Налоги и сборы и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

Заключение…………………………………………………..………………….31

Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

     1. По значению. Налоговые платежи  в современных условиях являются  основным источником образования  бюджетных доходов. Остальные  виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

     2. По цели. Цель налогов — удовлетворение  публичных потребностей государства  или муниципальных образований;  цель сборов — удовлетворение  только определенных потребностей  или затрат государственных (муниципальных)  учреждений. 

     3. По обстоятельствам. Налоги представляют  собой безусловные платежи; сборы  уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным  (муниципальным) учреждением, которое  реализует государственно-властные полномочия. 

     4. По характеру обязанности. Уплата  налога является четко установленной  Конституцией РФ обязанностью  плательщика; сбор характеризуется  определенной добровольностью и  часто не имеет государственного императива.

     5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

     6. По способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права. 

     Таким образом, в отличие от налогов  сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

     Сопоставление юридических признаков налогов  и сборов, образующих налоговую систему  современного российского государства, подтверждает правильность общей теории государственных доходов, выработанной еще в XIX в. известными русскими и  зарубежными финансистами. Согласно названной теории, сборы и пошлины  являются своеобразной формой обязательных платежей, являющейся прообразом налога. Для цивилизованного государства  более приемлемо использовать налоговые  методы, поскольку «в современном  видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных  прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую  экономическую возможность». Подобно  тому, как домены перешли в регалии, а последние — в налоги, сборы также на определенной стадии своего развития либо оформятся законодателем в качестве налогов, либо заметно сократят сферы своего применения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Классификация налогов и сборов.

     Многообразие  налоговых платежей создает объективные  предпосылки для их классификации, то есть обособления в отдельные  группы со сходными признаками. В научной  литературе налоги группируются по самым  различным основаниям, а именно по категориям налогоплательщиков, по объектам обложения, порядку исчисления и  уплаты, по налоговому бремени, целевой  направленности и т.д.

     Закон же предусматривает лишь одну классификацию  налогов и сборов, придавая ей нормативный  характер: согласно ст. 13 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным налогам.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

     Региональные  налоги включают в себя:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

     Местные налоги включают в себя:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

     В зависимости от категории  налогоплательщиков все налоги можно разграничить:

     налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог  на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

     налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);

     смешанные налоги, уплачиваемые как физическими  лицами, так и организациями (НДС, акцизы, государственные пошлины, земельный налог и др.).

     Наиболее  многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.

     По  объекту обложения  налоги можно выделить:

     а) налоги на имущество;

     б) налоги на доходы (прибыль);

     в) налоги на определенные виды деятельности.

     В налоговой системе России существует несколько поимущественных налоговых платежей, что объясняется разнообразием имущества как объекта налогообложения. Для организаций объектом налогообложения признается все движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В отношении физических лиц имущественными налогами облагаются земля, недвижимость, транспортные средства, а также имущество. Согласно ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В отличие от дохода прибыль представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов (то есть «чистый доход» без учета затрат). Физические лица в Российской Федерации уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. Налоги на доходы нередко подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (обще подоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. Значительными особенностями в налогообложении обладают такие виды доходов, как займы и кредиты, дивиденды, материальная выгода, различного рода выигрыши и призы, доходы, полученные в натуральной форме и др. В некоторых случаях объектами налогообложения являются отдельные виды деятельности лица независимо от того, получены при этом доходы или нет. Так, реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость и акцизами.

     Актуальна классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает лицо, фактически несущее налоговое бремя по уплате налога. Для прямых налогов таким лицом является непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком, и «схема» по уплате и переложению косвенного налога повторяется снова. Таким образом, уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя. Так происходит, пока товар не доходит до конечного потребителя, который фактически и несет реальное бремя уплаты косвенных налогов.

     Прямые  налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. За основу налогообложения здесь принимается некий гипотетический усредненный доход, рассчитанный заранее с помощью статистических данных. К реальным относятся, например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. Чаще всего реальными налогами облагаются виды деятельности, где сокрытие доходов является делом несложным и приобретает массовый характер.

     По  масштабам применения косвенные  налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Специальными косвенными налогами (например, акцизами) подлежит обложению лишь узкий, ограниченный перечень товаров. Так, к подакцизным товарам законодатель относит этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, автомобильный бензин и дизельное топливо.

     По  порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами (налогоплательщиками или налоговыми агентами), относятся к неокладным.

     Налоги  можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). По общему правилу налоги должны носить нецелевой характер, вытекающий из закрепленного в ст. 35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов. Суть этого принципа состоит в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов. Таким образом, налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

     а) налоги общего значения — используемые на общие цели, без конкретизации  мероприятий или затрат, на которые  они расходуются. Таковыми является большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;

     б) целевые налоги — зачисляемые  в целевые внебюджетные фонды  или выделяемые в бюджете отдельной  строкой и предназначенные для  финансирования конкретно-определенных мероприятий (например, земельный налог).

     В зависимости от периодичности  взимания:

     а) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного  периода при совершении конкретных действий;

     б) регулярные — налоги, взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).

     В зависимости от канала поступления:

     а) государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;

     б) местные - налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;

     в) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;

     г) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.

     По  источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:

     а) налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

     б) налоги, относимые на затраты (налог на имущество организаций, земельный налог и др.);

     в) налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль организаций;

     г) налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.

Информация о работе Налоги и сборы и их роль