Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и переживание нормативно-правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание

Целью исследования является исследование историко-теоретических проблем действия нормативно-правовых актов во времени как в дореволюционный период, так и в современном законодательстве и поиск путей их решения.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты и пределы действия нормативно-правовых актов во времени.
2. раскрыть понятия обратная сила и «переживание» нормативно-правового акта.
3. проанализировать проблемы законодательной регламентации действия нормативно-правового акта;
3. изложить возможные пути решения проблем действия нормативно-правового акта во времени.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….......4
1 Теоретические основы действия во времени нормативно-правого акта.…….6
Исторический аспект действия законов во времени……………..……...6
Пределы действия нормативно-правовых актов. Научное
трактование понятия «действия во времени нормативно-правовых актов»…...14
Принципы действия во времени. Ретроактивность и ультраактивность...18
2 Проблемы законодательной регламентации действия нормативно-
правового акта во времени…………………………………………………….......25
2.1 Определение времени вступления и утраты нормативно-правовым
актом юридической силы……………………………………………………….….25
2.2 Проблемы обратной силы и «переживания» нормативного акта…...……...29
3 Возможные пути совершенствования действия нормативного акта во
времени…………………………………………………………………………......34
Заключение……………………………………………………………………….....37
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая право3.docx

— 88.23 Кб (Скачать документ)

Российские правоведы  по-разному определяли право как  социальное явление, но единодушно исследовали  вопрос о соотношении разновременных норм права как формализованных, воплощенных в каких-либо признаваемых государством источниках. Темпоральные проблемы они видели не в процессе правообразования (формирования норм прав), а в существовании и соотношении  самих форм (источников) права.

Государство выступает гарантом прав человека, гражданина, общества в  целом. Поэтому соотношение действия законов правоведы рассматривали  в рамках теории приобретенных прав.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Пределы действия нормативно-правовых актов. Научное трактование понятия «действия во времени нормативно-правовых актов»

 

 

Нормативно-правовые акты являются основными источниками права  в Республики Беларусь.  На  долю  именно  этих  документов  приходится наибольший  объем правового регулирования,  к их  числу относятся акты, обладающие  высокой юридической силой – конституции и законы.  К нормативно-правовым  актам причисляют  множество документов, принимаемых различными  органами  государственной власти  по  всем вопросам  общественной  жизни.  Никакой другой  вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и такими регулятивными возможностями. Несмотря на значимость и распространенность нормативно-правовых актов, ни белорусским законодательством, ни юридической наукой не решены окончательно  вопросы определения понятия «нормативно-правовой  акт», соотношения различных его видов между собой и с другими источниками права, отграничения нормативно-правовых актов от иных, сходных с ними, документов. Между тем эти вопросы являются основополагающими для всей правовой  науки,  выходят далеко  за  рамки теории  государства и права и имеют не только теоретическое, но и практическое значение.

Нормативно-правовые  акты,  являясь  формами  выражения  права,  обуславливают юридическую силу и действительность правовых норм, пределы их действия, обязательность и другие свойства. Для установления содержания права, его правильного  применения требуется четкое понимание  того, какие документы являются нормативно-правовыми  актами.

Существуют различные  определения нормативно-правового  акта. На мой взгляд наиболее полным и содержательным является определение  данное еще в 1982 году известным юристом  С.С. Алексеевым “Нормативно-правовой акт - это письменный официальный  документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний постоянного или  временного характера, рассчитанных на многократное применение”. (1, стр. 201).Эту  концепцию развил Закон Республики Беларусь “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” , где  зафиксировано ,что “Нормативный правовой акт - официальный документ установленной  формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем  референдума с соблюдением установленной  законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное  применение” (38, ч. 12 ст.1) .

Нормативно правовой акт - это официальный документ, в  котором содержаться общеобязательные правила поведения, обращённые к  относительно неопределённому кругу субъектов (например, граждане, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены (3, стр. 339). Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности (правовые акты, принимаемые с целью осуществления конкретных мероприятий или рассчитанные на иное однократное применение).

Пределы действия представляют собой технико-юридические параметры акта, показывающие границы его регулятивного воздействия. В отношении каждого нормативно-правового акта определяются — временные пределы — действие нормативно-правовых актов во времени; — территориальные (пространственные) пределы — действие нормативно-правовых актов в пространстве; — субъектные пределы — действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Иными словами, предварительно, перед тем как применять нормы права, для каждого нормативного акта необходимо определить когда, где и для кого он распространяется. Указанные пределы действия нормативно-правовых актов взаимосвязаны между собой, они определяются в той последовательности, в какой были перечислены выше, причем каждый последующий параметр определяется исходя из предыдущего.

 Время действия нормативно-правового акта является основным параметром, без которого остальные роли не играют. Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что "закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Действие закона, равно  как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается  тот вариант, при котором устанавливается  определенный период времени, необходимый  для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном  акте о введении его в действие, в других – с момента его  принятия или опубликования. Они  могут вводиться и по истечению  определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте. Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие. (ЗаконНП.а)

Также нет одного единожды установленного подхода и способа  в вопросе срока прекращения  действия нормативно-правового акта. В настоящее время существуют следующие способы прекращения  действия нормативно-правовых актов  во времени:

1. Прямая отмена нормативно-правового  акта. Этот способ наиболее удобен, он ведет к «расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом с новыми правовыми нормами, с правовыми нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей могут быть посвящены и специальные нормативно-правовые акты.

2. Фактическая отмена  данного нормативно-правового акта  другим нормативным актом, принятым  по тому же вопросу. Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Однако по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу и в советское время, да и в 90-е г.г.

3. истечение срока, на  который был издан нормативно-правовой  акт, если этот срок был установлен.

4. изменение обстановки, исчезновение общественных отношений,  на регулирование которых были  рассчитаны те или иные нормативно-правовые  акты. Так, утратили смысл и  поэтому прекратили свое действие  без специальной отмены многие  нормативно-правовые акты периода  Великой Отечественной войны  после ее окончания.

Действие во времени –  наиболее значимый параметр с практической точки зрения действия нормативных  правовых актов. Слишком быстрое (после  принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может  вызвать затруднение в работе органов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Принципы действия во времени. Ретроактивность и ультраактивность

 

 

Исторически можно выделить  следующие основные этапы становления современных принципов действия нормативных правовых актов во времени исследованные Ельцовой  Т.С.:

– в статье 48 «Устава благочиния, или Полицейского» от 8 апреля 1782 года (Екатерина II) впервые в истории  России содержится правило о том,  что  нормативные  акты  не  могут  применяться  до  их  обнародования: «Управа  благочиния  не  взыскивает  с  людей  исполнения  по  закону,  буде закон не обнародован»;

– нормативное закрепление  принципа «Lex ad praeterium non valet» Закон  обратной  силы  не  имеет»)  также  относится  к  царствованию Екатерины  II.  Он  закреплен  в  именном  Указе  от  18  декабря  1785  года, данном  генерал-прокурору  князю  Вяземскому  «О  наблюдении  во  всех губерниях, чтобы дворяне, кои прежде состояния дворянской грамоты были выбираемы в должности, пользовались и впредь тем преимуществом, хотя бы и чинов не имели»;

– принцип запрета привлечения  лица к ответственности за деяние, которое  на  момент  его  совершения  не  признавалось  правонарушением, закреплен  в  законодательстве  Александра  I  (сенатский  указ  «О конфисковании и продаже в пользу казны тех судов, которые представляют по прибытии в российские порты ложные сведения в карантинах»);

– правило о том, что  правоотношение регулируется законом  или иным нормативным  актом,  действовавшим  в  момент  его  возникновения,  было   17 закреплено  в  утвержденном  императором  Николаем  I  мнении Государственного  совета  «О  приложении  и  употреблении  Свода  законов Российской империи  в производстве дел» от 12 декабря 1834 года. – единовременное  вступление  в  силу  нормативных  актов в первые было  закреплено  в  качестве  общего  правила  декретом  Совета  народных комиссаров РСФСР от 30.10.1917 «О порядке утверждения и опубликования законов». В связи со сложной обстановкой в стране в дальнейшем данный принцип  был  отменен  в  1920  году  и  снова  вернулся  в  советское законодательство  лишь  в  1958  году,  после  вступления  в  силу  Указа Президиума  Верховного  совета  СССР  от  19.06.1958  «О  порядке опубликования  и  вступления  в  силу  законов  СССР,  постановлений Верховного Совета СССР».

Нормы права должны действовать  во времени в соответствии со следующими принципами, предложенными Бахрах Д.Н:

-общее правило – немедленное  действие правовых норм,

-норма, ухудшающая правовое  положение граждан и других  субъектов права, должна иметь  только перспективное действие,

-норма, улучшающая правовое  положение граждан и других  субъектов права, имеет обратную  силу,

-исключения из этих  правил, которые должны быть закреплены  законодательно, возможны только  при наличии специальных коллизионных  норм (Бахрах Д.Н. Действие правовой  нормы во времени// Советское государство  и право. 1991 год. № 2. стр. 11-20).

Основные принципы действия нормативно-правовых актов во времени  нашли свое отражение и в важнейших международных документах, в частности, в актах, составляющие Хартию прав человека.

«Никто не может быть осужден  за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание  более тяжкое, нежели то, которое  могло быть применено в то время, когда преступление было совершено» (часть 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).

«1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом  не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало  применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается  боле легкое наказание, действие этого  закона распространяется на данного  преступника.

2. Ничто в настоящей  статье не препятствует преданию  суду и наказанию любого лица  за любое деяние или упущение, которые в момент совершения  являлись уголовным преступлением  согласно общим принципам права,  признанным международным сообществом» (статья 15 Международного пакта о  гражданских и политических правах 1966 года).

С действием нормативно –  правовых актов во времени связано  такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки  общих правил действия нормативно –  правовых актов во времени и относится  к числу исключений.

Научная разработанность  данной проблематики невелика. Специально этим вопросам посвящено несколько  монографических исследований Тилле А.А., Иванов С.Н. Бахрах Д.Н.,. Дискуссия о действии законодательства во времени имела место в 90-х годах XX в., но была весьма непродолжительной и недостаточно продуктивной. Работы об обратном действии норм из различных сфер законодательства нуждаются в общетеоретическом обобщении на основе конституционных норм. Такая потребность предопределяется тем, что общественные отношения, подлежащие правовой оценке, нередко приобретают комплексный характер. Так, в современном законодательстве все труднее различать нормы частного и публичного характера.

Важность установления содержания темпоральных норм предопределяется неопределенностью, которая имеет конституционное  происхождение. Конституция Республики Беларусь однозначно решает временные проблемы для норм, связанных с юридической ответственностью и налоговыми правоотношениями. Что же касается регулятивных норм и пределов их обратного действия, то конституционные положения не дают однозначного ответа, а лишь создают предпосылки для толкований.

Информация о работе Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и переживание нормативно-правового акта