Налоги и сборы и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В экономической и юридической литературе указывается, что налоги возникли одновременно с возникновением государства, являясь основным источником средств для его содержания. Однако «налоги» в современном понимании данной категории получили свое развитие в капиталистическом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях, в процессе становления парламентаризма. Не случайно принципы налоговой системы были сформулированы в конце XVIII в. известным экономистом Адамом Смитом.

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц»; «Налоговый кодекс Российской Федерации» Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и классификация налогов и сборов Российской Федерации
Понятие налогов и сборов и их значения…………………………………5

1.2 Классификация налогов и сборов…………………..…………………….10

Глава 2. Система налогов и сборов

2.1 Общая характеристика системы налогов и сборов………………………15

2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации…………….………….27

Заключение…………………………………………………..………………….31

Список литературы……………………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3.docx

— 78.97 Кб (Скачать документ)

     Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.

     Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

     Евроконтиненталъная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

     Латиноамериканская  модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

     Доли  косвенных налогов в доходах  бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.

     Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

     В консолидированном бюджете Российской Федерации на 2001 г. доля прямых налогов  составляла 39,4% (в том числе с  физических лиц—13,1%), косвенных налогов  — также 36,1% (в том числе НДС  — 24,4%, акцизы - 11,7%). Очевидно, что в России используется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. 
 
 
 

     3С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Роль налогов и сборов в Российской Федерации.

     При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов необходимо классифицировать доходы по видам:

     Доходы  бюджета в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ образуются: 

     1. За счет налоговых поступлений; 

     2. За счет неналоговых видов доходов;

     3. За счет безвозмездных перечислений.

       К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

     Среди доходов федерального бюджета приоритетное место занимают налоги. Налог предполагает высокий уровень развития правосознания, экономики, системы контроля. Анализируя бюджеты промышленно развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что  в современном мире на долю налогов  приходится от 80 до 90% всех бюджетных  поступлений. Мировая практика доказала, что главным направлением мобилизации  средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это приведет к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате остается главный источник доходов - налоги.

     Налоговые источники доходов федерального бюджета за последние годы составляли в их структуре около 80%. Структура  налоговых источников доходов бюджета  в значительной степени определяется состоянием, историческими особенностями  развития экономики государства  и другими внешними и внутренними  факторами.

     Естественно, что структура налоговых источников прежде всего определяется господствующей в данной стране финансовой теорией и выработанной на ее основе финансовой политикой, в том числе ее составной частью - налоговой политикой. Так, с позиции теории «институциональных финансов», ежегодная сбалансированность бюджета не является самоцелью, а направлена на обеспечение без инфляционного экономического роста и минимизацию безработицы в долгосрочной перспективе, что предопределяет возможности существенного изменения в отдельные годы ставок налогов как «встроенных регуляторов», позволяющих обеспечить сбалансированность бюджета и в условиях относительного снижения экономического роста, и в случаях его ускорения.

     За  счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется  часть финансовых ресурсов государственных  и муниципальных предприятий (в  Российской Федерации – унитарные  предприятия) и ряда специальных  фондов.

     Доходы  федерального бюджета формируются  за счет: 

     1) федеральных налогов, сборов и  неналоговых доходов – в соответствии с нормативами отчислений, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации; 

     2) иных неналоговых доходов в  соответствии с нормативами отчислений; 

     3) федеральных налогов и сборов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам). 

     В соответствии с Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» рассмотрим количество налоговых доходов.

     В соответствии с законом доходы федерального бюджета составят 8 844 554 761,0 тыс. рублей, расходы – 10 658 558 761,0 тыс. рублей, дефицит бюджета – 1 814 004 000,0 тыс. рублей. В текущем году валовой внутренний продукт в Российской Федерации составит 50 389,0 млрд. рублей, инфляция прогнозируется на уровне 6,5%.

     В доходы федерального бюджета включены налоговые доходы на сумму 2071,4 млрд. руб., что на 1,7% выше показателя предыдущего  года. Такой небольшой рост объясняется  снижением налоговой нагрузки на экономику. Показателем налогового бремени может служить доля налоговых  доходов консолидированного бюджета в ВВП: в 2011 г. она сократилась до 24,2%.

     Самые существенные поступления в федеральный  бюджет формируют: НДС - около половины всех налоговых доходов (46%). Несмотря на снижение ставки НДС, ожидается, что поступления от НДС возрастут на 8,9% по сравнению с текущим годом. Налоги на добычу природных ископаемых – 44-45%.

     Таким образом, связь налогов и бюджета  имеет двусторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных  статей, в то время как неналоговые  доходы формируют лишь 13 % бюджета.

     Таким образом, значение налогов в формировании бюджета велико: они составляют 85% всей доходной части бюджета. Наибольший удельный вес в структуре бюджета  занимают такие налоги, как НДС, налог  на добычу полезных ископаемых и акцизы. На региональном уровне наибольший удельный вес в статьях доходов занимают налог на доходы физических лиц и  налог на прибыль организаций. 

     Таким образом, налоги, являясь главным  источником бюджетных доходов на всех уровнях бюджетной системы, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения  финансовых ресурсов.

     Рассмотрение  роли налогов можно свести к раскрытию  их функций. Функция налога - это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение налога как  инструмента распределения и  перераспределения доходов государства.

     Первой  и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная функция.

     Формирование  доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейший экономический субъект.

     Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

     Из  фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится

     контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений;

     над получением доходов гражданами;

     источниками этих доходов; 

     над использованием имущества, в том числе земли.

     Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной  мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством  налоги.

     В налогах заложены большие возможности  по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

     С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

     В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

     Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессымолодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.  

     Финансовое  право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004. С.312-316. 

     Одна  из функций, способствующих поддержанию  социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

     Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан  перед обществом (освобождение от налогов  участников Великой Отечественной  войны, Героев СССР и Российской Федерации).

     Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  обеспечивает социальную и экономическую  стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций  налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия  на экономику страны. 
 
 
 

     Заключение.

     Налог - необходимое условие существования  государства, поэтому обязанность  платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться  по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в  казну, и обязан регулярно перечислять  эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться  как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части  имущества, вытекающее из конституционной  публично-правовой обязанности. Также  можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством  обеспечения функционирования государства.

Информация о работе Налоги и сборы и их роль