XVIII век. Послепетровский период истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:13, реферат

Описание

Реформы Петра I оказали серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. В XVIII в. в России наблюдается (хотя и в начальной стадии) процесс разложения крепостнических и формирования капиталистических отношений. Социально-экономическое развитие России проходило крайне сложно и противоречиво. Вступившие в стадию своего разложения крепостнические отношения не только оставались господствующими, но и распространялись на новые территории

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 156.07 Кб (Скачать документ)

7 июля 2010 памятник  Екатерине Великой установлен  на востоке Германии в городе  Цербст.

[править]

Екатерина на монетах  и банкнотах 

Золотая полтина  для дворцового обихода с профилем Екатерины II. 1777  

Золотые 2 рубля для  дворцового обихода с профилем Екатерины II, 1785  

Имперская российская монета 10 рублей с портретом Екатерины II, 1766 год 

 

Екатерина Великая  на катеньке — царской сторублёвке 1898 и 1910 г.  

Екатерина на пятистах приднестровских рублях 2004

[править]

Память 

В 1778 году Екатерина  составила для себя следующую  шутливую эпитафию (пер. с фр.):

Здесь погребена

Екатерина Вторая, рождённая  в Штеттине

21 апреля 1729 года.

Она провела 44 года в  России, и вышла

Там замуж за Петра III.

Четырнадцати лет  от роду

Она составила тройной  проект — нравиться

Супругу, Елизавете I и народу.

Она пользовалась всем для достижения в этом успеха.

Восемнадцать лет  скуки и уединения заставили  ее прочесть много книг.

Вступив на русский  престол, она стремилась к добру,

Желала доставить  своим подданным счастье, свободу  и собственность.

Она легко прощала  и не питала ни к кому ненависти.

Снисходительная, любившая непринужденность в жизни, весёлая  от природы, с душой республиканки

И добрым сердцем  — она имела друзей.

Труд для нее  был легок,

В обществе и словесных  науках она

Находила удовольствие.

[править]

Интересные факты Проверить информацию.

Необходимо проверить  точность фактов и достоверность  сведений, изложенных в этой статье.

На странице обсуждения должны быть пояснения.  

Екатерина, для которой  русский язык не являлся первым, делала четыре ошибки в слове из трёх букв. Вместо «ещё» она писала «исчо».[41] 

Павел I

[править]

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками  и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2011; проверки требуют 63 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Павел I. Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности. 

      Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Статью следует  исправить согласно стилистическим правилам Википедии. 

Павел I 

      9-й  император всероссийский 

6 (17) ноября 1796 — 12 (24) марта 1801

Коронация: 5 (16) апреля 1797

Предшественник: Екатерина II

Преемник: Александр I

 

Рождение: 20 сентября (1 октября) 1754

Санкт-Петербург, Летний дворец Елизаветы Петровны

Смерть: 12 (24) марта 1801 (46 лет)

Санкт-Петербург, Михайловский замок

Похоронен: Петропавловский собор

Династия: Романовы

Отец: Пётр III

Мать: Екатерина II

Супруга: 1. Наталья Алексеевна (Вильгельмина Гессенская)

2. Мария Фёдоровна  (Доротея Вюртембергская)

Дети: (от Натальи Алексеевны): детей не было

(от Марии Федоровны)  сыновья: Александр I, Константин  Павлович, Николай I, Михаил Павлович

дочери: Александра Павловна, Елена Павловна, Мария  Павловна, Екатерина Павловна, Ольга  Павловна, Анна Павловна

 

Военная служба

Звание: генерал-адмирал

 

Автограф: 

 

Награды:     
 
 

Павел I на Викискладе 
 

Па́вел I (Па́вел Петро́вич; 20 сентября (1 октября) 1754, Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург  — 12 (24) марта 1801, Михайловский замок, Санкт-Петербург[1]) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, из императорского рода Романовых, Гольштейн-Готторп-Романовской  династии, сын Петра III Фёдоровича и  Екатерины II Алексеевны.Содержание  [убрать]

1 Детство, образование  и воспитание

2 Отношения с Екатериной II

3 Внутренняя политика

4 Внешняя политика 

4.1 Мальтийский орден

5 Заговор и смерть

6 Версии рождения  Павла I

7 Семья

8 Дети Марии Фёдоровны

9 Воинские звания  и титулы

10 Павел I в искусстве 

10.1 Литература

10.2 Кинематограф

11 Памятники Павлу  I

12 Примечания

13 См. также

14 Ссылки

15 Литература 

[править]

Детство, образование  и воспитание

 

Портрет великого князя  Павла Петровича в детстве (Рокотов  Ф. С.,1761).

 

Павел I Петрович (1777) 

Будущий Великий  князь Павел Петрович, а затем  и император Всероссийский Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы  Петровны. Впоследствии этот дворец был  разрушен, а на его месте построен Михайловский замок, в котором Павел  был убит 12 (24) марта 1801 года. 

27 сентября 1754 года, на девятом году замужества, у  Её Императорского Высочества  Великой Княгини Екатерины Алексеевны  наконец-то появился первенец. При  родах присутствовала Императрица  Елизавета Петровна, Великий Князь  Пётр Федорович (отец Павла)  и братья Шуваловы. Обмытого и  окропленного святой водой новорожденного  младенца Елизавета Петровна  тот час же взяла на руки  и вынесла в зал, чтобы показать  придворным будущего наследника. Императрица крестила младенца  и велела дать ему имя Павел.  Екатерина Алексеевна и Пётр  Федорович были полностью отстранены  от воспитания своего сына. 

Из-за превратностей  беспощадной политической борьбы Павел  был по сути лишён любви близких  ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его  восприятии мира. Но следует отдать должное Императрице Елизавете  Петровне, потому что она приказала  окружить его лучшими, по её представлениям, учителями. 

Первым воспитателем стал дипломат Ф. Д. Бехтеев, который  был одержим духом всяческих  уставов, четких приказаний, военной  дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении  впечатлительного мальчика, что все  так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме  солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Он стал печатать небольшую газету, в которой рассказывал обо  всех, даже самых незначительных поступках  Павла. 

Рождение Павла  нашло отражение во множестве  од, написанных тогдашними стихотворцами. 

В 1760 году Елизавета  Петровна назначила нового руководителя образования юного принца, предписав  основные параметры обучения в своей  инструкции[2]. Им стал, по её выбору, граф Никита Иванович Панин. Это был сорокадвухлетний человек, занимавший при дворе весьма заметное положение. Обладая обширными  познаниями, он перед этим был несколько  лет на дипломатической карьере  в Дании и Швеции, где сформировалось его мировоззрение. Имея весьма тесные контакты с масонами, он усвоил идеи Просвещения и даже стал сторонником  конституционной монархии, по образцу  Швеции. Его брат, генерал Петр Иванович, был великим поместным мастером масонского ордена в России. 

Никита Иванович Панин подошёл к проблеме основательно. Он обозначил весьма обширный круг тем и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться  цесаревич.[3]. Возможно, что в соответствии с его рекомендациями были назначены  ряд учителей «предметников». 

Среди них — закон  божий (митр. Платон), естественная история (С. А. Порошин), танцы (Гранже), музыка (Дж. Миллико) и др. Начавшись ещё во времена Елизаветы Петровны занятия  не прекращались ни в краткое правление  Петра III, ни при Екатерине II. 

На атмосферу воспитания Павла Петровича существенное влияние  оказывало его окружение. Среди  гостей, посещавших цесаревича, можно  видеть целый ряд образованных людей  своего времени, например, Г. Теплова. Напротив, общение со сверстниками достаточно ограничено. Круг их — дети лучших фамилий (Куракины, Строгановы), сфера контактов, в основном — репетиция маскарадных  выходов. 

Как и всякий ребенок  своего возраста, к занятиям Павел  относился с известной прохладцей, предпочитал игры. Однако, тесные и  регулярные отношения с учителями, под постоянным контролем Панина (к которому принц относился с  известной опаской), не оставляли  места для изъянов в его  образовании. Он много читал. Помимо литературы исторического характера, читал Сумарокова, Ломоносова, Державина, Расина, Корнеля, Мольера, Сервантеса, Вольтера и Руссо. Владел латынью, французским  и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом  образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время. 

Один из младших  наставников Павла, Семен Андреевич  Порошин[4], вёл дневник (1764—1765 гг.), ставший  впоследствии ценным историческим источником по истории двора и для изучения личности цесаревича.[5] 

Уже в юные годы Павла  стала занимать идея рыцарства, идея чести и славы. 23 февраля 1765 года Порошин записал: «Читал я Его  Высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил  он, потом, забавляться и, привязав к  кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским»[6]. Впоследствии, некоторая идеализация  реалий и тяготение к внешней  рыцарской символике сыграли  важную роль во времена его правления (проект дуэли с Наполеоном[7], приют  разорившимся мальтийским рыцарям  и проч.). 

А в военной доктрине, представленной в 20-летнем возрасте матери, которая была к тому времени уже  Императрицей Всероссийской, он отказывался  от ведения наступательной войны, объяснял свою идею необходимостью соблюдать  принцип разумной достаточности, при  этом все усилия Империи должны быть направлены на создание внутреннего  порядка. 

Духовником и наставником  Царевича был один из лучших русских  проповедников и богословов, архимандрит, а впоследствии — митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому  труду и наставлениям в законе Божием Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко  верующим, истинно православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый  коленями Павла Петровича во время  его долгих ночных молитв. 

Традиционным этапом обыкновенно завершающим образование  в России XVIII века было заграничное  путешествие. Подобный же вояж был предпринят в 1782 г. молодым тогда цесаревичем  вместе с его второй женой. Путешествие, явно ознакомительно-развлекательное, без особой политической подоплеки  — «инкогнито», то есть неофициальное, без долженствующих приемов и  ритуальных встреч, под именами графа  и графини Северных (дю Нор)[8]. 

Таким образом, мы можем  заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил  блестящее образование, имел широкий  кругозор и уже тогда пришёл к  рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в  его дальнейшей политике, в его  идеях и поступках в период, когда он стал императором.

[править]

Отношения с Екатериной II 

Сразу после рождения Павел был отселён от матери. Екатерина  могла видеть его очень редко  и только с разрешения императрицы[9]. Когда Павлу было восемь лет, его  мать, Екатерина, опираясь на гвардию, провела переворот, в ходе которого отец Павла, император Пётр III умер при  невыясненных обстоятельствах. На престол  должен был взойти Павел. 

Информация о работе XVIII век. Послепетровский период истории России