Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:05, дипломная работа
Цель работы: исследовать отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а так же указать на отдельные проблемы реализации норм об ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий………………………………………………………………………6
1.1 Особо охраняемые природные территории как природные комплексы………...…………………………………………………………….6
1.2 Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов………………………………………………………………..…...15
1.3 Полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков…………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и ответственность за его нарушение……………………………………...….41
2.1 Основные нормативно правовые документы в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………..41
2.2 Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………..…………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….…………………60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
На землях национальных парков устанавливается дифференцированный режим с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого на их землях могут быть выделены различные функциональные зоны:
− заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территорий;
− особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
− познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха;
− охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
− обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
− хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущие за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и иных коммуникаций и других объектов, не связанных с режимом их использования: рубка леса главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство: промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; движений и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием этих парков; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Национальные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом источников.
Природные парки в отличии от национальных парков являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для природоохранных, просветительских и рекреационных целей.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях на землях иных пользователей землей.
Решение об образовании природных парков принимают исполнительные и представительные органы государственной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей среды по согласованию с органами местного самоуправления.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого, на их территориях могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
С администрацией природных парков согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются Положением о нем. Например, в положении о природном парке Налычево в п. 3.2 говорится о том что зонирование и режим охраны природного парка «Налычево» утверждаются Главой администрации Камчатской области.
Природные парки являются юридическими лицами, их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.
Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления
природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием у пользователей земли, так и без него.
Государственные природные заказники могут быть федерального, регионального значения, а также принадлежать субъектам РФ.
Заказники могут иметь различный профиль, быть:
− комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
− биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношении;
− палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
− гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
− геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.
Подчиненность государственных природных заказников определяет бюджет, за счет которого происходит их финансирование (федеральный, субъекта Федерации или местный).
Государственные природные заказники федерального значении учреждаются решением Правительства РФ по представлению специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей среды.
Государственные природные заказники регионального значения, а также заказники субъектов РФ образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима конкретного заказника зависят от Положения о нем, которое утверждается соответствующим органом. Например, в Камчатском крае существует заказник регионального значения «ТРИ ВУЛКАНА» задачами которого являются поддержка общего экологического баланса и сохранение ближайшей к городам Петропавловск - Камчатский и Елизово популяции снежного барана.
В целях сохранения целостности природного комплекса, охраны и восстановления численности снежного барана на территории заказника запрещается:
Все виды охот на зверей и птиц.
Сбор лекарственных и других растений, ягод, плодов, цветов, грибов.
Предоставление участков под застройку.
Разлив и загрязнение территории мусором, нефтепродуктами, отходами производственной деятельности.
Передвижение на любых транспортных средствах, за исключением доставки организованных туристических групп на турбазу «Приют Авача», горнолыжную базу, по отведенным для этих целей дорогам и передвижения охраны заказника.
Нахождение граждан без специального на то разрешения.
Пролет самолетов и вертолетов ниже 200 метров над поверхностью земли, за исключением целевых полетов Управления охотничьего хозяйства, для проведения авиа учетных работ.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятниками природы федерального значения объявляются природные комплексы и объекты вместе с занимаемыми ими земельными (водными) участками Правительством РФ по представлению соответствующих органов субъектов РФ.
Памятниками природы регионального значения, а также памятниками природы субъектов РФ объявляются природные комплексы и объекты вместе с занимаемыми ими земельными и водными участками. Это осуществляют органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, которые утверждают их границы и режим охраны, а также определяют должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по обеспечению охраны этого памятника.
Объявление природных комплексов и объектов природы памятниками
природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у
соответствующих пользователей землей.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают обязательства по обеспечению режима их охраны.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти парки и сады.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения и образуются решениями соответствующих органов РФ или соответствующих органов субъектов РФ. Находящиеся на балансе этих парков и садов здания, сооружения и
помещения приватизации не подлежат.
На территориях этих парков и садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут
быть разделены на различные функциональные зоны:
экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;
научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;
административную.
Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство и режим конкретного парка или сада определяются в Положениях о них, утверждаемых тем органом, который принял решение об их образовании.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Лечебно-оздоровительная местность – это территория, обладающая
природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и
профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Наряду с понятием «лечебно-оздоровительная местность» существует понятие «курорт».
Курорт – это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.
Курортный регион (район) – это территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты создаются в лечебно профилактических целях, они могут иметь федеральное, региональное и местное значение.
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо субъектам РФ.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Информация о работе Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях