Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 08:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления заготовления и отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве.
Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, а также предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету.
Введение………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы бухгалтерского учета материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………….7
1.1 Понятие, классификация и оценка материалов. Проблемы оценки материалов в условиях инфляции……………………………………………7
1.2 Документальное оформление поступления и использования материалов……………………………………………………………………..10
1.3 Учет материалов на складах и в бухгалтерии……………………..12
1.4 Синтетический учет поступления, заготовления и использования материалов……………………………………………………………………….15
1.5 Инвентаризация материалов………………………………………..17
1.6 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками………………..18
1.7 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками…24
2 Особенности организации бухгалтерского учета заготовления и приобретения материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»…………………………………………………………………………31
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Сигма-сервис»………………………………………………………………………….31
2.2 Характеристика документального и синтетического учета заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»………………………………………………………………...35
2.3 Налоговый учет заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»………………………….37
3 Пути совершенствования бухгалтерского учета заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в условиях автоматизации учетного процесса…………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………....46
Список использованных источников…………………………………...48
Приложения……………………………………………………………….51
Рисунок 2 - Схема документооборота по учёту материально- производственных запасов
Бланки приходных ордеров
выдаются заведующему складом в
заранее пронумерованном виде. Можно
приходовать материальные ценности
без выписки приходного ордера, если
нет расхождений между
Материалы могут поступать в организацию и от подотчетных лиц. В этом случае подотчетное лицо передает материальные ценности, приобретенные за наличные денежные средства в магазинах, на рынках, у населения и т.д., заведующему складом, который приходует их, выписывая приходные ордера в общеустановленном порядке.
При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных при приобретении материальных ценностей, к нему необходимо приложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: счета и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты (справки), если покупки сделаны на рынках или у населения.
Учет движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках складского учета типовой формы (форма № М-17). На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера.
Запись в карточках делается заведующим складом на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток по каждому номенклатурному номеру, сорту, размеру соответствующих запасов. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует руководство организации, службу маркетинга о состоянии запасов по отдельным номенклатурным позициям, а также об остатках запасов, длительно находящихся без движения.
Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складского учета.
Периодически (не реже одного
раза в неделю) работники материального
отдела бухгалтерии проверяют
По окончании месяца заведующий
складом переносит
Контроль за правильностью складского учета осуществляется в бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформления первичных документов, записей движения материалов в карточках складского учета и их остатков в сальдовой книге.
Аналитический учет материалов
в бухгалтерии ведется в
Поступившие со склада в
бухгалтерию первичные
Правильность ведения
складского учета материалов проверяется
путем сопоставления
Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым.
1.4 Синтетический
учет поступления,
Для синтетического учета материалов предназначен 10 счет, который имеет 8-м субсчетов. Счет активный, инвентарный.
Материалы, принятые на ответственное
хранение и в переработку, учитываются
на забалансовом 002 счете “Товарно-материальные
ценности, принятые на ответственное
хранение”. План счетов предусматривает
возможность использования
1 вариант:
Движение материалов на 10 счете
отражается по фактической себестоимости.
В течение месяца отпуск материалов
производится по учетным ценам, а
по окончании месяца определяется сумма
транспортно-заготовительных
Таблица 1 – Вариант бухгалтерского учета заготовления и расходования без использования счетов 15 и 16
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
10 |
60 |
Прибыли материалы от поставщика |
10 |
71 |
Поступили материалы за счет подотчетных сумм |
10 |
23 |
Изготовленные цехом материалы прибыли на склад |
10 |
20 |
Сэкономили материалы из производства |
10 |
28 |
Забракованная продукция |
10 |
75/1 |
Вклад в уставный капитал в виде материалов |
10 |
80 |
Выявлены излишки при |
10 тзр |
23 |
Материалы привезли своим транспортом |
10 тзр |
60 |
Материалы привезли за счет чужих услуг |
10 тзр |
70,69 |
Начислена зарплата за услуги |
20 |
10 |
Материалы ушли на изготовление продукции основного производства |
23 |
10 |
Материалы ушли на изготовление продукции вспомогательного производства |
26 |
10 |
Материалы израсходованы на общехозяйственные нужды |
25 |
10 |
Материалы израсходованы на общепроизводственные нужды |
28 |
10 |
Материалы использованы на исправление брака |
31 |
10 |
Материалы использованы на освоение новых видов продукции |
43,46 |
10 |
Материалы ушли на упаковку готовой продукции |
62,48 |
10 |
Материалы, реализованные на стороне |
84 |
10 |
Недостача материалов при инвентаризации |
2 вариант.
Предполагает использование 15 “Заготовление
и приобретение материалов” и 16
“Отклонение в стоимости
Таблица 2 – Вариант бухгалтерского учета заготовления и расходования с использованием счетов 15 и 16
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
15 |
60,71,70,76,69,23 |
Все затраты по процессу заготовления |
10 |
15 |
Стоимость фактически поступивших и оприходованных материалов по учетным ценам |
16 |
15 |
Положительная разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью |
15 |
16 |
Отрицательная разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью |
20,26,23 |
16 |
Стоимость материалов по учетным ценам, отпущенным со склада |
10 |
15 |
Заприходованная учетная стоимость |
Дебетовое сальдо по 15 счету показывает стоимость материалов в пути (как оплаченных, так и не оплаченных).
1.5 Инвентаризация материалов
Для обеспечения сохранности
материальных ценностей в организации
не реже одного раза в год проводится
инвентаризация. Она производится на
основании приказа руководителя
организации, в котором указываются
сроки начала и окончания инвентаризации,
а также порядок и
До начала инвентаризации
материально ответственные лица
письменно подтверждают, что все
документы по приходу и расходу
материальных ценностей сданы в
бухгалтерию и что у них
нет никаких неоприходованных и
не списанных в расход материальных
и не списанных в расход материальных
ценностей. На день инвентаризации бухгалтерия
выводит на основании аналитического
учета остатки инвентаризуемых
средств. Инвентаризация проводится обязательно
в присутствии материально
Фактическое наличие ценностей
по каждому их виду заносится в
инвентаризационные описи установленной
типовой формы. Описи оформляются
четко, без помарок и неоговоренных
исправлений. Они подписываются
всеми членами комиссии, а материально
ответственные лица дают на них расписку
о том, что в их присутствии
полностью и правильно
Результаты инвентаризации
должны быть отражены в учете и
отчетности того месяца, в котором
была закончена инвентаризация, а
по годовой инвентаризации – в
готовой бухгалтерской
Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:
Д 10 «Материалы»
К 91 « Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам – в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К 10 «Материалы» (по соответствующим счетам).
Списание недостач в пределах норм естественной убыли относится в дебет счетов расходов организации:
Д 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и др.
К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, делается запись:
Д 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет«Расчеты по возмещению материального ущерба»
К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков отражается:
Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Информация об МПЗ и основных средствах, полученная в ходе инвентаризации, может быть отражена в таких документах, как:
– инвентаризационная опись основных средств (форма № ИНВ-1);
– инвентаризационная опись товарно-материальных ценностях (форма № ИНВ-3);
– акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма № ИНВ-4);
– инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма № ИНВ-5).
1.6 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
Существуют различные формы расчетов между поставщиками и покупателями.
При наличном расчете за
товары, денежные средства поступают
непосредственно в кассу
Информация о работе Бухгалтерский учет материалов и расчетов с поставщиками