Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, реферат
Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII в. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. Вступившие в стадию своего разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории
И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах. Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского общества в России.
[править]
Екатерина и учебные
заведения
В мае 1764 г. было основано
первое в России учебное заведение
для девочек - Смольный институт благородных
девиц. Следом открылся Новодевичий
институт для воспитания мещанских
девиц. Вскоре Екатерина II обратила внимание
на Сухопутный шляхетский корпус, и
в 1766 г. был принят его новый устав.
Разрабатывая Указ «Учреждений для
управления губерний Всероссийской
империи»[34] в 1775 г., Екатерина II активно
приступила к разрешению проблем
в образовании. Обязанность открывать
училища губернского и уездного
уровня ею была возложена на приказы
общественного призрения. В 1780 г. Екатерина
совершила инспекционную
[править]
Екатерина — литератор и издатель
Портрет работы Лампи
Старшего, 1793
Екатерина принадлежала
к немногочисленному числу
Она обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений — записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка» (1771—1772), эссе и т. п., участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшиемся с 1769 года. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».
[править]
Екатерина — меценат и коллекционер Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь
проекту, написав этот раздел.
[править]
Развитие культуры
и искусства
Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером[36], Дидро, д'Аламбером. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи. Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.
[править]
Двор времён Екатерины II Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь
проекту, написав этот раздел.
[править]
Особенности личной жизни
Основная статья: Список мужчин Екатерины II
Портрет принцессы
Анхальт-Цербстской, будущей Екатерины
II
Екатерина была брюнеткой
среднего роста. Она совмещала в
себе высокий интеллект, образованность,
государственную мудрость и приверженность
к «свободной любви».
Екатерина известна своими связями с многочисленными любовниками, число которых (по списку авторитетного екатериноведа П. И. Бартенева) достигает 23. Самыми известными из них были Сергей Салтыков, Г. Г. Орлов (впоследствии граф), конной гвардии поручик Васильчиков, Г. А. Потёмкин (впоследствии князь), гусар Зорич, Ланской, последним фаворитом был корнет Платон Зубов, ставший графом Российской империи и генералом. С Потёмкиным, по некоторым данным, Екатерина была тайно обвенчана (1775, см. Свадьба Екатерины II и Потёмкина). После 1762 она планировала брак с Орловым, однако по советам приближённых отказалась от этой идеи.
Екатерина II на прогулке
в Царскосельском парке. Картина
художника Владимира
Стоит отметить, что
«разврат» Екатерины был не таким
уж скандальным явлением на фоне общей
распущенности нравов XVIII столетия.
Большинство королей (за исключением,
пожалуй, Фридриха Великого, Людовика
XVI и Карла XII) имели многочисленных
любовниц. Фавориты Екатерины (за исключением
Потёмкина, обладавшего государственными
способностями) не оказывали влияния
на политику. Тем не менее институт
фаворитизма отрицательно действовал
на высшее дворянство, которое искало
выгод через лесть новому фавориту,
пыталось провести в любовники к
государыне «своего человека» и
т. п.
У Екатерины было двое сыновей: Павел Петрович (1754) (подозревают, что его отцом был Сергей Салтыков) и Алексей Бобринский (1762 — сын Григория Орлова) и две дочери: умершая во младенчестве великая княжна Анна Петровна (1757—1759, возможно, дочь будущего короля Польши Станислава Понятовского) и Елизавета Григорьевна Тёмкина (1775 — дочь Потёмкина).
[править]
Знаменитые деятели екатерининской эпохи
Основная статья:
Памятник Екатерине II (Санкт-Петербург)
Правление Екатерины II характеризовалась плодотворной деятельностью выдающихся русских учёных, дипломатов, военных, государственных деятелей, деятелей культуры и искусства. В 1873 году в Санкт-Петербурге в сквере перед Александринским театром (ныне площадь Островского) был установлен внушительный многофигурный памятник Екатерине, выполненный по проекту М. О. Микешина скульпторами А. М. Опекушиным и М. А. Чижовым и архитекторами В. А. Шретером и Д. И. Гриммом. Подножье монумента состоит из скульптурной композиции, персонажи которой — выдающиеся личности екатерининской эпохи и сподвижники императрицы:
Григорий Александрович Потёмкин-Таврический
Александр Васильевич Суворов
Петр Александрович Румянцев
Александр Андреевич Безбородко
Александр Алексеевич Вяземский
Иван Иванович Бецкой
Василий Яковлевич Чичагов
Алексей Григорьевич Орлов
Гавриил Романович Державин
Екатерина Романовна
Воронцова-Дашкова
Также см. Памятник Екатерине II (Санкт-Петербург). Кроме перечисленных, отмечают таких известных деятелей эпохи, как:
Михаил Васильевич Ломоносов
Леонард Эйлер
Джакомо Кваренги
Василий Баженов
Жан Батист Валлен-Деламот
Н. А. Львов
Иван Кулибин
Матвей Казаков
[править]
Екатерина в искусстве
[править]
В кино
«Государыня и разбойник», (2009). В роли Екатерины – Алена Ивченко.
«Мушкетёры Екатерины», (2007). В роли Екатерины — Алла Одинг
«Тайна Маэстро», (2007). В роли Екатерины — Олеся Жураковская
«Пером и шпагой», (2007). В роли Екатерины — Александра Куликова
«Фаворит (телесериал)», (2005). В роли Екатерины — Наталья Суркова
«Catherine the Great», (2005). В роли Екатерины — Эмили Бруни
«Емельян Пугачев (фильм)», (1977); «Золотой век», 2003. В роли Екатерины — Вия Артмане
«Русский ковчег», (2002). В роли Екатерины — Мария Кузнецова, Наталья Никуленко
«Русский бунт», (2000). В роли Екатерины — Ольга Антонова
«Графиня Шереметева», (1988); «Вечера на хуторе близ Диканьки», (2002). В роли Екатерины — Лидия Федосеева-Шукшина.
«Catherine the Great», 1995. В роли Екатерины — Кэтрин Зета-Джонс
«Молодая Екатерина» («Young Catherine»), 1991. В роли Екатерины — Джулия Ормонд
«Анекдотиада», (1993). В роли Екатерины — Ирина Муравьева
«Виват, гардемарины!», (1991); «Гардемарины-3», (1992). В роли Екатерины — Кристина Орбакайте
«Царская охота», (1990). В роли Екатерины — Светлана Крючкова.
«Сны о России». В роли Екатерины — Марина Влади
«Капитанская дочка», (1978). В роли Екатерины — Наталья Гундарева
«Россия», Англия, (1986). В роли - Валентина Азовская.
«Михайло Ломоносов», 1986. В роли Екатерины — Катрин Кохв
«Meeting of Minds» (телесериал, США), 1977. В роли Екатерины — Джейн Медоуз.
«Münchhausen», 1943. В роли
Екатерины — Бригитта Хорни.
звёзды чёрно-белого кино:
«Great Catherine», 1968. В роли Екатерины — Жанна Моро
«Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961. В роли Екатерины — Зоя Василькова.
«John Paul Jones», 1959. В роли Екатерины — Бэтт Дэвис
«Адмирал Ушаков», 1953. В роли Екатерины — Ольга Жизнева.
«A Royal Scandal», 1945. В роли Екатерины — Таллула Бэнкхэд.
«The Scarlet Empress», 1934. Гл. роль — Марлен Дитрих
«Forbidden Paradise», 1924. В роли Екатерины — Пола Негри
«Каприз Екатерины П», 1927, УССР. В роли Екатерины — В.Аргутинская
[править]
В театре
«Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен империи», 2008. В роли Екатерины — народная артистка России Нина Шамбер
[править]
В литературе
Б. Шоу. «Великая Екатерина»
В. Н. Иванов. «Императрица Фике»
В. С. Пикуль. «Фаворит»
В. С. Пикуль. «Пером и шпагой»
Борис Акунин. «Внеклассное чтение»
Василий Аксёнов. «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Анри Труайя. «Екатерина Великая»
Симашко, Морис Давидович "Семирамида"
[править]
Памятники Екатерине
Санкт-Петербург
Одесса
Краснодар
Севастополь
Тирасполь
В 1873 году памятник Екатерине II открыт на Александринской площади в Санкт-Петербурге (см. раздел Знаменитые деятели екатерининской эпохи).
В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Екатерины II.
В 1907 году памятник Екатерине II открыт в Екатеринодаре (простоял до 1920 года, был восстановлен 8 сентября 2006 года)[37].
В Москве перед зданием Студии военных художников имени М.Б.Грекова (ул. Советской Армии, 4) был открыт памятник Екатерине II, представляющий собой бронзовую статую Императрицы на постаменте.
В 2002 году в основанном Екатериной II Новоржеве, был открыт памятник в её честь [38].
В 2007 году, в городе Вышний Волочек был открыт памятник Екатерине II; скульптор Ю. В. Злотя.
27 октября 2007 года памятники Екатерине II были открыты в Одессе и Тирасполе.
15 мая 2008 года открыт памятник Екатерине II в Севастополе [39].
14 сентября 2008 года
открыт памятник Екатерине II Великой
в Подольске. На памятнике
Информация о работе XVIII век. Послепетровский период истории России