли одной отрасли хозяйства с подчинением других отраслей произведено было механическое формирование округов, резко нарушающих этот принцип. Например, Белебеевский кантон с ярко выраженным зерновым уклоном сливался со смешанным типом хозяйства Уфимского кантона, где (особенно в окрестностях г. Уфа), преобладают мясомолочные и садово-огородные сельскохозяйственные отрасли. Таким образом, мы выяснили, что вопрос районирования изучался достаточно глубоко, основательно рассматривались и обсуждались разные варианты административно-хозяйственного районирования.
На
заседании комиссии при БашЦИКе
по районированию, которое прошло 22
декабря 1929 г. в Уфе, постановили
принять первый черновой вариант
нового районирования до 1 апреля 1930
г. с тем, чтобы на окончательное
утверждение центральным
Работа по районированию велась с исключительной срочностью и поспешностью с таким расчетом, чтобы первоначальный проект административно-хозяйственного районирования БАССР предоставить на рассмотрение ВЦИК к положенному сроку. Необходимо было приступить к перевыборам сельсоветов, закончить строительство сети низовых ячеек колхозов, чтобы новые сельсоветы и колхозы с надлежащей подготовкой могли приступить к успешному проведению весенней посевной кампании.
Начиная с 1929 г., в Башкирии работала экспедиция Тимирязевской сельскохозяйственной академии по сельскохозяйственному районированию. Материалы этой экспедиции были собраны по методу микрорайонирования и по своей разносторонности являлись ценным вкладом в работу по административному районированию. Тимирязевская академия разбила всю территорию Башкирии на 450-400 микрорайонов по признакам большей или меньшей их хозяйственной однородности. Эти микрорайоны были приняты во внимание при наметке характеристики районов и сельсоветов. Три признака должны были образовать сельсовет: 1) национальная однородность; 2) устранение чересполосицы; 3) совпадение границ территории сельсовета и территории колхоза.
При определении сети районов делался упор на то, чтобы достичь в максимальной степени национальной однородности района. В границах же района должна быть увязана вся сеть хозяйственных, административных и социально-культурных учреждений. Район должен обладать крепким организационным центром, авторитетным в глазах населения, приближенным к нему и удовлетворяющим максимально его требования.
Информация о работе Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР