Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:52, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение основных вех в истории становления Башкирской АССР.
Задачи:
-изучить правовые составляющие;
-рассмотреть территориальные составляющие;
-проанализировать административные составляющие;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система органов государственной власти и управления по «Соглашению о советской автономии Башкирии» и первым дикретом Советской власти…….5
2. Расширение границ БАССР, создание «Большой Башкирии»………………9
3. III Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР……20
4. Принятие первых кодексов БАССР………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

башкортостан.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

      Особый  жилищно-правовой статус имели лица эвакуированные на Восток. По прибытию на новое место они получали жилую площадь, а их прежняя жилая площадь поступала в распоряжение местных органов власти.  
При возвращении они могли требовать восстановления своих прав при соблюдении следующих условий: 

      • эвакуация должна быть документально оформлена; 

      • квартирная плата должна своевременно вносится; 

      • лица, проживающие ранее, должна быть выселены. 

      Массовая  гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название "О наследниках по закону и по завещанию". Ввел новые категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также братьев и сестер наследодателя.

      Были  установлены следующие очереди: 

      • дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали в первую очередь, 

      • трудоспособные родители, 

      • братья и сестры. 

      Наследство  должно делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. Каждый гражданин мог завещать свое имущество 1 или нескольким лицам, а также государственным и общественным органам.  
При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу. 

      Семейное  право. 

      Самым значительным актом в области  семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". С одной стороны, Указ развивал положения Постановления ЦИК и СНК от 27 июля 1936 г., с другой - он вносил изменения в принципы, лежащие в основе КЗоБСО РСФСР.  
Принципиальные изменения касались института брака и развода. Согласно Указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества, нажитого в период фактических брачных отношений. Однако в развивающих Указ подзаконных актах оговаривалось, что иски о взыскании алиментов на содержание ребенка, рожденного до издания Указа от 8 июля 1944 г., от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик был записан в качестве отца ребенка в книгах записи актов гражданского состояния, подлежат рассмотрению в суде. Кроме того, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г., от родителей, не состоявших между собой в зарегистрированном браке, имели в случае смерти отца право наследования наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых "одиноких матерей", т. е. женщин, родивших вне брака. 17

      Значительные  изменения вносились и в законодательство о разводе. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена. При подаче заявления о расторжении брака требовалось изложение мотивов развода и вводилась обязательная публикация в местной газете объявления о разводе. Дело о расторжении брака должно было рассматриваться гласно, непременно с участием разводящихся, а также с привлечением свидетелей. Увеличивались размеры пошлин, взыскиваемых при оформлении развода: при подаче заявления взималось 100 руб., а при выписке свидетельства о разводе - от 500 до 2 тыс. руб. даже если это был первый развод. Следуя курсу, взятому еще в предвоенные годы, Указ от 8 июля 1944 г. намечает меры, стимулирующие повышение рождаемости. Теперь единовременное пособие выдается при рождении не седьмого, а уже третьего и каждого последующего ребенка.  
Предусматривались и ежемесячные пособия матерям, имевшим троих и более детей. Устанавливалось ежемесячное пособие одиноким матерям в размере: 100 руб. - на одного ребенка, 150 руб. - на двоих и 200 руб. - на троих и более детей. Эти пособия выплачивались до достижения детьми 12 лет, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось. Конечно, это была помощь, но она не могла решить всех проблем, и главной из них - дать ребенку реального отца, который мог бы воспитывать его.  
На экономическое стимулирование рождаемости были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Впервые такой налог был введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. Указом от 8 июля 1944 г. значительно расширился круг лиц, подлежащих обложению налогом, и увеличивался его размер. Таким образом, затраты на выплату пособий многодетным и одиноким матерям в определенной степени покрывались за счет одиноких и малосемейных граждан. От обложения освобождались некоторые категории военнослужащих, граждане, у которых дети погибли или без вести пропали на фронтах Отечественной войны, и некоторые другие категории населения.  
Наряду с мерами экономического стимулирования рождаемости Указом от 8 июля 1944 г. предусматривались и шаги по моральному поощрению многодетных матерей. Учреждались "Медаль материнства" двух степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден "Материнская слава" трех степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых и девятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня". 18

      Трудовое  право 

      Указ  от 22.06.1941 г. допускал применение трудовой повинности на срок до 2 месяцев для  выполнения различных оборонных  работ. К трудовой повинности привлекались лица в возрасте от 16 до 55 лет - мужчины, женщины - в возрасте от 16 до 50 лет. Были разрешены сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Дополнительные отпуска предоставлялись только подросткам в возрасте до 16 лет. Семьям погибших военнослужащих выдавались пособия и назначались пении. 

      Уголовное право 

      Война повысила общественную опасность многих преступлений, потребовала усиления ответственности за их совершение. Появились новые составы преступлений. Особую опасность представляли государственные преступления, такие как измена, шпионаж, диверсия. 

      В уголовном праве широко применялся закон от 7 августа 1937 года при квалификации хищений как государственного, так и личного имущества. Осуществлялась борьба со спекуляцией, со злоупотреблениями в торговле. В уголовном порядке наказывалось нарушение правил Противовоздушной обороны. 

      Лица, которые уклонялись от обязательного  обучения военному делу, привлекались к уголовной ответственности. 

      Уголовный процесс. Положение о военных  трибуналах установило новый порядок  рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часов после получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказания вступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщений от лиц, которые обладали данной компетенцией. Были сокращены сроки следствия по отдельным категориям уголовных дел. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Становление и развитие башкирского национального  движения связаны с многовековой борьбой народа против национально-колониального  гнёта, за сохранение своих земель, культуры и обычаев и, наконец, себя как этноса, а также бурными событиями, охватившими самодержавную. Самостоятельный характер, выделившись из общемусульманского движения, программные положения которого не совсем отвечали интересам башкирского народа. В итоге Башкортостан стал исторической ареной первого опыта советской национальной политики на тюркоязычно-мусульманском Российском Востоке. Эта политика носила чрезвычайно сложный и противоречивый оттенок в силу своей узкоклассовой направленности с проявлениями великодержавного шовинизма и нетерпимого отношения к демократическим принципам и любому инакомыслию.

    Для башкирского национального движения характерны весьма своеобразные условия, связанные с исторически сложившимися особенностями края – его многонациональностью, довольно сложным характером взаимоотношений между башкирами и татарами, ибо определённые круги последних проповедовали единой тюрко-татарской нации, отсюда, негативно относились к стремлению башкирского народа к самоопределению путём строительства территориальной автономии.

    Башкирское  движение возникло из стремления масс к национальной свободе и самоопределению и выражало интересы самых широких слоёв башкирского населения. Оно имело глубокие исторические традиции и было связано своими корнями с башкирскими восстаниями XVII-XVIII вв. Однако в условиях диктатуры пролетариата, когда пришедшая к власти партия большевиков крайне отрицательно относилась ко всем организациям и учреждениям, созданным вне его влияния и участия, руководящим органам башкирского движения пришлось вести труднейшую борьбу не только за автономию, но и за своё выживание. Значительно затрудняла решение задач самоопределения башкирского народа и позиция большевиков, сводившаяся к навязыванию угнетённому народу идей классовой борьбы, попытке его раскола на этой основе. В итоге башкирское движение оказалось в лагере противников советской власти, надеясь на признание белым движением автономного Башкортостана. Однако белые генералы и слышать не хотели о Башкирской автономии, выступая за сохранение «единой и неделимой, унитарной России».

    В условиях противоборства двух сил, одинаково  нетерпимо относящихся к башкирскому  национальному движению, З. Валиди и  его окружению приходилось лавировать и искать все возможности и  пути для достижения своей главной  цели – образования автономной республики. Но добившись признания советской властью автономии Башкортостана, они не сумели отстоять действительную самостоятельность автономии, что было связано с невиданной централизацией всех сфер жизни в Советской республике. Более того, как представители широкого демократического движения и из-за постоянных метаний между белыми и красными, они не сумели найти общий язык с Центром, поэтому созданные ими органы управления автономной республики были ликвидированы, а сами руководители движения, люди, добившиеся признания права башкир на самоопределение, были вынуждены бежать за пределы Башкортостана, многие из которых затем подверглись репрессиям.

    История башкирского национального движения примечательна и в том плане, что она наглядно показывает, как  центральные власти сразу же после Октябрьской революции приступили к формированию административно-командной системы, которая в силу своей природы нетерпимо относилась к проявлению элементарной самостоятельности на местах и тем самым закладывала основы для дальнейших нарушений в области национальной политики. А людей, понявших суть политики центральных властей, в том числе З. Валиди, ждала трагическая судьба, ибо их деятельность шла вразрез с замыслами партийных и советских бюрократов, установивших в стране своё безраздельное господство, прибегая к насилию и идеологической «обработке» населения. Тем самым уже в первые годы советской власти была заложена мина замедленного действия под Союз Советских Социалистических Республик, который являлся объединением бесправных – союзных и автономных – республик. В условиях демократизации общества Союз развалился, и бывшие союзные республики объявили себя суверенными государствами.

    История национального движения в Башкортостане  в первые послереволюционные годы свидетельствуют, что игнорирование права народов на самоопределение, навязывание им сверху тоталитарных порядков, могут привести к начальному концу. Но есть надежда, что в национальной политике властей Российской Федерации восторжествуют благоразумие и верность демократическим ценностям.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Национально  – государственное устройство  Башкортостана (1917-1925 гг.) / Авт.-сост. Юлдашбаев Б.Х. Т.2. Ч.2. Уфа: Китап, 2003.

2. Касимов  С.Ф. Автономия Башкортостана:  становление национальной государственности башкирского народа. (1917- 1925гг.) Уфа: Китап, 1997.

3. Кульшарипов  М.М. Башкирское национальное  движение (1917-1921гг). Уфа: Китап, 2010

4. Самойлов  Ф.Н. Малая Башкирия в 1918-1922 г. Из истории первого опыта  советской национальной политики. М., 1933.

Информация о работе Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР