Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза.

Работа состоит из  1 файл

56.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)
="justify">                Он уверенно живет.53

    Такими  простыми и понятными для людей, и особенно для детей, стихами  И.Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем  обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников школу не нужной схоластической ерундой. Что  же касается невежества и так называемого  религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.54

    Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско- киргизскому  училищу в Иргиском, Николаевском, Турнгайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища  учениками и учителями. Алтынсарин особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания он уделял созданию библиотек при каждой школе. «При училищах Тургайской области,- писал он,- я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».55 Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельско -хозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана.

    Много труда вложил Алтынсарин в начало организации женского образования  в Казахстане, при его поддержке  открылась такая школа в Иргизе. Позднее женские училища с  интернатом открылась в Тургае в 1891 . в Кустанае – в 1893г. в Актобе- в 1896г. В целом, Алтынсарину удалось  открыть четыре двуклассных центральных  «русско – киргизских» училища, одно ремесленное училище, одно женское  училище, пять волостных училищ, два  училища для русских детей. В  качестве учебно впомогательных пособий  Алтынсарин рекомендовал учителям русско – казахских школ труды и учебники русских педагогов и писателей: «Детский мир» Ушинского «Азбука  и книга для чтения в школе  и дома» Бунакова, «Басни» Крылова, «Грамматика» Кирпичникова, «Элементарный  курс грамматики.Правописание» Тихомирова, «Арифметика» Евтушевского, «Краткая русская история» Острогорского. Он сам написал для учащихся русско – казахских школ два учебных  пособия, которые начал незадолго  до назначения на должность инспектора школ Тургайской области, и закончил в 1869 г: «Киргизская хрестоматия» и  «Начальное руководство в обучение киргизов русскому языку». В своих  переводах из русских классиков  в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал  идеалы демократического просветительства. Он плодотворно трудился для развития национальной культуры и литературы, в области формирования казахского литературного языка. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия», составленная им на русском алфавите. Будучи человеком и деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в свеем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социальную и преобразующую роль просвещения.56

    Алтынсарин  был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес  включал и занятия этнографией. В марте 1868 г. Алтынсарин выступал на заседании Оренбургского отдела РГО с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства».

    Статья  получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Статья Алтынсарина  интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим  материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, бытовавших в то время. Значительное место в  творчестве казахского просветителя занимает его эпистолярное наследие, его активная и долговременная переписка с  Н.Н. Ильминским, В.В. Григорьевым, А. Мазохиным, В.В. Катаринским, Ф.Ф. Соколовым и  др. Литературные и научные труды  просветителя, вся его кипучая  деятельность были проникнуты духом  народности.

    И.Алтынсарин умер в 1889 г.,57 всего лишь в 48 лет отроду.

    Но  сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В  его творчестве отразился дух  времени, события из истории казахской  общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Практически  именно в его время завершился процесс присоединения Казахстана к России, который внес бесконечное  множество изменений в жизнь  казахского народа. Естественно, они  не могли получить однозначной оценки среди представителей различных слоев общества как в Казахстане, так и в самой России. В многоголосии споров о том в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся далеко не простой исторической ситуации, просветитель занял свою особую идейно- политическую позицию, которой он старался последовательно придерживаться в своей многогранной практической деятельности. 

    
  1. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева (1845 -1904гг)
 

    Выдающийся  казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской  письменной литературы Абай оставил  своим потомкам небольшое по количеству , но могучее по своему смыслу и содержанию наследие. Влияние этого наследия на развитие человеческого духа определяется не количеством строк его поэзии и прозы, а всей мощью того пламени, которое обжигает душу человека каждым своим словом.

    Об  Абае мир узнал благодаря трудам выдающегося казахского писателя Мухтара  58Ауэзова, который, по существу, всю свою творческую жизнь посвятил исследованию и обоснованию великой роли Абая в истории человеческой культуры.

    Абай (Ибрагим) Кунанбаев, согласно вполне достоверным  сведениям, «родился в 1845г. в Чингизских горах Семипалатинской области  в богатой семье старшины рода тобыкты- Кунанбая».

    Как утверждает М.Ауэзов:»Имя его Ибрагим  мать заменила ласкательным Абай»,59 что происходит от казахского слова «абайла», т.е. «будь осторожным», осматривайся, прежде чем что-то решать и действовать. Но, вопреки воле своей матери, он не стал осторожным и мужественно бросился в бой со всей сворой степных аристократов, безжалостно обиравших собственный народ. С самого начало он был предрасположен к обобщениям, не к регистрации, а к осмыслению фактов, он был философски мыслящим человеком.60

    Получив первоначальное образование дома, у  муллы, Абай был направлен в медресе  Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул  и начал постепенно готовить к  судебной деятельности и будущей  административной деятельности главы  рода. Абай постигает приемы ведения  словесных состязаний, где оружием  служило отточенной красноречие, остроумие  и находчивость. Судебное разбирательство  велось на основе веками существовавшего  обычного права казахов. Втянутый в  дела родовых распрей, Абай не мог  примириться несправедливостью  и жестокостью и часто шел  вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные  решения по многим делам. Кунанбаю часто  было не по душе стремление сына решать распри по справедливости, а не в  родовых интересах.

    Между отцом и сыном назревает неприязнь  и происходит разрыв. В течении  десяти – двадцати лет Абай, уже  зрелый и культурный человек, изучает  народное поэтическое творчество, восточных  поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 году,61когда ему минуло 40 лет, Абай написал прекрасное стихотворение «Лето», все остальные двадцать лет его жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности.

      Абай написал стихотворения, назидания  в прозе, поэмы: «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме».

    Абай  был носителем всего нового, стоял  на голову выше той среды, которая  его породила. По его мнению, каждый мыслящий человек, должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности: «Не нужно забывать,- писал он,- что кроме двух видов  веры – сознательной и несознательной,- никакой третьей веры нет».62Просветитель хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек, отдельно взятый, должен вносить в это свою посильную ленту. Поэтому он призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных, «раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давать себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму».63 Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышает,»разум, наука, воля», является одним из главных направление всего творчества Абая.

    Он  признавал движение и развитие всего  окружающего, в том числе и  человеческого общества. «Мир не стоит  на мете»,- утверждал он,- поэтому  жизнь и сила человека также не остаются в неизменном состоянии».64

    Человек, полный сил, вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для благо  всего общества, стремиться принести всем пользу. Пути служения человеческому  обществу каждым человеком в отдельности  Абай Кунанбаев видел прежде всего  в труде. Труд – это не тяжелая  повинность, а средство достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. «труд развивает чувство  познания,- писал он, - труд закрепляет в сознание услышанное. Человек приводит познание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным».65 Он ценил всякий труд и ставил его в один ряд с такими добродетелями человеческого общества, как разум и доброта, упорство и скромность. Просветитель стремился привить любовь и уважение к труду, в первую очередь, молодому поколению, и очень сокрушался, видя, как часть молодежи проводила время в праздности и безделий. Расценивания труд как единственный путь к богатству и изобилию общества, Абай считал, что «трудности побеждать учит нас жизнь сама».66

    В результате колониальной политики царизма  и усилие гнета во второй половине XIX века шло очень быстрое ухудшение  положение народных масс и разорение казахского шаруа. Все больше казахов лишалось скота и пополняло толпы людей без определенных занятий. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай указывал им путь к существованию, призывая не нуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

    Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к безделью и ложному стыду. Человеческий характер- по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в  преодоление этих трудностей.

    Абай  глубоко верил в творческие силы народных масс и понимал, что при  современных ему условиях общественной жизни народные массы не имеют  возможности полностью пользоваться плодами своего труда. У баев, биев, старшин и правителей всех рангов одно лицо по отношению к простому народу».67

    Абай  не скрывает причины своей неприязни  и ненависти к тем, кто не был  с народом. Баев он ненавидит за то, что они вымогают взятки, чинят  раздоры и «бай торопится сам  обмануть закон». Барское отношение  баев к простолюдию возмущало  Абая, но это качество с детства  прививалось баям, удел бедняка был  плачевен, ему не на кого было опереться, потому что 

    Бай не поможет бедняку. Зачем его  жалеть?

    А если дает кусок – гляди, длинна у бая пасть.68 

    Эти обличительные полные справедливого  гнева строки были написаны просветителем  демократом в период, когда царизм проводил свою колониальную политику. Абай вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и  господствующим меньшинством – владельцами  богатства и власти.

    Демократические позиции Абая определяют и его  отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царизмом, в их руках еще сосредотачивались значительная судебная власть, и казахское население, в большинстве своем, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал: 

                Перед начальством  русским бий

                Юлит и гнется, как лоза… 

    В своем подавляющем большинстве  бий во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря  взяткам и подкупам. «А биям и  старшинам, купившим свои места, нет  основания требовать к себе уважения»,- уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежеством, Бии всячески стремились извлечь  пользу. Они , говоря словами Абая, в  основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих  близких и учениках, он больше всего  ценил бескорыстную преданность  родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни  любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство, и жажду знаний), отличает, что он «был защитником бедняков, был  за честь и правду борцом»69

    Противоречия  современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что  «богу присуще справедливость и  любовь».

    Абай  в то же время видел, что служители  этой веры в Казахстане – назначенные  муллы – были людьми далекими от справедливости и чести. Большинство  из них, как и Бии, покупали свое звание и рассматривали его как источник наживы. «Вот мурза, дающих взятки и  подкупающих свое звание за взятки, очень много»,- сокрушался он. Отношение  к ярым поборникам мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаз, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».70 Его отношение к мусульманскому духовенству созвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «Почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?»71

Информация о работе Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века