Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза.

Работа состоит из  1 файл

56.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)

    Под влиянием настоятельных советов  Ф.М. Достоевского и П.П. Семенова-Тян- Шанского Ч.Валиханов приступает к  энергичному сбору материала  по истории, этнографии, устному народному  творчеству казахов, их быта и культуры в целом. В результате в течение  сравнительно короткого времени из-под его пера выходит целый ряд замечательных статей и заметок, вызвавших огромный интерес широких кругов русской интелегенции18.

    Среди работ, написанных казахским ученым с начала 40-х до середины 50-х гг., особый интерес представляют такие, как «Предания и легенды большой  киргиз- кайсацкой орды», «Тенгри (Бог)» - о древних верованиях казахов, «  Образец причитаний», «Песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргиское родословие», «Исторические  предания о батырах XVIII века» и  др.19

    Летом 1856г.20 в составе экспедиции полковника М.М. Хаментовского Ч.Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык-Куль. Эта поездка оказалась для него весьма полезной. Он обогатился новыми знаниями, собрал бесценный материал о жизни киркизского народа, записал и впервые перевел на русский язык цикл сказаний из жемчужины киргизской устной поэмы. «Манас». Этот перевод получил в свое время восторженные отзывы известных востоковедов, не утратил он своего значения и по сей день.

    Во  время путешествия Ч.Валиханов  вел тщательные зписи своих наблюдений, которые были затем сведены им в единый «Дневник поездки на Иссык-Куль», оказавшийся, как впоследствии выяснилось, поистине бесценный научно- исследовательской  работой о различных сторонах киргизской общественной жизни. В своем  «Дневнике « автор не ограничивается систематизацией и анализом фактического материала. Он отразил в нем свои демократические убеждения, а также  передовые философские взгляды. Казахский просветитель выражал  постоянное сожаление по поводу того невежества и суеверий, которые господствовали в массе киргизского народа, и  с искренним сожалением описал бедственное  положение низших сословий киргизского  общества.

    По  возвращении из поездки Ч.Валиханов  подготовил обширную историко-этногрофическую  и социально-политическую работу под  названием «Записка о киргизах»

    Не  смотря на свою содержательность и  информационную ценность она не была опубликована при жизни автора и  увидела свет лишь в 1968г.21Помимо «Записки о киргизах» примерно в это же время им были подготовлены «Заметки по истории южно- сибирских племен». Кроме того, по итогам поездки осенью 1856г22 в город Кульджу он составил хронологический сборник «Западный край Китайской империи и город Кульджа (Дневник поездки в Кульджу 1856 года)» и др.

    Знаменательные  события в жизни Ч.Валиханова, принесшие ему мировую славу, произошли в 1858-1859 гг. Именно в это  время он, при активном содействии П.П. Семенова-Тян-Шанского и Русского географического общества, подготовил и совершил свое знаменитое путешествие  в Кашгар, загадочную и таинственную страну, когда со времени известного Марко Поло (1254-1323)23. Не ступала нога ни одного европейца. Попытка немца Адольора Шлагинвейта (1829-1857) проникнуть в Кашгар, предпринятая им как раз на кануне прибытия сюда Ч.Валиханова, закончилась трагически. Немецкий ученный был жестоко казнен калигарским хаджой. Отсеченная голова его венчала собой пирамиду, составленную из голов людей, умерщвленных по злой воле ходжи за различные повинности, в том

    По  возвращении из поездки Ч.Валиханов  подготовил обширную историко-этнографическую  и социально-политическую работу под  названием «Записка о киргизах». Несмотря на свою содержательность и  информационную ценность она не была опубликована при жизни автора и  увидела свет лишь в 1968 г.24 Помимо «Записки о киргизах» примерно в это же время им были подготовлены «Заметки по истории южно-сибирских племен». Кроме того, по итогам поездки осенью 1856 г.25 в город Кульджу он составил хронологический сборник «Западный край Китайской империи и город Кульджа (Дневник поездки в Кульджу 1856 года)» и др.

    Знаменательные  события в жизни Ч.Валиханова, принесшие ему мировую славу, произошли в 1958-1959 г.г. Именно в это время он, при активном содействии П.П.Семенова Тян-Шаньского и Русского географического общества, подготовил и совершил свое знаменитое путешествие в Кашгар, загадочную и таинственную страну, куда со времени известного Марка Поло (1254-1323)26 не ступала нога ни одного европейца. Попытка немца Адольфа Шлагинвейта (1829-1857) проникнуть в Кашгар, предпринятая им как раз накануне прибытия сюда Ч.Валиханова, им как раз накануне прибытия сюда Ч.Валиханова, закончилась трагически. Немецкий ученый был жестоко казнен кашгарским ходжой. Отсеченная голова его венчала собой пирамиду, составленную из голов людей, умерщвленных по злой воле ходжи за различные повинности, в том числе и безобидные. И в это суровое и смутное время казахский просветитель не только сумел под видом азиатского купца проникнуть на территорию Кашгарии, но и собрать богатейший материал по истории, географии, народонаселению, экономическому положению и политическому состоянию этого края. Пребывание в Кашгарии длилось без малого полгода (с 1 октября 1858 г. до середины марта 1859 г.) и потребовало от путешественника колоссального напряжения моральных и физических сил, проявления недюжинной энергии, мужества, находчивости и смекалки. И все эти качества он проявил в должной мере.

    Весной  1859 г.27Ч.Валиханов возвратился на родину, где его ждала новая нелегкая работа. Следовало обобщить собранные материалы и представить правительству подробный отчет о поездке. Ученые круги России тоже с нетерпением ждали новых научных сведений от казахского просветителя.

    После короткого отдыха в Омске и  в своей родной степи Ч.Валиханов  был вызван в Петербург. В столицу он прибыл к концу 1859 г., а уже весной 1860 г. вынужден был вернуться в степь в связи с тяжелой болезнью.28

    Время пребывания в Петербурге было едва ли не решающим этапом в процессе становлений  научных и общественно-политических взглядов Ч.Валиханова, формирования его  образа мыслей вообще. Конечно, это  не означает, что произошел какой-то перелом в его мировоззрении. К моменту приезда в российскую столицу казахский просветитель был уже зрелым ученым и общественным деятелем с вполне сложившимися демократическими и просветительскими убеждениями. Однако пребывание в Петербурге накануне буржуазной реформы 1861 г., когда политические страсти различных социальных сил русского общества достигли крайней остроты, естественно, сказалось на дальнейшей эволюции его социально-политических взглядов и его мировоззрении в целом, наложило глубокую печать на всю его дальнейшую практическую деятельность.

    Официально  Ч.Валиханов был прикомандирован  к департаменту Генерального штаба, с середины 1860 г. был зачислен также на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. Под надзором высокопоставленных чиновников этих ведомств он подготовил обширный отчет о своей поездке в Кашгар. Впоследствии этот отчет получил мировую известность под названием «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах».29 среди прочих трудов Ч.Валиханова она была опубликована. Н.И.Веселовским в 29 томе ИРГО в 1905 г. в Спб. Работа эта замечательна не только тем, что содержит богатейшие научные данные, не утратившие своего значения и по сей день, в ней автор развивает и углубляет свои прогрессивные политические взгляды и мировоззренческие принципы, которые поставили его в ряд выдающихся мыслителей России и всего мира.

    Петербургский период оказался для Ч.Валиханова ничем  незаменимым временем интенсивного изучения особенностей русской общественной жизни, освоения передовых идей демократической интеллигенции России, приобщения к научным поискам выдающихся русских ученых. Он оставил в душе казахского просветителя неизгладимый следи твердую веру в то, что казахи могут вырваться из цепей средневековой отсталости только путем освоения передовой русской культуры.

    К лету 1860 г.30 ввиду тяжелой болезни Ч.Валиханов вернулся в свою родную Степь. Болезнь надолго приковала его к постели. Но преодолевая все трудности, вставшие на его пути, он продолжал посилдьно трудиться над сбором материалов о жизни своего народа. Особый интерес он проявлял к произведениям устного народного творчества. В его юрте то и дело собирались известные казахские сказители, певцы, импровизаторы, из уст которых он записывал древние легенды, предания, сказки и другие произведения устного народного творчества. Насколько позволяло здоровье, он выходил в народ и даже стал принимать участие в политической борьбе. В 1862 г. Искренне желая показать на деле, какую пользу могут принести народу люди, воодушевленные идеей прогресса, он выдвинул свою кандидатуру на пост султан-правителя Атбасарского округа. Об этом он писал Ф.М.Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых киргизов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель».31 На выборах он одержал блестящую победу. Народ без всяких колебаний единодушно отдал свои голос за его кандидатуру, и это вопреки всем тем препятствиям и козням, которые чинили официальные власти против него во время предвыборной компании. Насмотря на жестокое поражение, которое он нанес своим соперникам на выборах, царские власти не утвердили его в должности султан-правителя. История с Атбасарскими выборами окончательно убедила казахского демократа в полной бессмысленности борьбы за справедливость и прогресс при том вопиющем невежестве и пассивности, которыми одержима вся масса общества, о чем он с сожалением писал своему другу – русскому поэту и демократу А.Н.Майкову.32

    Возмущенный произволом царских властей, невежеством  и лютой алчностью казахской  знати и чиновников колониальной администрации, господством вопиющей несправедливости в Степи, просветитель отправился в Омск, чтобы там сплотить вокруг себя прогрессивных людей  и дать решительный бой реакции.

    Наряду  с этим он развернул широкую политическую деятельность, в короткое время, с 1862 по начало 1865 г.г., он написал целый ряд превосходных работ, в которых подверг беспощадной критике идеологию и политику эксплуататорских классов. Среди них осбой ценностью отличаются такие, как «Следы шаманства у киргизов» (1862), «Записка о судебной реформе» (1864), «О мусульманстве в степи» (1864), «О кочевках киргиз» (1864) и др.33 В эти же годы он вел активную переписку с выдающимися деятелями русской демократической интеллигенции – с писателем Ф.М.Достоевским, ученым А.Н.Бекетовым, поэтом А.Н.Майковым, либерально настроенным представителем царской администрации в Казахстане К.К.Гутковским и многими другими. В своей переписке с друзьями Ч.Валиханов безжалостно разоблачал всю гамму тех социально-политических пороков, которыми страдала тогдашняя Степь. Он выражал уверенность в том, что передовые люди России не могут оставить Казахстан в беде и помогут ему освободиться от власти невежества и застоя, откроют ему дорогу к прогрессу.

    Весной  1864 г. Ч.Валиханов принял участие в военной экспедиции генерала Черняева. Этот эпизод оставил в его душе глубокий след и заставил пересмотреть свое отношение к официальной политике царизма.

    Цель  экспедиции состояла в том. Чтобы  обеспечить переход в Российское подданство южных окраин Средней  Азии и Казахстана. Народы этого  региона в основной своей массе  уже готовы были добровольно перейти  под русское покровительство. Однако генерал Черняев не проявил должной  снисходительности и терпения и  попытался ускорить ход событий  путем применения неоправданно жестоких мер военного подавления. Это вызвало  справедливое возмущение казахского просветителя, и он вместе с группой русских  офицеров, явно недовольных действиями Черняева, решительно порвал с ним  и вернулся в сыой родной край. Он уезжает в аул султана Тезека, расположенного в районе хребта Алтын-Элиль, где стал ждать дальнейшего хода развития событий.

    Можно только догадываться, в каком подавленном  и тревожном состоянии находился  Чокан Валиханов – офицер русской  армии, самовольно покинувший фронт. Ему  грозил военно-полевой суд. От суда его спасли мировая известность, исключительный аторитет среди казахов. Не рискуя еще больше усугубить положение  в период завоевания края, командование решило, вероятно, избегнуть крайности.34

    Вероятно  уже в этот период Валиханов чувствовал себя очень плохо и не мог пренести тягот походной жизни. В письме к  своему отцу из аула Тезека он писал: «Устал нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и  друзьями, нет для этого никаких  средств. Это будет мое последнее  письмо. Прощайте».35

    Скончался он в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочентоган, у подножья Алтынэмельского хребта (Старший  жуз).36

    Оценивая  деятельность Чокана Валиханова от имени  Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед Н.И.Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе тюркских народов; но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. Он умер от чахотки, не достигнув и 30-летнего возраста.

    Научное наследие Ч.Валиханова охватывает весьма широкий круг проблем Казахстана и других народов многонациональной  России, и в каждой из них он сумел  показать свое оригинальное мышление. Это относится к таким непреходящим историческим представлениям, как образование  казахского народа, социальная и политическая история Казахстана XVII-первой половины XIX в.в., принятие казахами подданства России, история духовной и материальной культуры народов Средней Азии и  Восточного Туркестана. Он внес конкретный вклад в изучение географии, этнографии и фольклора народов всего  среднеазиатского и прилегающего к  нему региона.

Информация о работе Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века