Налоги и сборы и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

Заключение…………………………………………………..………………….31

Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

     По  степени обложения выделяют три группы налогов:

     а) прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог;

     б) пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);

     в) регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, налог на игорный бизнес).

     Известна  классификация налогов  на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо чрезвычайных обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы. В отличие от ординарных налогов, действующих в течение неопределенного промежутка времени, чрезвычайные налоги всегда вводятся на определенный срок.   

     Перечисленные критерии классификации налогов  не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической  характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной  литературе налоги группируются и иными  способами, что позволяет более  точно выявить сущность каждого  обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов.

     Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «налоговая система».

     Налоговая система — это совокупность установленных  в государстве существенных условий налогообложения.

     Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:

     — принципы налогообложения;

     — порядок установления и введения налогов;

     — система налогов;

     — порядок распределения налоговых  поступлений между бюджетами различных уровней;

     — права и обязанности участников налоговых отношений;

     — формы и методы налогового контроля;

     — ответственность участников налоговых  отношений;

     — способы защиты прав и интересов  участников налоговых отношений.

     Понятие «налоговая система» характеризует  налоговый правопорядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.

     Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

     Система налогов — это совокупность отдельных  налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

     Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

     Подобно тому, как в законодательном акте определение налога дается с целью  ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. В соответствии с НК РФ (ст. 12) на территории России могут взиматься федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы и определяет компетенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп. 

     Специфика налоговой системы заключается  в особенностях каждого из составляющих ее элементов — налогов и сборов, а также в характере взаимосвязи  между ними. Система налогов РФ имеет трехуровневое построение со следующим элементным составом: верхний уровень — федеральные  налоги и сборы; средний — региональные налоги и сборы; нижний — местные  налоги и сборы.

     Для России как федеративного государства  наиболее важны взаимосвязи налогов  и сборов по уровням управления, поскольку налоговая система  призвана обеспечивать сбалансированность федеральной, региональной и местной  властей посредством наделения  их налоговой компетенцией.

     Иерархическая трехуровневая система налогов  и сборов должна предусматривать  четкое разделение компетенции органов  власти каждого уровня в налоговых  отношениях. Однако именно в федеративном государстве система налогов  и сборов потенциально содержит противоречие, которое заключается в проблеме разделения налоговой базы и прав по собиранию налогов и сборов на своей территории между Федерацией и ее субъектами.

     Существует  три принципиально различных  подхода к разделению налоговых  поступлений (компетенций) между уровнями. При первом подходе каждый уровень  — федеральный, региональный и местный  — имеет собственные («непересекающиеся») налоги, которые вводятся соответствующими органами власти и полностью поступают  в соответствующие бюджеты. Второй подход предусматривает соединение в одном налоге ставок, устанавливаемых  органами власти и управления различных  уровней (как правило, при введении вышестоящими органами определенных предельных ставок). При третьем подходе поступления  от одних и тех же общегосударственных  налогов распределяются в определенной пропорции между уровнями бюджетной  системы. В мировой практике, как  правило, в чистом виде ни один из вариантов  не применяется, а используются комбинации нескольких форм.

     В соответствии с гл. 2 НК РФ система  налогов и сборов в РФ состоит  из 13 налогов и сборов и 4 специальных  налоговых режимов.

     Структуру системы налогов и сборов в  Российской Федерации определяют ст. 13—15 НК РФ.

     Федеральные налоги и сборы (ст. 13):

       налог на добавленную стоимость;

       акцизы;

       налог на доходы физических  лиц;

       налог на добычу полезных ископаемых;

       налог на прибыль организаций;

       государственная пошлина;

       сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;   

        водный налог.

     Региональные  налоги и сборы (ст. 14):

        налог на имущество организаций; 

        налог на игорный бизнес;

        транспортный налог.

     Местные налоги и сборы (ст.15):

        налог на имущество физических  лиц;

        земельный налог;

     Специальные налоговые режимы устанавливаются ст. 18 НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. К специальным налоговым режимам относятся:

     1)система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог);

     2)упрощенная  система налогообложения;

     3)система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

     4)система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

     Универсальным показателем налоговой системы государства, являются принципы, на которых строится система налогов и сборов в государстве.

     В основе построения налоговой системы лежит совокупность определенных принципов, определяющих сущность всей налоговой системы РФ. Способность системы налогов и сборов в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов построения налоговой системы, которые создают необходимые условия для ее эффективного функционирования.

     Принципы  построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства. Огромное значение имеют принципы и для правоприменительной  практики, поскольку все нормы  законодательства о налогах и  сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных  налогово-правовыми принципами.

     Принцип построения системы налогов и  сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой  системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права  и формирующее различные подходы  к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.

     Налоговый кодекс РФ (часть первая) использует неоднозначный подход к определению  категории «принципы», что проявляется  в применении разных терминов для  ее обозначения, а также в их различном  содержании. В п. 2 ст. 1 НК РФ сформулировано положение о том, что НК РФ «устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5) формы и методы налогового контроля; 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц». Таким образом, к общим принципам налогообложения в НК РФ отнесены практически вся совокупность основных институтов налогового законодательства, все содержание его части первой.

     Статья 3 НК РФ именуется «Основные начала законодательства о налогах и  сборах», однако содержащиеся в ней  положения, по сути, формулируют основные принципы построения системы налогов  и сборов в Российской Федерации.

     Таким образом, несмотря на терминологические  различия, НК РФ содержит принципы построения системы налогов и сборов, рассматривая их как идеи, исходные положения, основные начала налогово-правового регулирования. В силу своего содержания (направленность на регулирование налоговых отношений  в государстве) и закрепления  в нормах налогового права они, в  сущности, являются принципами налогового права.

     Каждый принцип налоговой системы выступает частью всей совокупности принципов, каждый принцип системы налогов и сборов самостоятелен, но не автономен, нарушение какого-либо одного из принципов затрагивает всю систему принципов в целом.

     Специфика принципов построения налоговой  системы вытекает из неравенства  субъектов налоговых правоотношений, поскольку, с одной стороны, государство  устанавливает принципы посредством  односторонне-властного волеизъявления, а с другой стороны, принципы построения налоговой системы выступают  как определенная совокупность требований общества, предъявляемых к государству.  

     Принципы  построения налоговой системы подразделяются на две группы в зависимости от их нормативного закрепления:

     1) принципы построения системы  налогов и сборов, непосредственно  закрепленные законодательством  о налогах и сборах. НК РФ  не содержит специальных терминов  и соответствующих формулировок, определяющих принципы построения налоговой системы, поэтому их выведение осуществляется путем толкования норм налогового права;

     2) принципы построения системы  налогов и сборов, не имеющие  своего непосредственного закрепления  в законодательстве о налогах  и сборах. Данная группа принципов  формируется на основании теоретических  выводов науки и выявляется  в результате практической налоговой  деятельности. Однако применение  научных принципов, не зафиксированных  в нормативных актах, не должно  искажать сущность основополагающих  идей построения налоговой системы.

     Среди принципов построения налоговой  системы, входящих в первую группу, следует выделить следующие.

Информация о работе Налоги и сборы и их роль