Журнал мир искусства как новый тип русского журнала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:50, дипломная работа

Описание

Мы все помним миллионные тиражи "Нового мира". Большими тиражами выходили "Знамя", "Дружба народов"… А еще были "Звезда" и "Нева" в Ленинграде, в Новосибирске -- "Сибирские огни", на Алтае -- "Алтай"… Сегодня некоторых литературно-художественных журналов уже нет. А существующие регулярно читают и видят немногие. Литература -- не массовый товар. Если детективы рекламируются, то они и продаются.

Содержание

Введение.

Глава I История возникновения и развития Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".

1.1. Понятие "журнал", история возникновения подобных изданий.

1.2. История возникновения и развития литературного журнала в г. Санкт-Петербурге.

Глава II Влияние политической цензуры на специфику и принципы издания Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".

2.1. Культурная жизнь СССР в конце 40 - начале 90-х годов XX века.

2.2. Принципы издания Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".

2.3. Политическая цензура Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева".

Глава III Содержание Литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева" в советское и постсоветское время.

3.1. Организация исследования.

3.2. Обзор некоторых номеров Литературно-художественного

Работа состоит из  1 файл

51703.rtf

— 571.54 Кб (Скачать документ)

3. И сегодня, так же, как и много лет назад, на страницах литературно-художественного журнала "Нева" предпочтение отдается петербургским прозаикам, поэтам, публицистам. Журнал стремится к тому, чтобы отражать судьбу современного человека, современного общества. Но главной целью "Невы" остается сохранение памяти о былом. Парадокс этого издания заключается в том, что раньше его редколлегия выступала за свободу слова, за возможность свободного творчества, противостояла идеологическому нажиму и журнал был очень популярным. А сегодня пришла та самая свобода слова, творчества без границ и принесла с собой массовую культуру, которой теперь противостоит журнал. Как оказалось, у всего есть обратная сторона, и массовая литература не может быть качественной. В этих условиях литературно-художественный журнал утратил былую популярность.

4. Обзор наиболее ярких событий в истории влияния цензуры на состав журнала привел к следующим выводам. Партийное руководство использовало двойные стандарты в своих указаниях. Цензура могла запрещать публикацию литературы для широких масс, но могла разрешить публикацию тех же изданий для партийного руководства. Критика сталинского террора со стороны лидеров партии не означала разрешения публиковать критические произведения на эту тему. Публицистические очерки, критикующие деятельность определенных структур должны были получить разрешение на появление в печати у этих же самых организаций.

"Нева" оказался очень "живучим" изданием. Несмотря на постоянное нарушение идеологических запретов, его не закрыли, а лишь сменили редколлегию. И даже после этого журнал остался верен своим принципам: печатать молодых литераторов, говорить о социальных проблемах, освящать запрещаемые произведения на своих страницах.

С конца 80-х годов XX века литературно-художественный журнал "Нева" начал публикацию ранее запрещенных произведений (А. Кестлер "Слепящая тьма"), что вызвало необычайную шумиху и взрыв популярности журнала.

 

Заключение.

 

Эта курсовая работа в первую очередь была посвящена недавней, круглой дате литературно-художественного и общественно-политического журнала "Нева" - в 2005 году он отметил свое 50-летие. Для интеллектуального журнала это очень большой срок существования.

Целью нашей работы был анализ специфики литературно-художественного журнала "Нева": основных принципов издания, новизны и значения для его современников. Данную цель мы поставили для того, чтобы проверить нашу гипотезу - журнал, возникший, как дитя определенной эпохи не может и не должен изменять изначальным принципам издания даже в целях своей популяризации. Его актуальность и новизна не должны определяться потребностями современного читателя. Скорее, данное издание само должно отвечать потребности узнать больше об истории своего народа и попытке читателя лучше понять специфику русской интеллигенции.

Для проверки гипотезы мы обозначили понятие "журнал" как вида публицистического издания; выполнили обзор истории развития литературно-художественных журналов в г. Санкт-Петербурге; а так же обзор культурной жизни СССР в 40-90 годах XX столетия (время возникновения и расцвета журнала "Нева") и выявили влияние политической цензуры на специфику журнала; раскрыли основные принципы издания литературно-художественного журнала "Нева"; выполнили анализ влияния современной политической картины России на содержание литературно-художественного журнала "Нева".

Для более эффективного выполнения поставленных задач мы проанализировали содержание нескольких номеров журнала и зафиксировали основные выводы. Мы выявили следующие особенности журнала "Нева". Для авторов "Невы" характерна потребность в поиске ранее малоизвестных, но талантливых людей ("Вечности заложник"), открытии не знакомых широкому кругу читателей событий ("Неотмеченный юбилей Швейка"), раскрытие малоизвестных фактов из жизни известных людей ("Слово, победившее смерть"). Очень часто эти изыскания оказываются связанными с Санкт-Петербургом.

Компоновка журнала очень гармонична - тяжелые, затрагивающие за живое произведения чередуются с легкими, нейтральными публикациями. Исторические романы - со стихами, резкие социальные очерки - с воспоминаниями о прошлом. Несмотря на то, что журнал "Нева" - литературно-художественное издание, в нем очень мало ничего не значащих, пространных рассуждений ради публикации в известном журнале (иными словами, мало "воды"). Все публикации, выражающие несогласие, обращаются к конкретным лицам, приводятся конкретные факты, обвиняются конкретные структуры и дают очень откровенную оценку описываемому явлению ("Исповедь сына века", "Железнодорожные грачи, или как работает закон о земле").

Интересен подход аналитических статей журнала к рассматриваемым явлениям. В них не встречаются избитые трактовки, шаблонные рассуждения. Очень часто вместе рассматриваются казалось бы несопоставимые события и персонажи. Для авторов журнала характерна разно плановость точек зрения ("Троцкий и психоанализ").

Журнал был и остается доступным для небольшой, интеллигентной, прослойки населения. Во-первых, "Нева" насыщенна малопонятными обывателю терминами и лекционным материалом. Во-вторых, многие публикации журнала затрагивают не актуальные для простых людей проблемы ("Табель о рангах").

По мере приближения к XXI веку, издание все более насыщалось эмигрантскими публикациями, которые зачастую приобретают черты маргинальности и теряют свою актуальность. Люди уже изменились, изменился и взгляд на западных людей. Эта литература заполнена неудовлетворенностью западной "бездушностью" и потребностью хоть как-то получить общение с земляками. С другой стороны, авторы прямо, или косвенно говорят читателю о разумности выбора комфортных условий заграницы. Это как брак по любви и брак по расчету. Нельзя сказать, чтобы авторы журнала стремились соответствовать требованиям современных читателей. На наш взгляд, проблема эмиграции - не единственная, которой можно уделять внимание в номере, посвященном Америке. Та же массовая культура, о которой много говорит Б. Никольский, главный редактор "Невы", вполне может дать пищу для весьма интересных критических статей.

Думаем, что наша гипотеза и не нуждалась в подтверждении. Действительно, как можно ставить вопрос о популярности данного издания. Журнал "Нева" сформировал мировоззрение двух поколений, посмел прорваться мнению единиц тогда, когда голос одного человека не значил ничего в сравнении с мнением большинства. Сегодня литературно-художественный журнал отличается от глянцевых, ярких журналов, насыщенных рекламой, но это интеллектуальный журнал, ориентированный не на потребителя, а на мыслителя. Тот, кто хочет, тот найдет, тем более, что сегодня его не обязательно покупать. Сайт издания есть в Интернете, он обновляется, есть форум, на котором читатели делятся впечатлениями от публикаций. Все постепенно приходит на прежние рельсы и один из самых читаемых ранее журналов медленно, но верно занимает прежнюю нишу.

 

Литература:

 

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969.
  2. Беляев А. На Старой площади // Вопросы литературы, 2002, №3
  3. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952
  4. Блокадная тема в цензурной блокаде // Нева. 2004. № 1. С. 238-244.
  5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: изд-во МГУ, 1991.
  6. Документы свидетельствуют… Из фондов Центра хранения современной документации. О писателе Эрнесте Хемингуэе // Вопросы литературы. 1993. Вып. 2. С. 243.
  7. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964. Документы. М.: Росспэн, 1998.
  8. История в трех письмах и четырех телеграммах. Публикация и комментарии Б. Н. Никольского // Нева. 1995. № 4. С. 212-216.
  9. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Социально-демократические и общедемократические издания. М., 1981.
  10. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982.
  11. “Нева” накануне “второго Октябрьского переворота” // Нева. 1996. № 4. С. 214-216.
  12. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950-1965
  13. Очерки истории русской советской журналистики, 1917-1932. М., 1966
  14. Очерки истории русской советской журналистики, 1933-1945. М., 1968
  15. Петров А.Н. Не постыдимся вовеки // Нева. 1995. № 4. С. 209-212
  16. Рубашкин А. Эрнест Хемингуэй и ЦК ВКП(б) // Нева. 1999. С. 203-206
  17. Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984
  18. Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Большевистские и общедемократические издания. М., 1984
  19. Савицкий С. А. Андеграунд: История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М., 2002.
  20. Серебровская Е. О нем, о гордости нашей // Нева. 1998. № 2. С. 216-221
  21. Серебровская Е. Между прошлым и будущим. 4.2. СПБ., 1995.
  22. Толковый словарь русского языка ХХ столетия. Языковые изменения/ Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 1998.
  23. www.nevajournal.spb.ru

 

Практическая часть работы выполнена по следующим источникам:

1). Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал "Нева". 1988, № 7.

2). Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал "Нева". 1991, № 4.

3). Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал "Нева". 2000, № 12.

 


Информация о работе Журнал мир искусства как новый тип русского журнала