Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:52, контрольная работа
Цель работы – рассмотрение основных вех в истории становления Башкирской АССР.
Задачи:
-изучить правовые составляющие;
-рассмотреть территориальные составляющие;
-проанализировать административные составляющие;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система органов государственной власти и управления по «Соглашению о советской автономии Башкирии» и первым дикретом Советской власти…….5
2. Расширение границ БАССР, создание «Большой Башкирии»………………9
3. III Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР……20
4. Принятие первых кодексов БАССР………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………
Вот такой круг элементов был взят за основу комиссией БашЦИКа при установлении и определении сети районов.
Работа по административно-хозяйственному делению БАССР подходила уже к концу, по каждому сельсовету составили подробные характеристики с подразделением по национальным признакам, отраслям сельского хозяйства, степени доходности, кустарным промыслам и т.д. В конце обсуждения административно-хозяйственного деления БАССР решили не создавать округов. Согласно постановлению Президиума ЦИК и СНК БАССР “О ликвидации в БАССР административного деления на кантоны и волости и об установлении административного деления на районные системы управления” от 20 августа 1930 г., устанавливается территориальное деление БАССР на 48 районов.
Районы были образованы таким образом, что они являлись более или менее однородными по своим естественноисторическим условиям, отличались сравнительной цельностью и законченностью всего строя хозяйственной жизни, единством перспективного ее развития. По размерам в общем и целом они были достаточно мощны, чтобы иметь свою собственную хозяйственную базу, надлежащий размах в области совхозного и колхозного строительства. По составу населения они являлись образованиями, в пределах возможного обладающими национальной однородностью. Все народности, проживающие на территории БАССР, более или менее значительные по численности, получили свои национальные районы, что в условиях БАССР, разноплеменной по составу населения, имело огромное политическое и социально-культурное значение. Этим предусматривалось, что ряд наиболее отсталых народностей (чуваши, мари) в лице национальных районов своих будут иметь достаточно мощные очаги своего национального, социально-культурного развития и самоопределения, получать возможность полной коренизации аппарата и реализации родного языка в органах государственной власти.7
Согласно постановлению президиума БашЦИКа от 13 августа 1930 г. административное деление на районы должно было вводиться с 15 сентября 1930 г., При районировании допускались и некоторые ошибки. Например, в Давлекановском районе сложилась такая ситуация. Поляковка и Гремичи - два смежных селения с почти одинаковым национальным составом. При районировании Поляковка стала центром сельсовета того же наименования. Естественно, что и Гремичи должны войти в состав этого же сельсовета. Получилось обратное - Гремичи были совершенно необоснованно переданы в состав Каранского сельсовета. Еще один пример: поселок Шестаево расположен рядом с Караном. В обоих селениях живет мордва. При районировании Каран становиться центром сельсовета. Шестаево почему-то передают в состав Поляковского сельсовета. В этих случаях, конечно же, исковерканы и национальный и территориальный принципы районирования.
Итак,
в 1930 г. в Башкирской АССР было проведено
районирование административного устройства.
Было образовано 49 районов. Район по своей
территории более чем вдвое превышал бывшую
волость, но зато был в 6 раз меньше кантона.
Это позволяло приблизить партийно-советский
аппарат к массам, к селу, колхозам. Стала
возможной своевременная проверка исполнения
идущих на места указаний со стороны центральных
органов республики. Это способствовало
укреплению кадрами низовых звеньев партийного
и советского аппарата. Районирование
имело большое значение. Усилилось партийное
влияние в советах. Члены и кандидаты ВКП(б)
возглавили 47 райисполкомов и 622 сельсовета.
Произошли заметные сдвиги в деятельности
советов. Возросла роль пленумов райисполкомов
и сельсоветов в хозяйственном, культурном,
национальном строительстве.8
Башкирское центральное шуро накануне Октябрьской революции развернуло большую работу по двум направлениям: с одной стороны, его члены вели широкую предвыборную агитационную кампанию среди населения, с другой – началась подготовка к Всебашкирскому учредительному курултаю башкир, на котором предполагалось провозглашение территориальной автономии башкирского народа. Для успешного осуществления этих задач на местах – в волостях и уездах Оренбургской, Уфимской, Пермской, Вятской и Самарской губерний создавались местные шуро (советы) или «тюбяк-шуро», которые должны были организовать работу по выборам в Учредительное собрание и выдвижению делегатов на Всебашкирский учредительный съезд (III Всебашкирский учредительный курултай).
В октябре – начале ноября Башкирское центральное шуро провело уездные и волостные собрания или съезды башкир, предварительно назначив ответственных лиц по их организации. Съезды «тюбяк-шуро» обсуждали следующие вопросы: 1. Строительство тюбяк-шуро и определение их задач; 2. Назначение уполномоченных лиц для сбора налогов; 3. Создание на местах основ Башкирской автономной республики, провозглашение которой было намечено не позднее декабря 1917 года.
Таким образом, накануне Октябрьской революции возникло и действовало башкирское национальное движение, имеющее свой руководящий орган, чёткую программу, сумевшее установить тесную связь с населением. В этом, безусловно, была огромная заслуга З. Валиди и других лидеров башкирского движения, людей образованных, понимающих чаяния и мечты родного народа.9
Национальный вопрос и пути его решения обсуждались башкирскими курултаями (съездами) без какой-либо узкоклассовой и идеологической предвзятости, а как проблема, касающаяся национальных интересов всего башкирского народа. Руководители башкирского национального движения действовали с позиции активно выраженного национального самосознания и проявляли интерес к национальным нуждам и чаяниям народа, защищали его право на самоопределение, на самостоятельное этническое существование.
Борьба за автономию, за решение национального вопроса в целом объединила представителей различных слоёв башкирского населения, прежде всего интеллигенцию (З. Валиди, Ш. Манатов, М. Кулаев, Ю. Бикбов, И. Мутин, Ф. Тухватуллин, Ш. Бабич, Г. Иркабаев, братья Куватовы, братья Идельбаевы и др.), духовенства (С. Мрясов, Р. Фахретдинов, Ман. Халиков и др.), крестьян, рабочих, военнослужащих (Ф. Ахмедуллин, М. Муртазин, Г. Таган, А. Карамышев, братья Ишмурзины и др.). Участвовали в этом движении и выходцы из среды национальной буржуазии, в частности, отец и сын Курбангалеевы – крупные землевладельцы из Челябинского уезда. Они стояли на крайне правых, монархических позициях, и на этой почве происходили стычки и недоразумения между ними и лидерами башкирского национального движения.10
В
партийном отношении
Итоги объединения Малой Башкирии и Уфимской губернии рассматривались на III объединенном Всебашкирском съезде Советов республики (декабрь 1922 г.). На нем присутствовали 141 делегат с правом решающего и 30 — совещательного голоса. Среди делегатов с решающим голосом башкиры и татары составляли 61 человек, русские - 71 и представители других национальностей - 9.
Съезд
Советов законодательно закрепил изменения,
происшедшие в связи с
Съездом были избраны БашЦИК в составе 45 членов и 16 кандидатов, 5 кандидатов во В ЦИК и делегаты на X Всероссийский съезд Советов в количестве 26 человек. Среди них были Ш. Ф. Вахитов, А. И. Нухрат-Сухарева, И. X. Султанов и др., которые участвовали также и в работе I съезда Советов СССР.
На
I сессии Башкирского ЦИК избрали
его Президиум в составе 14 человек,
из них 7 башкир и татар, председателем
вновь был избран X. Кушаев; сформировали
Совет Народных Комиссаров во главе
с М. Халиковым и назначили народных комиссаров:
П. Зубарева - заместителем председателя
СНК и наркомом финансов, А. Адигамова
- наркомом просвещения, М. Адигамова -
наркомом Рабоче-Крестьянской инспекции,
С. Баширова - наркомом социального обеспечения,
А. Беляева -наркомом земледелия, А. Брагина
- начальником ЦСУ, В. Вторыгина - наркомом
продовольствия, Н. Воленберга - начальником
ОПТУ, И. Герасимова - наркомом юстиции,
Г. Куватова - наркомом здравоохранения,
М. Муравьева - наркомом труда, Н. Соколова
- наркомом внутренних дел, А. Терегулова
- военным комиссаром, Н. Чувашева - председателем
совнархоза.
Итак, образование Большой Башкирии привело
к объединению более 87 % башкир в рамках
единой республики, создало условия для
ликвидации экономического и культурного
неравенства трудящихся Советской Башкирии.
Также
съезд наметил конкретные меры по
восстановлению народного хозяйства
республики. Основное внимание съезд уделил
возрождению сельского хозяйства. Была
поставлена задача закупить побольше
лошадей, сельскохозяйственных машин
и орудий, всячески расширять посевные
площади. 11
4.
Принятие первых кодексов БАССР
29 марта 1923 года был утвержден первый Земельный кодекс БАССР, сыгравший важную роль в упорядочении земельных отношений в республике.
В истории Башкортостана особое место принадлежит крестьянству. Вплоть до начала 70-х годов прошлого века оно составляло большинство населения, поэтому аграрный вопрос всегда был и остается жизненно важным для республики. До революции земельные отношения в Башкортостане отличались большой запутанностью из-за длительной колонизации края и прибытия новых переселенцев из западных губерний России во время первой мировой войны. Революция усилила неустойчивость землепользования. В Уфимской губернии уравнительный раздел земли коснулся не только нетрудовых владений, но и земель крестьян - был произведен так называемый "черный передел", когда все надельные, конфискованные, арендованные земли были объединены в единый фонд, который затем делился между крестьянами. И передел этот был стихийным. Не было принято во внимание качественное различие земли, особенности хозяйственного уклада башкирского населения, занимавшегося в основном скотоводством, способность отдельных хозяйств обрабатывать свои наделы. В отчете Наркомата земледелия III Всебашкирскому съезду Советов в 1922 году отмечалось, что "распределение земель... прошло большей частью стихийно, нередко нося характер простых захватов... революционная стихия не дала удовлетворительного разрешения земельного вопроса: одни из граждан ничего не получили, хотя и были малоземельны; другие потеряли часть своих земель, несмотря на то, что считали свои хозяйства трудовыми". Все это привело к еще большей запутанности земельных отношений. Серьезные изменения произошли и в землепользовании: увеличилось дальноземелье, вклинивание, межселенная чересполосица, еще более запутанными стали правовые нормы землевладения. Больше стало спорных вопросов между деревнями, башкирским и русским населением. Потому что во время Гражданской войны и голода значительная часть башкирских земель перешла к русским переселенцам. 12
В
январе 1922 года Центральный Комитет
РКП(б) в директиве, направленной Башкирской
партийной организации, дал указание о
проведении общего землеустройства в
республике, о запрещении самовольных
захватов башкирских земель. После этого
было издано три приказа БашЦИКа по земельному
вопросу, направленных против самовольных
захватов земель. А в июне 1922 года Федеральный
комитет по земельному делу при Наркомземе
РСФСР принял постановление об обеспечении
устойчивости прав трудового землепользования
в Башкирии, строго запрещавшее самовольные
захваты каких бы то ни было земель в Башкирии.
Упорядочение земельных отношений становилось
важнейшим условием восстановления и
развития сельского хозяйства республики.
Важнейшую роль в этом сыграл Земельный
кодекс БАССР, разработанный на основе
Земельного кодекса РСФСР. 12 декабря 1922
года его одобрил III Всебашкирский съезд
Советов. 29 марта 1923 года первый Земельный
кодекс республики утвердил ВЦИК. Из 226
статей российского Земельного кодекса
около 200 вошли в республиканский кодекс
практически без изменений, в остальные
были внесены поправки и дополнения с
учетом местных условий. Кодекс устанавливал,
что заведывание всем государственнным
земельным фондом в республике осуществляет
БашЦИК. Предусматривалось первоочередное
наделение землей, при прочих равных условиях,
башкирских трудящихся. За трудовым земледельческим
и скотоводческим населением закреплялось
на постоянное пользование все то количество
земли, которое находилось к этому времени
в фактическом трудовом и законном пользовании
волостей, селений и сельскохозяйственных
объединений. Так разрешался один из острых
вопросов о нормах землепользования башкирского
скотоводческого населения. В то же время
за крестьянами закреплялись и земли,
полученные в порядке уравнительного
распределения и отведенные коммунам
и артелям в ходе социалистического землеустройства.
Специальной статьей разрешалась сдача
земель в трудовую аренду. Запрещалось
постоянное пользование землей одновременно
в Башкирской республике и за ее пределами.
Этим был ликвидирован один из источников
земельных конфликтов в Башкортостане. 13
Однако
Кодекс не мог предусмотреть все особенности
земельных отношений в республике. Поэтому
потребовалось издание дополнительных
положений и инструкций в развитие отдельных
статей Кодекса. Для упорядочения землепользования
в горно-лесных земледельческих и скотоводческих
районах республики в сентябре 1924 года
был издан циркуляр, закрепивший за обществами
горно-лесных районов в бесспорное фактическое
пользование пахотные и сенокосные угодья,
а также кочевки и тебеневки. Пастьба скота
допускалась в лесах государственного
значения без ограничений при условии,
что не будут нарушаться правила об охране
лесов.
В условиях Башкортостана большое значение
имело и упорядочение пользования лесами,
которые занимали 42 процента его территории,
а в отдельных кантонах под лесом находилось
до трех четвертей всей площади, и население
занималось преимущественно лесными промыслами.
Поэтому в развитие Земельного кодекса
БАССР был принят Лесной кодекс, выделены
государственный лесной фонд (63 процента
всей площади лесов), фонд для наделения
трудовых крестьянских хозяйств (12 процентов)
и леса местного значения (19 процентов).
Для разрешения земельных споров были
созданы земельные комиссии, которые за
время своей работы (до 1929 года) рассмотрели
около 80 тысяч дел.
Информация о работе Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР