Бухгалтерский учет материалов и расчетов с поставщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 08:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления заготовления и отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве.
Подробное изучение этой темы позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, а также предложить пути улучшения использования материалов в рамках возможных способов ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов, зафиксированных в нормативных Положениях по бухгалтерскому учету.

Содержание

Введение………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы бухгалтерского учета материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………….7
1.1 Понятие, классификация и оценка материалов. Проблемы оценки материалов в условиях инфляции……………………………………………7
1.2 Документальное оформление поступления и использования материалов……………………………………………………………………..10
1.3 Учет материалов на складах и в бухгалтерии……………………..12
1.4 Синтетический учет поступления, заготовления и использования материалов……………………………………………………………………….15
1.5 Инвентаризация материалов………………………………………..17
1.6 Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками………………..18
1.7 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками…24
2 Особенности организации бухгалтерского учета заготовления и приобретения материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»…………………………………………………………………………31
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Сигма-сервис»………………………………………………………………………….31
2.2 Характеристика документального и синтетического учета заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»………………………………………………………………...35
2.3 Налоговый учет заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в ООО «Сигма-сервис»………………………….37
3 Пути совершенствования бухгалтерского учета заготовления и использования материалов и расчетов с поставщиками в условиях автоматизации учетного процесса…………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………....46
Список использованных источников…………………………………...48
Приложения……………………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

буз.docx

— 220.58 Кб (Скачать документ)

 

Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение  имеет  упрощение учета на этом участке. С этой целью  первичные  документы  на внутреннее  перемещение и  отпуск в производство материалов оформляются  только в натуральных показателях. В конце месяца в бухгалтерии  по данным первичных  документов с  помощью  специального программного обеспечения происходит автоматическое списание на затратные счета материалов по  учетным ценам, в качестве которых служат оптовые цены приобретения, определенные  по методу ФИФО.

Лимитно-заборная  карта  формы М-8, М-9 является накопительным  первичным документом,  служит  основанием  для  списания  материальных  ценностей   со склада.

Лимитно-заборные  карты  способствуют  усилению  контроля  за  отпуском материалов со склада в  пределах предусмотренного лимита  и  резко  сокращают число разовых  документов. Однако их применение не  позволяет  контролировать использование  материалов непосредственно в производстве.

Более широкое внедрение  компьютерного учета в  процесс  оформления первичных документов может  являться одним из наиболее эффективных  путей совершенствования первичного учета. С этой целью необходимо автоматизировать  складской учет, что  позволит механизировать  обработку информации о внутреннем перемещении материальных запасов, понизить вероятность ошибок при  перенесении информации  из  первичных  документов  в регистры  бухгалтерского учета, а  также  сократить  количество  первичной учетной документации, что, в свою очередь, будет способствовать  повышению точности  и  оперативности  учета   движения   материальных ценностей на предприятии.

Важной задачей работы предприятия является улучшение  ресурсосбережения. Этому  также  способствует  упорядочение  первичной  документации,  широкое внедрение  типовых унифицированных  форм,  повышение  уровня  механизации  и автоматизации  учено-вычислительных  работ, а также обеспечение строго порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов,  полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива  и др.,  ограничения  числа  должностных  лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и  дорогостоящих  материалов.   Для   обеспечения   сохранности   производственных    запасов, правильной приемки, хранения  и  отпуска  ценностей  важное  значение  имеет наличие  на  предприятии  в  достаточном  количестве  складских  помещений, оснащенных весовыми и  измерительными  приборами,  мерной  тарой  и  другими приспособлениями. Необходимо также внедрение эффективных форм предварительного и текущего контроля за  соблюдением  норм запасов и расходованием материальных ресурсов.

Важным условием эффективного использования материалов на  производстве, является   правильный выбор методов  учета. Методология   организации  бухгалтерского учета материальных  ресурсов  предполагает  выбор  одного из нескольких методов их  учета  и  оценки,  который  фиксируется  в учетной политике предприятия. Для выбора метода необходимо провести  анализ расхода материалов.   Так   определение   фактической   себестоимости материальных ресурсов, списываемых  в производство,  разрешается производить  одним  из следующих   методов   оценки   запасов:   по средней себестоимости, по себестоимости первых  по времени  закупок (ФИФО). Кроме того, материалы  на счете 10 "Материалы" могут учитываться  либо по фактической себестоимости  их приобретения  (заготовки),  либо  по  учетным ценам.  При  учете  материалов  по учетным  ценам  (плановая  себестоимость приобретения,  средние  покупные  цены  и  др.)  разница  между   стоимостью ценностей по этим ценам и фактической  себестоимостью приобретения  ценностей  отражается на счете 16 "Отклонения в  стоимости материалов".

Организации имеют право  самостоятельно выбирать способ классификации  материальных ресурсов. Классификатор  должен в полной мере систематизировать  имеющиеся  на  складах различные  материалы, предполагать   контроль   за правильностью ведения бухгалтерского  учета, способствовать  более  точному  распределению отклонений в стоимости  материальных ценностей по  направлениям затрат.

Материально-производственные запасы (МПЗ) могут поступать в  организацию несколькими способами. Среди них наиболее известны и  чаще встречаются в практике ведения  бухгалтерского и налогового учета  следующие:

  1. Взнос материалов в уставной капитал.
  2. Покупка МПЗ у российского поставщика.
  3. Импорт материалов (покупка МПЗ у иностранного поставщика в валюте, отличной от рублей).
  4. Безвозмездное получение материалов.
  5. Поступление материалов вследствие инвентаризации.
  6. Получение материалов вследствие ликвидации ОС.

Рассмотрим, каким образом программный продукт «1С:Бухгалтерия 8» может нам помочь отразить их в учете.

Материалы могут быть внесены  учредителями в качестве доли в уставном капитале компании. Для отражения  этой операции можно воспользоваться  документом Операция (бухгалтерский и налоговый учет): заполняем табличную часть, как показано на рисунке 4. Если материалов несколько - делаем несколько проводок Дебет 10.01 Кредит 75.01 с указанием необходимой аналитики по материалам на счете 10.01.

Рис. 4 Покупка МПЗ у российского поставщика

Самым распространенным видом  поступления МПЗ в организацию  по праву является покупка, приобретение их у поставщиков. Для отражения  данной операции воспользуемся документом Поступление товаров и услуг. На закладке Товары необходимо внести данные по товарной накладной, полученной у поставщика. Обращаем внимание: несмотря на то, что заполняется табличная часть Товары, в поле Счет учета необходимо проставить счет 10.01. Это можно сделать как вручную, так и автоматически, заполнив регистр сведений Счета учета номенклатуры (см. рис. 5).

 

Рис. 5 Импорт материалов

При импорте материалов мы также используем документ Поступление товаров и услуг, т. к. по своей сути такое поступление тоже является покупкой, но только у иностранного поставщика. Отличие состоит в том, что в случае импорта на закладке Товары ставка НДС указывается Без НДС (см. рис. 6) . Есть еще несколько нюансов при заполнении документа, на которых ниже остановимся чуть подробнее.

 

Рис. 6 Поступление товаров и услуг

 

Для начала обращаем внимание на то, что договор с контрагентом должен быть в валюте. Для этого  необходимо войти в сам договор (поле Договор в документе Поступление товаров и услуг) и проверить, а может быть и установить нужную вам валюту взаиморасчетов.

Также в этом случае может  потребоваться ввести номер Грузовой Таможенной Декларации (ГТД) для поступающих  в организацию материалов. Для  этого необходимо включить видимость  полей для указания страны происхождения  и номера ГТД (изначально эти поля выключены): щелкнуть правой кнопкой  мыши в любом месте табличного поля. В появившемся окне нужно  проставить «Галочки» в строках  «Страна происхождения» и «Номер ГТД» и нажать «ОК».

Безвозмездное получение  материалов достаточно редкий случай в наше время, но не упомянуть о  нем нельзя. При использовании  данного метода поступления следует  помнить, что согласно статье 575 ГК РФ, в отношениях между коммерческими  организациями не допускается дарение  на сумму, превышающую пять установленных  законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). При отражении данной операции можно воспользоваться  документом Операция (бухгалтерский и налоговый учет). Отразим в нем проводку Дебет 10.01 Кредит 98.02 с соответствующей аналитикой.

Проведя инвентаризацию, организация  может обнаружить на складе материалы, не учтенные по каким-либо причинам. Это  так называемые «излишки». Чтобы  принять такие материалы к  учету и правильно отразить их в программе «1С:Бухгалтерия 8», следует  воспользоваться документом Оприходование товаров. Данный документ может быть введен вручную или на основании фактически проведенной инвентаризации с отражением данных об излишках материалов в документе Инвентаризация товаров на складе.

Важно заметить, что расходы  на приобретение имущества в виде: безвозмездно полученных материальных ценностей; излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; материалов, полученных при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств - не учитываются в целях  налогообложения по налогу на прибыль. Поэтому при заполнении документа Оприходование товаров в строке Статья доходов нужно указывать статью прочих доходов и расходов, не принимаемую к налогообложению.

Достаточно распространены случаи, когда материалы в организации  появляются после ликвидации одного из объектов основных средств. В результате ликвидации компания может получить запчасти, металлолом и прочие нужные в хозяйстве материалы, которые  после определения их рыночной стоимости  должны быть занесены в программу  с помощью уже рассмотренного выше документа Оприходование товаров. Здесь, как и в предыдущем пункте, снова обращаем внимание на статью доходов.

С помощью описанных выше ситуаций мы показали, каким образом  материалы могут поступать в  организацию. Теперь давайте рассмотрим основные варианты увеличения фактической  себестоимости МПЗ в программе  «1С:Бухгалтерия 8»:

  1. Отражение таможенных расходов при приобретении импортных материалов.
  2. Отражение транспортных расходов, страховки, погрузо-разгрузочных работ и прочих расходов, увеличивающих себестоимость материалов.
  3. Комплектация материалов.

Отражение таможенных расходов при приобретении импортных материалов

Выше мы продемонстрировали, каким образом импортные материалы  могут быть оприходованы на склад. Сейчас давайте рассмотрим, как же нам  отразить дополнительные таможенные расходы, тем самым увеличив себестоимость  материалов, полученных через операцию импорта МПЗ. Для этого воспользуемся  документом ГТД по импорту.

В шапке документа указывается  контрагент и договор, заключенный  с ним. В нашем случае контрагент - это «Зеленоградская таможня». На первой закладке Основные заносится номер ГТД и сумма таможенного сбора.

Вторая закладка Разделы ГТД предназначена для распределения дополнительных расходов на себестоимость полученных МПЗ. Для того, чтобы это сделать, необходимо сначала заполнить саму табличную часть материалами, поступившими по импорту, на которые должны распределиться дополнительные расходы по таможне. Для этого можно воспользоваться кнопкой Заполнитьи выбрать пункт Добавить из поступления. Табличная часть заполнится видами материалов из выбранного документа Поступление товаров и услуг.

На этой же закладке, при  необходимости, указываются другие реквизиты: Таможенная стоимость, Пошлина, НДС и т.д, которые и будут распределяться, после чего следует нажать на кнопку Распределить.

При проведении данного документа, дополнительные расходы распределятся  на все МПЗ табличной части  и увеличат себестоимость запасов.

Помимо расходов на таможне, увеличивающих стоимость импортных  материалов, есть и другие расходы, влияющие на их стоимость. Причем они  могут быть отражены как в отношении  МПЗ, купленных в России, так и  импортных материалов. К ним можно  отнести транспортные расходы, страхование, акцизы, оплату простоя машины и  т. д. Все эти расходы можно  отразить с помощью документа Поступление доп. расходов.

Важной особенностью данного  документа является то, что он позволяет  распределять дополнительные расходы  на стоимость как пропорционально  количеству указанных в документе  материалов, так и пропорционально  их стоимости. Также возможен ручной ввод суммы расходов по каждому материалу  в отдельности.

Заполнение табличной  части материалами происходит, как  и в документе ГТД по импорту, по кнопке Заполнить и выбора одного из вариантов заполнения: либо Добавить из поступления, либо Заполнить по поступлению. Отличаются эти варианты заполнения табличной части нужными материалами тем, что при выборе варианта Добавить из поступления у вас не будет очищаться табличная часть, а материалы лишь добавятся к уже существующим, в то время как при варианте Заполнить по поступлению табличная часть будет очищена и в нее попадут лишь материалы, которые содержатся в выбранном вами документе Поступление товаров и услуг.

Иногда, в процессе работы бухгалтер сталкивается с проблемой, когда необходимо собрать из нескольких материалов один или, наоборот, разобрать  определенный МПЗ на несколько комплектующих. Примером может служить закупка  комплектующих компьютера с дальнейшей сборкой системного блока. Для решения  этого вопроса можно воспользоваться  документом Комплектация номенклатуры.

 

Заключение

 

Данная работа посвящена  бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. В процессе ее написания  была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским  учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материально-производственных запасов для предприятий.

В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов в соответствии с утвержденными  положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью  которых ведется учет этих операций.

Информация о работе Бухгалтерский учет материалов и расчетов с поставщиками