Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа
В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5
1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10
Глава 2. Система налогов и сборов
2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15
2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27
Заключение…………………………………………………..………………….31
Список литературы……………………………………………………………..33
По степени обложения выделяют три группы налогов:
а) прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог;
б) пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
в) регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, налог на игорный бизнес).
Известна классификация налогов на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо чрезвычайных обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы. В отличие от ординарных налогов, действующих в течение неопределенного промежутка времени, чрезвычайные налоги всегда вводятся на определенный срок.
Перечисленные
критерии классификации налогов
не являются исчерпывающими, но вместе
с тем достаточны для юридической
характеристики всех действующих ныне
налогов и сборов в Российской
Федерации. В научной и учебной
литературе налоги группируются и иными
способами, что позволяет более
точно выявить сущность каждого
обязательного платежа, взимаемого
в обязательном порядке.
Глава 2. Система налогов и сборов
2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов.
Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система».
Налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:
— принципы налогообложения;
— порядок установления и введения налогов;
— система налогов;
—
порядок распределения
— права и обязанности участников налоговых отношений;
— формы и методы налогового контроля;
— ответственность участников налоговых отношений;
— способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.
Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.
Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.
Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.
Подобно
тому, как в законодательном акте
определение налога дается с целью
ограничить несанкционированное
Специфика
налоговой системы заключается
в особенностях каждого из составляющих
ее элементов — налогов и сборов,
а также в характере
Для России как федеративного государства наиболее важны взаимосвязи налогов и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной властей посредством наделения их налоговой компетенцией.
Иерархическая трехуровневая система налогов и сборов должна предусматривать четкое разделение компетенции органов власти каждого уровня в налоговых отношениях. Однако именно в федеративном государстве система налогов и сборов потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме разделения налоговой базы и прав по собиранию налогов и сборов на своей территории между Федерацией и ее субъектами.
Существует
три принципиально различных
подхода к разделению налоговых
поступлений (компетенций) между уровнями.
При первом подходе каждый уровень
— федеральный, региональный и местный
— имеет собственные («непересекающиеся»)
налоги, которые вводятся соответствующими
органами власти и полностью поступают
в соответствующие бюджеты. Второй
подход предусматривает соединение
в одном налоге ставок, устанавливаемых
органами власти и управления различных
уровней (как правило, при введении
вышестоящими органами определенных предельных
ставок). При третьем подходе
В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 13 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.
Структуру системы налогов и сборов в Российской Федерации определяют ст. 13—15 НК РФ.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13):
налог на добавленную
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на добычу полезных
налог на прибыль организаций;
государственная пошлина;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
водный налог.
Региональные налоги и сборы (ст. 14):
налог на имущество
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
Местные налоги и сборы (ст.15):
налог на имущество физических лиц;
земельный налог;
Специальные
налоговые режимы
1)система
налогообложения для
2)упрощенная система налогообложения;
3)система
налогообложения в виде
4)система
налогообложения при
Универсальным показателем налоговой системы государства, являются принципы, на которых строится система налогов и сборов в государстве.
В основе построения налоговой системы лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы РФ. Способность системы налогов и сборов в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.
Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют принципы и для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами.
Принцип
построения системы налогов и
сборов представляет собой исходное
положение, лежащее в основе налоговой
системы государства, предопределяющее
возможность норм налогового права
и формирующее различные
Налоговый кодекс РФ (часть первая) использует неоднозначный подход к определению категории «принципы», что проявляется в применении разных терминов для ее обозначения, а также в их различном содержании. В п. 2 ст. 1 НК РФ сформулировано положение о том, что НК РФ «устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц». Таким образом, к общим принципам налогообложения в НК РФ отнесены практически вся совокупность основных институтов налогового законодательства, все содержание его части первой.
Статья 3 НК РФ именуется «Основные начала законодательства о налогах и сборах», однако содержащиеся в ней положения, по сути, формулируют основные принципы построения системы налогов и сборов в Российской Федерации.
Таким
образом, несмотря на терминологические
различия, НК РФ содержит принципы построения
системы налогов и сборов, рассматривая
их как идеи, исходные положения, основные
начала налогово-правового
Каждый принцип налоговой системы выступает частью всей совокупности принципов, каждый принцип системы налогов и сборов самостоятелен, но не автономен, нарушение какого-либо одного из принципов затрагивает всю систему принципов в целом.
Специфика
принципов построения налоговой
системы вытекает из неравенства
субъектов налоговых
Принципы
построения налоговой системы
1)
принципы построения системы
налогов и сборов, непосредственно
закрепленные
2)
принципы построения системы
налогов и сборов, не имеющие
своего непосредственного
Среди принципов построения налоговой системы, входящих в первую группу, следует выделить следующие.