Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза.

Работа состоит из  1 файл

56.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)

    Творческое  наследие Ч.Валиханова постоянно привлекает внимание самого широкого круга современных  исследований, поэтому естественно, что историография работ о  его жизни и творчестве весьма обширна.

  1. Вклад (Ибрая) Алтынсарина (1841-1889) в просветительство Казахстана

    Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог- новатор  и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в  частности, басен Крылова37.

    Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю) 1841 года в ауле Жанбурчи Аркарагайской волости (Кустанайская область). Он происходил из семьи рода «кипчак» (средний жуз). Отец его  Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.38

    В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге – административном центре Тургайской области открылась  первая особая школа для казахских  детей. Но еще в 1846 году, когда только предполагалось создать такую школу, дальновидный Балгожа зачислил своего внука в кандидаты, и таким  образом Ибрай вошел в первый состав ее учеников.

    Задача  школы состояла в том, чтобы готовить из числа способной казахской  молодежи чиновников пограничного управления, переводчиков, письмоводителей при  султанах – правителях и дистаночных  начальниках в Орде и т.д.

    Эта задача исходила из проекта нового положения царского правительства  по управлению степным краем, которое  было принято специальным законом  в 1868 году.39

    В школу принимались дети казахов, родители которых оказывали услуги царскому правительству или были известны своими особыми заслугами, преданностью царю.

    Казахская знать стремилась посылать своих  сыновей в эту школу, чтобы, приспособившись  к новым условиям, занять руководящие  посты в крае, поднять свой «авторитет», усилить давление на простой народ. Такими соображениями руководствовался и Балгожа – бий, определивший своего девятилетнего внука Ибрая  в оренбургскую школу.

    Главное управление наметило и осуществило  ряд положительных мероприятий, которые бы расположили казахское  население к школе и особенно родителей ее воспитанников. Прежде всего здесь царили чистота и  порядок. Детям, которые у себя в  степи понятия не имели о мыле, еженедельно устраивалась баня, дважды в неделю менялось постельное носильное белье.

    «Примерная  опрятность и щеголеватая простота бросились мне с первого взгляда  в глаза,- пишет посетивший40 в то время эту школу художник А.Ф. Чернышев».

    В учебную программу школы были включены русский язык, чистописание, арифметика, татарский язык, мусульманское  вероучение и составление деловых  бумаг на русском языке. Ученики  должны были воспитываться в духе проводников политики царизма в  Казахстане .Алтынсарин самостоятельно изучал произведение классиков мировой  литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фардоуси, Низами, Навои и др.41

    Великий поэт А.С Пушкин пользовался любовью  казахской интелегенции. Алтынсарин общался с известным впоследствии востоковедом В.Григорьевым, служившим  в Пограничной комиссии. Он часто  посещал дом В.Григорьева, пользовался  его библиотекой.

    В 1857 голу Ибрай Алтынсарин окончил  школу и как первый ученик получил  похвальный отзыв. При распределении  он был оставлен при Оренбургском областном начальнике В.В. Григорьеве в качестве переводчика.

    «Оренбургская казахская школа,- пишет профессор  А.Ф. Эфиров,- воспитала у своих  питомцев любовь к своему языку, к  своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала  значительного человека и выдающегося  педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина».42 Школа и в самом деле оказала самое положительное влияние на И.Алтынсарина. Она научила его высоко ценить знания, развила его любознательность, воспитала в нем глубокое уважение к культуре. Вместе с тем, она не оторвала его от родного народа, а, напротив, заставила глубже задуматься над тем, как улучшить положение казахских тружеников, приобщить их к передовой культуре России и народов Средней Азии. Слова А.И.Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге»- стали повседневной жизненной формулой Ибрая.43

    Настойчиво  овладевал знаниями, Алтынсарин одновременно изучал историю родного народа, которой  он всегда интересовался.

    После окончания школы Алтынсарин около 3-х лет (1857-1860гг.)44 работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение светского образования, агитировал за выделение средств. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. 8 января 1864 гола состоялось торжественное открытие школы. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.45

    В 1869 году Алтынсарин поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем  исполняя обязанности уездного судьи. По долгу службы он часто бывал  в аулах, участвовал в выборах  волостного управителя и аульных  старшин.

    При выборах он пытался практически  повлиять на успех справедливого  решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные  баи подавали на него жалобы в областное  управление, военному губернатору и  далее министру внутренних дел, обвиняя  его в нарушении правил выборов, предусмотренных Временным положением 1868 г.46 Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883г. при выборах управителя Аракауагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся двух баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

    Алтынсарин  выступал в интересах народа. В  письме от 14 апреля 1864 г. он, например, писал: «По долгу службы я имею честные столкновения с киргизами, из числа коих есть здесь» родные мои. Знаю о них очень много и очень многих от души ненавижу. В тайной немилости моей находятся должностные лица в Орде. Они бесчеловечно, бессовестно грабят и обирают киргиз – бедных, беззащитных…». Алтынсарин зачастую выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его выступление в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

    В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Административным центром Тургайская область в то время охватывала всю территорию нынешней Костанайской, большую часть Актюбинской и часть Оренбургской областей.47

    «Школы  – это главные пружины образования  казахов,- писал Ибрай Алтынсарин еще в 1871 году,-… на них и в  особенности на них надежда, в  них же будущность казахского народа».48

    Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности, так как создавать  школы ему пришлось, по его выражению, на «гладком месте». Но его поддерживали, помимо сознания в правильности избранного пути, вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа.

    По  инициативе Алтынсарина и непосредственном его участии была создана в  Казахстане сеть народных светских школ. Алтынсарин последние годы жил в  уездном городе Николаевске (Костанай). На берегу небольшого озера Алтынсарин на свои личные средства построил одноэтажный  деревянный дом с усадьбой, где  скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

    Работа  Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного в последствии  в г.Тургай, 22 января 1864г. сообщал  оренбургскому и самарскому генерал- губернатору, что «открытия школы  ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе  этой школы И.Алтынсарин: «Училище по заботливости и примерному усердию  смотрителя зауряд- хорунжего Алтынсарина  содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное  Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и  оправдает себя». Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года : «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких- нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по- русски и по- татарски…  Словом, надеюсь, что эти молодцы  в течение 4-х лет, по окончании  курса, будут говорить порядочно  и узнают кое- что. Стараюсь всеми  силами, чтобы подействовать еще  на их нравственность, чтобы они  впоследствии не были взяточниками».49

    Так же, как и Ч.Валиханов, И.Алтынсарин был последовательным сторонником  идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных  преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Но главное не в этом. Блестящие  знание русского языка и литературы, того значения, которое играло просветительство в общественной жизни России и  других развитых стран Европы, укрепило его интерес к этому передовому, для своего времени, идейно- политическому  течению. Вся его практическая деятельность, направленная50 на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. При этом он исходил из того, что под просвещение следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке. Только они способны служить делу исторического прогресса. Но их нельзя получить иначе, как проучившись положенное время в светской школе. Они должны решительно противостоять религиозному «образованию» и религиозной вере. Вот почему просветитель настойчиво призывает молодое поколение учиться не в религиозных мектебах и медресе, а именно в школах.

                Знаний увидев свет,

                Дети в школу  идите!

                Прочитанное сохраните.

                Дело пойдет успешно,

                Радости будет –  вдвойне…

                Знайте: неграмотный  бродит,

                Словно слепой, в  темноте.51

                Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

                Стада – богатство  степное –

                Сметает суровый  джут,

                Богатство ученных  иное-

                Растущее, вечно живое-

                Вьюги не заметут…

                Мать и отец постареют,

                А в старости, может  быть,

                Придет к ним  внезапно бедность…

                Как им ее пережить?

                Тогда –то учение ваше

                Даст им желанный покой.

                Вы бедность от них  отведете

                Уверенною рукой

    Невежество  и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь.

                Как добры конь не устанет,

                Так знание не подведет.

                Темному человеку

                Счастья жизнь не дает52

    Он  однозначно считал, что просвещение  лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам  создавать жизненные блага, строить  процветающее общество.

                Строить дивные дворцы

                Умный, знающий народ.

                Сильный знание своим

Информация о работе Жизнь и творчество просветителей Казахстана второй половины XIX века