Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:25, реферат
Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза.
Западно-
Казахстанский государственный
университет им. М. Утемисова
Реферат
на тему: «Жизнь
и творчество просветителей
Казахстана второй половины XIX
века»
Выполнила: студентка гр. 304112
Жаксылыкова А.
Проверила:
магистр,Айбекова А.Ю.
Уральск,2012г
Введение
Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.
В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. 1
Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.
Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.
Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.
Чокан
Валиханов, отвергая мусульманское
просвещение как религиозный
дурман, призывал казахов принять
передовую русскую культуру, русское
образование. «Мусульманские законы, -
писал он, никогда не были приняты
казахами и были введены в степь
путем правительственной
Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно»3.
Абай
Кунанбаев также неустанно
Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»5.
В
этих высказываниях четко выражена
одна мысль: несмотря на варварские, грабительские
методы колонизаторской политики царизма,
присоединение Казахстана к России,
имело, безусловно, прогрессивное значение.
Чокан Чингисович Валиханов – единственный из казахов ученых, получивших в XIX в. Мировое призвание, прожил короткую, но яркую жизнь. Известный ориенталист Н.И. Веселовский, издавший впервые в 1904г. труды Ч.Валиханова, видел в его преждевременной смерти невосполнимую потерю для востоковедения: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд»6
Однако
и то, что Чокан успел сделать
за свою короткую жизнь, как справедливо
писал академик М.Х.Маргулан, вызывает
преклонение перед его
Чокан Валиханов обогатил науку ценными исследованиями по истории,, этнографии, культуре, экономике и физической географии Казахстана, Киргизии, Средней Азии, Южной Сибири и Восточного Туркестана.
Чокан Валиханов любил свой народ и был им любим, как никто другой. Ф.Р. Остен- Сакен с глубоким убеждением отличал: «Валиханов…должен, по всей справедливости, быть назван весьма замечательной личностью».8
Но,
как это засвидетельствовали
в своих воспоминаниях Г.Н.
Он заслуженно пользовался также славой мужественного борца против формализма, рутины, средневекового застоя и выдающегося мыслителя, внесшего бесценный вклад в передовую философскую и социально- политическую мысль смутного и полного противоречий своего времени.
Родословное древо его уходило корнями в глубь столетий. Он был потомком Чингиса, вернее, его старшего сына Джучи. Прадедом Чокана был Аблай-хан, вождь Средней кайсацкой орды. От брака Аблая с каракалпакской Сайман родилось много сыновей; из них известен Вам, последний хан Средней орды, родной дед Чокана.
Мухаммед-Ханафия Валиханов, более известный по прозвищу Чокан, родился в 1835г. близ берегов большого озера Кушмурун, в верховьях Тобола.9 Отей Чокана, султан Чингис Валиев, был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы.
Чингис,
отец Чокана, покровительствовал певцам
и музыкантам степи, собирал образцы
народного творчества. Он поддерживал
знакомство с просвещенными
До
12 лет Чокан учился в частной
школе и был знаком с мусульманским
религиозным учением. Здесь он научился
читать и понимать восточную поэзию,
любовь к которой сохранил на всю
жизнь. Чокан «был человек с поэтической
душой и восточным
В 1847 г. двадцатилетний Чокан Валиханов сидел в квартире В.И. Дабилинский с удивлением смотрел на карандаш в руках смуглого мальчика. Чокан быстро зарисовал вид Омска. Толмач пограничного начальника был единственным собеседником мальчика – тогда он не знал ни слова по- русски.11
Осенью 1847 года12 Чокана отдают в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение являлось одним из лучших в Сибири, укомплектованное высококвалифицированными учителями. Чокан попал в хорошие руки. Инспектор классов Омского кадетского корпуса Иван Викентьевич Ждан-Пушкин не раз говорил своим воспитанникам о том, что любовь к родине и есть религия, которую должен исповедовать каждый из них.
В
кадетском корпусе учащиеся получали
знания, кроме военных, по многим общеобразовательным
дисциплинам: географии, истории (России
и всеобщей), русской и западной
литературе, основам философии, зоологии
и ботанике, математике, геодезии, строительному
искусству и основам
Окружающая
среда, демократическое влияние
и выдающиеся способности Чокана
послужили стимулом для всестороннего
и быстрого его развития. Он прекрасно
овладел русским языком, а уже
к 14-15 годам кадетское начальство
начало на него смотреть как на будущего
исследователя- востоковеда. Чокан
прекрасно знал не только материал
программы корпуса, но постоянно
выискивал и зачитывался
«Однажды, стоя на берегу Иртыша, во дворе Омского корпуса,14тонкий, как озерная тростинка, мальчик указал на желто- голубые, бесконечные просторы и сказал, что он чокан, когда-нибудь достигнет еще неведомых рубежей, дойдет до небесных гор, совершит путешествие в страну, где проходил лишь один знаменитый путешественник – венецианец Марко Поло».
Круг
знакомых Чокана в период его пребывания
в Омске состоял из глубоко
культурных людей. Хорошо знавший Чокана
по выходу из кадетского корпуса, выпусник
Казанского университета С.Я. Капустин
писал о нем: «Чокан, на мой взгляд,
был привлекателен, скажу даже красив…
всякие черты его лица говорили в
его пользу, свидетельствовали о
доброте и мягкости. Все в нем
было крайне симпатично, тянуло к нему…
В чокане я встретил и нашел
всесторонне образованного
Неизгладимое впечатление произвела на Чокана встреча с выдающимся русским писателем Ф.М. Достоевским и его другом, борцом против царского самодержвия С.Ф. Дуровым, оба они, отбыв сроки каторжных работ и тюрьмы, находились под строгим налзором полиции
О дружеских отношениях , сохранившихся на Сю жизнь у Достоевского к Чокану Валиханову, свидетельствует ряд писем, написанных в разное время. Во всех письмах Ф.М. Достоевский, как старший брат и друг, давал полезные советы Чркану, призывал его служить родному народу.
В 1853 году Чокан,16 после оканчания кадетского корпуса, направляется на службу в Сибирское казачье войско.
Вскоре
его способности обратили на себя
внимание генерал – губернатора
Западной Сибири Гасфорта и в 1854 году
Чокан был назначен к нему адъютантом.
Новая должность
В следующем . 1855 году Чокан Валиханов сопровождает Гасфорта в поездке от Омска до Заилийского Алатау.
Эта
поездка послужила началом
Весной
1856 года в жизни будущего исследователя
Востока произошло
Информация о работе Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века