Налоги и сборы и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

Заключение…………………………………………………..………………….31

Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАЛОГОВАЯ  АКАДЕМИЯ

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  курсу

«Финансовое право» 

на  тему:

«Понятие, виды и роль налогов и сборов в  Российской Федерации. Система налогов  и сборов» 
 

                        Выполнила:

студентка очного отделения

юридического  факультета ВГНА

группы  ЮО-308 К.А. Покровская 

Научный руководитель:

Яговкина В.А. 
 
 

Москва    2011

План

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации

    1. Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика  системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов  и сборов в Российской Федерации…………….………….27

Заключение…………………………………………………..………………….31

Список литературы……………………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В экономической и юридической  литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

     Начало  налоговой системы Российской Федерации  как самостоятельного суверенного  государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

     В  Конституции  Российской  Федерации   определено,  что  каждый обязан   законно   платить    установленные   налоги   и   сборы.

     В совместном ведении  Российской  Федерации   и  субъектов  Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов  в Российской Федерации.

     Основным  законодательным документом сейчас по налогам и сборам  в  Российской Федерации является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

     Существует  также  целый  перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих  Налоговый  кодекс Российской  Федерации.  К  таким  документам  можно  отнести   Постановление Правительства  Российской  Федерации  касающееся  вопросов  налогообложения, инструкции, методические рекомендации Министерства Российской  Федерации  по налогам и сборам и другие документы.

     Любому  государству для осуществления  его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При  формировании бюджета государство  использует различные источники  доходов, однако на сегодняшний день более эффективный способ собирания денежных средств налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.

     Цель  работы состоит в определение понятия налогов и сборов, их классификация, а так же определение их роли в государстве.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. раскрытие понятие налогов и сборов;
  2. классификация налогов и сборов;
  3. характеристика системы налогов и сборов;
  4. определение роли налогов и сборов в государстве.

     Теоретической основой работы стало изучение научной и правовой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и классификация  налогов и сборов Российской Федерации.

    1. Понятие налогов и сборов и их значения.

     Законодательное определение налога и сбора дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

     Налог носит обязательный характер, так как каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

     Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые  обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

     Налоги  взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

     Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку эти условия определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

     Так как налог представляет собой  одностороннее движение средств  и его принципы прямо противоположны принципам гражданского оборота, приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение. В большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, так как налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. Однако при отступлении от установленных правил налогообложения простая угроза применения санкций находит практическое выражение. 

     Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать взносы и  платежи, обладающие установленными настоящим  Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

     В определении понятия «налог»  законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности3.

     3  Постановление КС РФ от 11 ноября 1997г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи II1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339.

     В настоящее время НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог»  и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые  сформировались в процессе правоприменительной деятельности. В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины. Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Основным  условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, является совершение в отношении плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать разновидность юридических фактов — закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В силу прямого указания ст. 8 НК РФ к юридически значимым действиям также относится предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

     Анализ  законодательства о налогах и  сборах позволяет сделать вывод, что предоставление определенных прав означает наделение плательщика  каким-либо естественным правом, имеющим  в силу закона ограниченный режим  обращения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным  законом в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

     Положения названной конституционной нормы  применимы и в сфере формирования государственных доходов. Государство  может использовать определенные ограничения  прав и свобод для пополнения финансовых ресурсов. Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:

     1) установления государственной монополии  на производство определенных  видов товаров, выполнение работ,  оказание услуг и, следовательно,  исключения свободного доступа  иных субъектов в эти сферы деятельности;

     2) предоставления на возмездной  основе отдельным частным субъектам  права заниматься деятельностью,  отнесенной к монополии государства.

     Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью  частного субъекта получить возмездную услугу от государства. Данный признак  характеризует сборы и пошлины  как индивидуальные платежи. Сбор взимается, как правило, за обладание специальным  правом. Пошлина взимается в качестве материальной компенсации государству  за пользование государственным  имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу частного субъекта (например, принятие дела к  судебному рассмотрению, регистрация  актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий).

     Однако, несмотря на признак возмездности, сборы не относятся к платежам по обязательствам, вытекающим из договора. Компенсация государству части денежных затрат не придает сборам характера цены публичной услуги. Плательщик сбора в большинстве случаев не в состоянии полностью оплатить публичные расходы на совершение юридически значимых действий, а определенная категория юридически значимых действий, совершаемых в пользу или по инициативе плательщика, вообще не может иметь стоимости — например, правосудие или нотариальные действия.

     Таким образом, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.

     К общим признакам относятся:

     1. обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

     2. адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

     3. изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

     4. возможность принудительного способа изъятия;

     5. осуществление контроля единой системой налоговых органов.

     В то же время, несмотря на некоторые  одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга  по следующим юридическим характеристикам:

Информация о работе Налоги и сборы и их роль