Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:52, контрольная работа

Описание

Цель работы – рассмотрение основных вех в истории становления Башкирской АССР.
Задачи:
-изучить правовые составляющие;
-рассмотреть территориальные составляющие;
-проанализировать административные составляющие;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Система органов государственной власти и управления по «Соглашению о советской автономии Башкирии» и первым дикретом Советской власти…….5
2. Расширение границ БАССР, создание «Большой Башкирии»………………9
3. III Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР……20
4. Принятие первых кодексов БАССР………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

башкортостан.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

      К середине 20-х годов в республике завершилась работа по созданию земельного законодательства. На его основе малоземельным крестьянам стали дополнительно выделяться земли из госфонда. С 1923 по 1926 год в трудовое пользование было передано свыше 109 тысяч десятин земли, для наделения трудовых хозяйств выделено 679 тысяч десятин леса и отведено 978 тысяч десятин лесов местного значения. Ускорились землеустроительные работы. Все это подготовило, начиная с 1926 года, переход к сплошному землеустройству в республике.

      В начале 70-х гг. высшее партийное и государственное руководство решило, что настала пора для принятия новой Конституции. Считалось, что в нашей стране решены задачи строительства развитого социализма и трудящиеся приступили к "решению задач коммунистического строительства". 7 октября 1977 г. была принята новая Конституция СССР и этот день был объявлен всенародным праздником. 

      30 мая 1978 года, внеочередная VIII сессия  Верховного Совета Башкирской  АССР приняла третью по счету  Конституцию Башкортостана.  
Этому предшествовала большая подготовительная работа. Еще в июне 1977 года Верховный Совет республики образовал Комиссию по подготовке проекта Конституции. Проработав около года, она в начале мая 1978 года внесла проект нового Основного Закона на рассмотрение Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, после чего он был опубликован в средствах массовой информации для всенародного обсуждения. Проект широко обсуждался на собраниях трудовых коллективов предприятий, учреждений, в учебных заведениях, на собраниях граждан по месту жительства, в печати, по телевидению и радио. Всего было проведено более восемнадцати тысяч таких собраний, в которых приняло участие около двух миллионов человек. Ими были инициированы свыше 78 тысяч предложений и замечаний. 

      В статье 6 Конституции БАССР, как и в Конституциях СССР и РСФСР было записано: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы государственных и общественных организаций является КПСС". Конституция 1978 года повторяла все ключевые положения так называемой "брежневской" Конституции СССР, принятой в октябре 1977 года и мало чем отличалась от конституций других автономных республик. Многие ее положения оставались декларативными и не подкреплялись политическими, организационными, правовыми и материальными средствами. Вместе с тем Конституция Башкирской АССР значительно укрепила политико-правовое положение автономной республики, существенно расширила ее компетенцию. В отличие от прежней конституционной практики Башкирская АССР стала теперь сама устанавливать свои полномочия в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Конституцию Башкирской АССР уже не требовалось утверждать федеральным органам власти. 

      Сохраняя  преемственность Конституции 1937 года, новая Конституция сделала заметный шаг вперед, закрепив новые права и свободы человека и гражданина: право на жилище, на пользование достижениями культуры, право на защиту семьи, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных организаций, на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей, свободу научного и художественного творчества. В отличие от ранее действовавшего конституционного законодательства в Основном Законе 1978 года были значительно расширены возможности Башкирской АССР в решении вопросов социально-экономического развития. В ее полномочия вошли разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития республики, руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, народным образованием и здравоохранением. Тем самым Башкирская АССР обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории. Исключительно важно то, что в этой Конституции Башкирской АССР получили более полное закрепление народовластие через Советы народных депутатов, подотчетность и подконтрольность Советов всех уровней, были легализованы принципы законности и правопорядка, введена отдельная глава, посвященная социальному развитию и культуре. 

      В связи с начавшимися с середины 80-х годов процессами реформирования политической и экономической жизни общества, провозглашением Декларации о государственном суверенитете Башкортостана, заключением Федеративного договора и принятием новых законодательных актов на российском уровне в Конституцию республики 1978 года несколько раз вносились изменения и дополнения. Была исключена норма о руководящей роли коммунистической партии. Впервые в Конституции был закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Устанавливалась система местного самоуправления. 

      Отметим, что Конституция БАССР 1978 года базировалась на социалистической идеологии, принципах  права наций на самоопределение, демократического централизма как  ленинском принципе национально-государственного строительства. Они предопределяли полное соответствие Конституции БАССР Конституциям СССР и РСФСР. 

      Конституция БАССР 1978 года содержала немалый  демократический потенциал: в статье 2 утверждалось полновластие народа, которое  осуществлялось через Совет народных депутатов; в ней по сравнению с Конституцией 1937 года почти в два раза выросло число статей о правах и свободах граждан. На ограничение административного произвола была направлена статья 52, предоставляющая право гражданам БАССР обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. В случаях нарушения закона или превышения своих полномочий, действия должностных лиц могли быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. Однако из-за отсутствия соответствующего закона данная норма не работала. Положительный заряд несли нормы, гарантирующие: 

      а) осуществление правосудия только судом; 

      б) коллегиальность и участие народных заседателей; 

      в) открытое разбирательство; 

      г) презумпцию невиновности; 

      д) ведение судопроизводства на башкирском или русском языке или на языке большинства населения данной местности (статьи 140, 143, 146, 148, 149). 14

      Таким образом, Конституция БАССР 1978 года гарантировала права и свободы  гражданина, провозглашала законность как принцип осуществления власти. Однако поскольку она не являлась законом прямого действия, суды не могли применять ее нормы при обращении граждан за защитой продекларированных в Конституции БАССР прав. К примеру, не работало положение статьи 52 Конституции БАССР, согласно которому граждане БАССР имели право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Участники экологического движения в БАССР не могли в конце 80-х годов зарегистрировать в органах государственной власти созданную общественную организацию, призванную заниматься проблемами охраны природы, в целях получения права юридического лица, хотя в соответствии со статьей 45 Конституции БАССР право на это гарантировалось.

      Государственные органы и суды отказывались принимать заявления, ссылаясь на отсутствие специального закона, к тому же Башкирский обком КПСС категорически запрещал рассмотрение подобных заявлений. Поэтому в годы перестройки активно функционировали объединения граждан, получивших название «неформалы», поскольку не могли зарегистрироваться и получить права «юридического лица». 

      Скептически воспринималось положение о том, что "КПСС существует для народа и служит народу". Хотя в новой  Конституции БАССР были отдельные статьи о расширении ее политико-правового положения, на деле республика по-прежнему била лишена элементарной политической и экономической самостоятельности. Прежняя тоталитарно-бюрократическая система управления республикой сверху осталась без изменения. Даже самый незначительный вопрос решался в республике с ведома и согласия Москвы. Сохранилась суть сталинской избирательной системы с ее вопиющим формализмом порядка проведения выборов. Так, в бюллетень голосования вносилась, как и раньше, лишь одна кандидатура, при том заранее определенная партийными организациями. 

      Впервые в Конституции СССР 1977 года и Конституции  РСФСР 1978 года закреплено право автономных республик участвовать в решении  вопросов, отнесенных к ведению СССР: из каждой автономной республики избирается по одному заместителю Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Закреплялось право законодательной инициативы, то есть право внесения в Верховный Совет БАССР предложений о принятии, дополнении, изменении законов. Данным правом обладали Президиум Верховного Совета, Совет Министров БАССР, депутаты, постоянные комиссии Верховного Совета, Верховный Суд БАССР, прокурор республики. 

      Исключительно важную роль в осуществлении конституционных  полномочий автономной республики имеют  высшие государственные органы. В  разделе V «Высшие органы государственной власти и управления Башкирской АССР» заключены нормы, регулирующие деятельность названных органов. Глава 11 этого раздела посвящена Верховному Совету Башкирской АССР. 

      Установлено, что в Башкирской АССР высшим органом  государственной власти является Верховный Совет Башкирской АССР, который правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Башкирской ССР к ведению республики. 

      Принятие  Конституции Башкирской АССР, внесение в нее изменений; утверждение  государственных планов экономического и социального развития и государственного бюджета Башкирской АССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Башкирской АССР. 15

      Законы  Башкирской АССР принимаются Верховным Советом Башкирской АССР. 

      Верховный Совет Башкирской АССР состоит из 280 депутатов, избираемых по избирательным  округам с равной численностью населения. Верховный Совет Башкирской АССР по представлению избираемой им Мандатной  комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодаельства о выборах—о признании выборов отдельных депутатов недействительными. 

      Тем не менее Конституция БАССР 1978 года, как и все советские конституции  той эпохи, обладала большим демократическим потенциалом. Конституция республики 1978 года с внесенными изменениями и дополнениями действовала до 6 января 1994 года, то есть до официального опубликования вновь принятой 24 декабря 1993 года Конституции Республики Башкортостан. Она, по сути, была первым Основным Законом суверенного Башкортостана, позволившим на начальном этапе осуществлять формирование республиканской государственности, создание собственной системы государственных органов, развитие качественно новой правовой базы. Не будет преувеличением сказать, что Основной Закон Башкирской АССР 1978 года стал фундаментом для принятия Конституции Республики Башкортостан 1993 года. 

      Несмотря  на перегруженность определенными  идеологическими догмами, Конституция  БАССР 1978 года сыграла заметную роль в развитии республики. 

      В военное время установленными нормами  советского государственного права (прежде всего Конституцией СССР 1936 г.). основы общественного и государственного строя, положение личности с государстве, принципы организации и деятельности системы органов оставались незыблемыми. Вместе с тем в условиях войны были внесены изменения в структуру государственных органов. Направленным решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 30 июня 1941 образован Государственный комитет обороны (ГКО), который сосредоточил всю полноту власти в государстве. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941г. “О военном положении”, в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечении общественного порядка и государственной безопасности принадлежала военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений. Определенных изменениям подверглись также нормы государственного права, регулирующие образование и деятельность Советов народных депутатов трудящихся, их исполнительно-распорядительных органов. 16

      Советское гражданское право не претерпело существенных изменений. 

      Управление  имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских граждан. Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. За военнослужащими, призванными в действующую армию, сохранялась жилая площадь, квартирная плата за пользование жилым помещением не взималась. Для членов семей военнослужащих был установлен льготный размер квартирной платы. 

Информация о работе Всебашкирский съезд Советов и организация управления БАССР