Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:50, дипломная работа
Мы все помним миллионные тиражи "Нового мира". Большими тиражами выходили "Знамя", "Дружба народов"… А еще были "Звезда" и "Нева" в Ленинграде, в Новосибирске -- "Сибирские огни", на Алтае -- "Алтай"… Сегодня некоторых литературно-художественных журналов уже нет. А существующие регулярно читают и видят немногие. Литература -- не массовый товар. Если детективы рекламируются, то они и продаются.
Введение.
Глава I История возникновения и развития Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".
1.1. Понятие "журнал", история возникновения подобных изданий.
1.2. История возникновения и развития литературного журнала в г. Санкт-Петербурге.
Глава II Влияние политической цензуры на специфику и принципы издания Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".
2.1. Культурная жизнь СССР в конце 40 - начале 90-х годов XX века.
2.2. Принципы издания Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".
2.3. Политическая цензура Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".
Глава III Содержание Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева" в советское и постсоветское время.
3.1. Организация исследования.
3.2. Обзор некоторых номеров Литературно-художественного
Содержание:
Введение. |
|
Глава I История возникновения и развития Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева". |
|
1.1. Понятие "журнал", история возникновения подобных изданий. |
|
1.2. История возникновения и развития литературного журнала в г. Санкт-Петербурге. |
|
Глава II Влияние политической цензуры на специфику и принципы издания Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева". |
|
2.1. Культурная жизнь СССР в конце 40 - начале 90-х годов XX века. |
|
2.2. Принципы издания Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева". |
|
2.3. Политическая цензура Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева". |
|
Глава III Содержание Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева" в советское и постсоветское время. |
|
3.1. Организация исследования. |
|
3.2. Обзор некоторых номеров Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева". |
|
Выводы. |
|
Заключение. |
|
Литература. |
Введение.
Мы все помним миллионные тиражи "Нового мира". Большими тиражами выходили "Знамя", "Дружба народов"… А еще были "Звезда" и "Нева" в Ленинграде, в Новосибирске -- "Сибирские огни", на Алтае -- "Алтай"… Сегодня некоторых литературно-художественных журналов уже нет. А существующие регулярно читают и видят немногие. Литература -- не массовый товар. Если детективы рекламируются, то они и продаются. Если о фильме "9 рота" говорилось на всех каналах телевидения, а рекламой были оклеены все российские столбы, ясно было, что народ в кинотеатры пойдет. Но как рекламировать начинающую девочку-поэтессу или местного, но от этого не менее серьезного, публициста? Публицистика -- тоже не самый ходовой товар, не детектив и не любовный роман… И что? Не печатать? Не читать? А проблема чтения -- это не проблема журнала или какого-то другого литературно-художественного издания, это трагедия народа. Вот о чем надо говорить.
Недавно свой день рождения отпраздновал журнал "Нева". Напомним, что журнал "Нева" основан в 1955 году в качестве официального органа Ленинградской писательской организации.
За минувшие годы на его страницах увидели свет произведения таких писателей как Владимир Дудинцев, Лидия Чуковская, Александр Солженицын, Вениамин Каверин, Юрий Нагибин, Дмитрий Лихачев, Федор Абрамов, Виктор Конецкий, Даниил Гранин, Борис и Аркадий Стругацкие...
Именно "Нева" познакомила читателей с "Большим террором" Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера "Слепящая тьма". Сегодня журнал стремится оставаться верным традициям петербургской литературной периодики.
Литературные журналы России включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и другие журналы. В русской журналистике 19-20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной "общественной трибуной" (по выражению А.И.Герцена), было характерно прикровенное или прямое обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны. Не исключение представляет и журнал "Нева". Вообще трудно вообразить себе другой литературный журнал, который был бы столь насыщен революционно новыми произведениями молодых писателей и столь часто на себе испытывал политическую цензуру. По сути, история этого журнала - это история становления творческой свободы слова и мысли, большого и тяжелого творческого пути советских литераторов к завоеванию права творить что хочется и как хочется. Не секрет, что сейчас "Нева" не совсем соответствует запросам современных молодых читателей, и лично мы не встретим, например, произведений Пелевина на его страницах. С другой стороны, это легко можно понять. Журнал пережил настоящую войну за право существования, а, как известно, ветераны войны редко возвращаются с нее, даже оставшись живы. В их умах и сердце она продолжается всю жизнь. Поэтому до сих пор мы встретим в "Неве" публикации о блокадном Ленинграде, письма из эмиграции, воспоминания о годах репрессий.
В данной курсовой работе мы хотим отдать дань уважения одному из старейших российских изданий и рассказать о том, что пришлось пережить этому изданию, как политическая цензура влияла на состав номеров и что представляет журнал в настоящее время.
Актуальность исследования не вызывает сомнений: современный читатель должен больше интересоваться качественной литературой, понимать ее значение в масштабе культурного развития нашей страны и понимать, что прошлое России - это не только памятные даты, а еще и бесценный клад мыслей, переживаний и творчества интеллигенции, пережившей непростой период советской эпохи (Знаете, какой вопрос задавали люди, узнав тему нашей курсовой? - "А разве этот журнал еще существует?").
Объектом исследования являются литературно-художественные издания Санкт-Петербурга.
Предмет исследования - литературно-художественный и общественно-публицистический журнал "Нева".
Цель исследования: анализ специфики литературно-художественного журнала "Нева": основных принципов издания, новизны и значения для его современников.
Задачи исследования:
- обозначение понятия "журнал" как вида публицистического издания;
- обзор истории развития литературно-художественных журналов в г. Санкт-Петербурге;
- обзор культурной жизни СССР в 40-90 годах XX столетия (время возникновения и расцвета журнала "Нева") и выявление влияния политической цензуры на специфику журнала;
- раскрытие основных принципов издания литературно-художественного журнала "Нева";
- анализ влияния современной политической картины России на содержание литературно-художественного журнала "Нева".
Выполнением данной работы мы проверяли следующую гипотезу:
Журнал, возникший, как дитя определенной эпохи не может и не должен изменять изначальным принципам издания даже в целях своей популяризации. Его актуальность и новизна не должны определяться потребностями современного читателя. Скорее, данное издание само должно отвечать потребности узнать больше об истории своего народа и попытке читателя лучше понять специфику русской интеллигенции.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, включающий в себя приемы анализа, интерпретации, систематизации обобщения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты способствуют дальнейшему изучению истории современных периодических изданий; в работе представлены интересные факты из истории развития Санкт-Петербургской журналистики, а также наиболее значимые даты из истории цензурного давления на журнал "Нева"; кроме того, работа позволяет выявить принципиальные отличия между советскими печатными изданиями и изданиями сегодняшнего периода.
Глава I История возникновения литературно-художественных журналов в г. Санкт-Петербурге.
1.1. Понятие журнала, история возникновения подобных изданий.
Журнал - от французского слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русском языке так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию "журнал", западно-европейские языки не знают: французы или говорят о journaux mensuels и hebdomadaires, в отличие от journaux quotidiens, или употребляют термин Revue, который не вполне покрывает соответствующее русское слово; у англичан периодические издания, помимо газет, обнимают еще reviews и magazines -- два понятия, объединяемых в одно нашим словом "журнал". Слово revue (review, обозрение) из английской и французской журналистики проникло и в другие западно-европейские страны: отсюда Rivista (итал.), Rundschau (нем.), Revista (испан.) и т. д (22;57). Соответствующие нашим журналам заграничные издания представляют три господствующих типа:
1) издания ежемесячные, смешанного содержания, в которые входят беллетристика, популярно-научные и критические статьи и обозрение текущих явлений политических, социальных и литературных;
2) еженедельные журналы для семейного чтения, в изобилии издающиеся, главным образом, в Германии и Англии, в большинстве случаев иллюстрированные, с массою материала для легкого чтения;
3) издания специальные, посвященные какой-либо отрасли наук и выходящие обыкновенно четыре раза в год, реже -- ежемесячно или еженедельно. Особняком стоят возникшие в Англии, большею частью выходящие по четвертям года органы политических партий (17; 43). Иностранная журналистика представляет много черт, существенно отличающих ее от русской. Самый объем заграничных журналов в большинстве случаев меньше: их назначение -- не заменять книги, а давать возможность следить за текущею жизнью или доставлять материал для легкого чтения. Политическое значение имеют преимущественно газеты; из журналов многие и притом весьма популярные отличаются своею беспринципностью. Таковы в особенности журналы типа английских magazines, разнообразное содержание которых объединяется лишь интересом его для публики. В зависимости от этого менее значительна за границей и роль журналов в истории общественного развития. Идея литературного журнала возникла во Франции, благодаря Теофрасту Ренодо, периодически публиковавшему в своем "Bureau d'Adresse" рефераты на литературные и научные темы (3;50).
В России журналы, как и вообще периодическая пресса, были явлением искусственно привитым, неизбежно следовавшим за насаждением европейской культуры. Академия наук в 1755 г. начала издавать научно-литературный журнал "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие", печатавшийся в 2000 экземпляров. Первый частный журнал, появившийся в 1759 г., -- "Трудолюбивая Пчела" Сумарокова -- был как бы предвестником того ряда сатирических листков, которые явились в 1769-1774 гг. и которым предшествовали еще "Полезное увеселение" (1760-2), "Свободные часы", "Невинное упражнение" (1763), "Доброе намерение" (1764). Одновременно с сатирическими листками выходили и однородные Ж. Ф. А. Эмина "Адская почта" (1769); М. Д. Чулкова "Парнасский Щепетильник", "Пустомеля" (1770) (3; 4-10). Журналы при Екатерине II служили не для пользы, а главным образом для "увеселения" и большим авторитетом не пользовались. "Письменная республика" то и дело извинялась "в своих погрешениях" перед читателями; журналисты заискивали перед публикой, молили ее о внимании и тщетно ждали от нее благосклонности. Издатель-редактор прошлого века был по преимуществу неисправимый чудак-идеалист, боровшийся с равнодушием мирно дремавшего общества; все его желания сводились к тому, чтобы "хотя несколько читателей получили ту пользу, которой от сего роду сочинений ожидать можно". Когда сатирические журналы во время полемики с официозною "Всякой Всячиной" имели смелость коснуться щекотливых вопросов, то многим из них пришлось прекратить свое эфемерное существование. В журналах XVIII в. особенно выделяются две силы: Н. И. Новиков и императрица Екатерина II. Новиков, для которого публицистическая деятельность была живою потребностью, видел в журнале серьезное орудие прогресса, орудие борьбы с неправдою жизни, тогда как императрица являлась "любительницею российского слова", для которой литература была лишь отдохновением от государственных забот (3; 15).
1.2. История развития литературного журнала в Санкт-Петербурге.
Литературные журналы России включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и др. журналы. В русской журналистике 19-20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной "общественной трибуной" (по выражению А.И.Герцена), было характерно прямое обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны (3; 20).
В России с 1703 по 1916 год издавалось почти восемь тысяч журналов. Если в XVIII и XIX веках на один год в среднем приходилось около восьми журналов, то в последние шестнадцать предреволюционных лет их число превосходило четыреста. Русские журналы этого периода по уровню издания не уступали западным, имевшим более продолжительные традиции. Навсегда вошли в золотой фонд русской и мировой культуры журналы „Аполлон“, „Мир искусства“, „София“, „Золотое руно“, „Художественные сокровища России“, „Русский библиофил“. К числу подобных изданий, несомненно, относятся и „Старые годы“ (3;22).
Зарождение русской литературной журналистики связано с Санкт-Петербургом, где в 1728-1736 и 1738-1742 выходил первый и единственный на тот момент журнал на русском языке "Примечания к Ведомостям", включавший поэтические и сатирико-нравоучительные материалы. Этот и близкие к нему в жанровом отношении журналы "Ежемесячные сочинения" и "Новые ежемесячные сочинения" (1786-1796) преимущественно научно-популярный характер, однако в них участвовали ведущие писатели эпохи и прослеживалась тенденция к увеличению собственно литетатурной части и ее жанрово-тематическому разнообразию. Возникшие в 1759 первые частные литературные журналы в России "Трудолюбивая пчела" и "Праздное время, в пользу употребленное" просуществовали недолго, и в 1760-х гг. центр русской журналистики переместился в Москву. Возрождение журналистики в Санкт-Петербурге связано с предпринятым императрицей Екатериной II в 1769 изданием журнала "Всякая всячина", ориентированного на западно-европейские образцы сатирического литературного журнала. Последовал всплеск петербургской литературной журналистики: в течение 1769 года вышло в свет 8 сатирических журналов, из которых особую роль сыграл "Трутень" Н. И. Новикова, вступивший в жесткую полемику с журналом императрицы. Полемика, переросшая рамки обсуждавшегося вопроса о предмете сатиры, положила начало характерной для русской литеретурной журналистики традиции тесного переплетения собственно литературной и общественно-политической проблематики (3;23).
Информация о работе Журнал мир искусства как новый тип русского журнала