Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и переживание нормативно-правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание

Целью исследования является исследование историко-теоретических проблем действия нормативно-правовых актов во времени как в дореволюционный период, так и в современном законодательстве и поиск путей их решения.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты и пределы действия нормативно-правовых актов во времени.
2. раскрыть понятия обратная сила и «переживание» нормативно-правового акта.
3. проанализировать проблемы законодательной регламентации действия нормативно-правового акта;
3. изложить возможные пути решения проблем действия нормативно-правового акта во времени.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….......4
1 Теоретические основы действия во времени нормативно-правого акта.…….6
Исторический аспект действия законов во времени……………..……...6
Пределы действия нормативно-правовых актов. Научное
трактование понятия «действия во времени нормативно-правовых актов»…...14
Принципы действия во времени. Ретроактивность и ультраактивность...18
2 Проблемы законодательной регламентации действия нормативно-
правового акта во времени…………………………………………………….......25
2.1 Определение времени вступления и утраты нормативно-правовым
актом юридической силы……………………………………………………….….25
2.2 Проблемы обратной силы и «переживания» нормативного акта…...……...29
3 Возможные пути совершенствования действия нормативного акта во
времени…………………………………………………………………………......34
Заключение……………………………………………………………………….....37
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая право3.docx

— 88.23 Кб (Скачать документ)

 Существуют разные  варианты определения времени  вступления нормативных - правовых актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта.

 Так срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. Называется конкретная дата, причем чаще всего срок между принятием и введением в действие нормативно-правового акта не превышает одного-трех месяцев. Если же принимается, достаточно сложный, важный нормативно-правовой акт, то срок между принятием и введением его в действие может быть и больше (3, стр. 361). Так, Гражданский кодекс Республики Беларусь был принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен советом Республики 19 ноября 1998 года, подписан Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 года, а введен в действие с 1 июля 1999 года. Срок между принятием и введением в действие увеличивается и в случае невозможности или нецелесообразности немедленной реализации предписаний, содержащихся в нормативно-правовом акте.

Нормативно-правовой акт  может вступать в юридическую  силу поэтапно, в этом случае этапы  введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными  сроками либо связываются с наступлением определенных условий (38,Ст.6). Так, Указ Президента Республики Беларусь № 117 от 07 марта 2000 года «О некоторых мерах  по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» введен в  действие с 10 марта 2000 года, в то же время  его положения о наказаниях в  виде штрафа вводятся в действие с 01 июля 2000 года.

Один из наиболее популярных в последнее время сроков, на которые  указывают при вступлении нормативно-правовых актов высших органов государства  в юридическую силу - с момента  опубликования (38, ст. 62). Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права (24, стр.28-29). Введение в действие законов с момента их опубликования вообще не очень согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования (35, ст. 17) . Современной зарубежной конституционной практике также известен подобный способ вступления законов в юридическую силу, однако обычно с момента опубликования вводятся в действие лишь такие законы, которые обращены к государственным органам и не затрагивают прав, свобод, обязанностей и ответственности человека (20, стр.11).

Так, согласно ст. 104 Конституции  Республики Беларусь законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента Республики Беларусь. Указы Президента вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в самом указе не оговорен иной срок вступления его в силу.

В томе же порядке вводятся в действие постановления Совета Министров Республики Беларусь и  иные нормативные правовые акты.

Может быть указан также  следующий срок: нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу с момента принятия или подписания (38. Ст. 66). Этот способ не очень удобен применительно к нормативно-правовым актам высших органов государства, поскольку субъекты права узнают содержание нормативно-правового акта, знакомясь с опубликованными  документами (3, 361). Этот срок как правило  применяется для введения в действие нормативно-правовых актов, не имеющих  общего значения. В отечественной  юридической практике подобный способ вступления в юридическую силу применялся даже к законам (38.Ст.66.). Постановления палат Парламента, которые вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях. При этом правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

Некоторые акты нормативного характера рассчитаны на узкий круг субъектов или содержат государственные  секреты или иные охраняемые законодательством  сведения. В этих случаях они могут  не публиковаться, а направляться соответствующим  органам для применения. Такие  акты начинают действовать с момента  получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в  действие.

В случае, если срок вступления в юридическую силу не указан, он определяется в соответствии с правилами, установленными для каждого вида нормативно-правовых актов. Общее правило  здесь таково: вступление в юридическую  силу нормативно-правовых актов, имеющих  наиболее важное значение (принимаемых прежде всего высшими государственными органами) привязывается к моменту их официального опубликования; они вступают в юридическую силу или после официального опубликования, или же по истечении определенного срока после официального опубликования (22, стр. 75). Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания(38,Ст.6).

После принятия новых нормативных  актов, особенно крупных, нередко появляются многочисленные акты толкования, разъясняющие порядок их применения. По справедливому  замечанию Е.В. Васьковского, «для того, чтобы законы применялись именно в том смысле, какой имел в виду законодатель, необходимо, чтобы судьи и органы администрации понимали законы правильно и притом одинаково» [1]. Именно эту задачу призваны решить акты официального нормативного толкования права. Правильное определение временных границ действия актов официального нормативного толкования и их соотношения с временными границами действия интерпретируемого нормативного правового акта имеет важное значение для реализации конституционных принципов законности и правовой определенности, соблюдения гарантированных законодательством прав граждан и юридических лиц.

Существуют несколько  способов прекращения действия нормативно-правовых актов во времени (25, стр.72). Прежде всего- это прямая отмена нормативно-правового  акта. Этот способ наиболее удобен, он ведет к "расчистке" законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа. Подобное указание может содержаться рядом с новыми правовыми нормами о введении в действие нового нормативно-правового акта; отмене устаревших нормативно-правовых актов или отдельных их частей, могут быть посвящены и специальные нормативно-правовые акты.

Далее - это фактическая  отмена данного нормативно-правового  акта другим нормативным актом принятым по тому же вопросу. Данный способ не слишком удобен, поскольку полная ясность для правопользователей относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает. Все-таки по самым разным причинам именно таким способом нормативные акты утрачивали юридическую силу как в советское время, так и в настоящее время.

Истечение срока на который  был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен –  это также является одним из способов его прекращения.

Наконец – это изменение  обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых  были рассчитаны те или иные нормативно-правовые акты. Так, утратили смысл и поэтому  прекратили свое действие без специальной  отмены многие нормативно-правовые акты периода существования СССР.

При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов  во времени (внимание следует обращать прежде всего на момент вступления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных  случаях возможна обратная сила нормативно-правового  акта, и лишь иногда - переживание  его действия) на практике нередко  возникают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям (25, стр. 72).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Проблема обратной  силы и «переживания» нормативного акта

 

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании  этого принципа встречается в  одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит  средневековым юристам, сделавшим  центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип  необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком  качестве он исключает развитие права.

Проблема выбора между  старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет большое и  практическое, и теоретическое значение.

В соответствии с общими принципами закон обратной силы не имеет и распространяется только на те отношения, которые возникли с  момента введения его в действие. Указанное положение закреплено в Конституции Республики Беларусь (ст. 104), что свидетельствует об отражении  в национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права, а  также тут же закрепляется, что  закон имеет обратную силу в случаях  когда он смягчает или снимает  ответственность граждан. Этот принцип  закреплен и в других актах  законодательства Республики Беларусь (например, в ст. 67 Закона «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»).

Обострение вопроса об обратном действии закона и его пределах в немалой степени предопределено чрезвычайной изменчивостью законодательства. Достаточно распространенной является проблема временного разрыва между  обращением за осуществлением своего права в орган государственной  власти или местного самоуправления и принятием соответствующего правоприменительного акта. Период этот может продлеваться в случае принятия органом акта, незаконность которого установлена  позже и он отменен судом. Суд  выносит решение об устранении допущенного  нарушения, но само законодательство, подлежащее применению, за это время  изменилось. Неопределенность в вопросе  о применимом в данном случае законодательстве может препятствовать осуществлению  гражданами их прав и защите их интересов.

Таким образом, вопрос об обратном действии закона и пределах его применения не разработан в необходимой степени  и актуализируется в современных  условиях изменчивого законодательства и бюрократического правоприменения.

Закон может приобрести обратную силу только при прямом указании закона. Гражданский кодекс РБ не имеет обратной силы, о чем прямо указано в п. 1 ст. 4 ГК РБ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Если специальный закон не содержит отличных норм, то следует использовать режим, сформированный кодексами для отношений определенного вида.

Для правильного решения  вопроса о применимом законодательстве в отечественной правовой системе  большое значение имеет содержание закона: улучшает или ухудшает он положение  гражданина, создает ли он права  и обязанности или прекращает их. Именно в зависимости от содержания норм устанавливаются темпоральные правила Конституцией РБ. Дискуссионным является вопрос о том, является ли применение закона, прекратившего право гражданина на получение определенного блага (правомочия), ухудшением его положения.

Так, в соответствии со ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Так, ст. 54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Для толкования и применения правил действия законодательства во времени большое значение имеет  ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой перечисление в Конституции  РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или  умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Общеправовое значение имеет конституционный  запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы  человека и гражданина.

Содержание указанных  статей многократно истолковано  и применено Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ и  Высшим Арбитражным Судом РФ.

Так, Президиум Верховного Суда РФ, разрешая дела, исходит из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положение  граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации), что зафиксировано в том числе  в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 сентября 2002 г. N 249пв01.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным  Судом РФ <10<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 г. по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".>, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано <11 Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П.

Информация о работе Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и переживание нормативно-правового акта