Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:05, дипломная работа

Описание

Цель работы: исследовать отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а так же указать на отдельные проблемы реализации норм об ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий………………………………………………………………………6
1.1 Особо охраняемые природные территории как природные комплексы………...…………………………………………………………….6
1.2 Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов………………………………………………………………..…...15
1.3 Полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков…………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и ответственность за его нарушение……………………………………...….41
2.1 Основные нормативно правовые документы в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………..41
2.2 Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………..…………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….…………………60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Нарушение законодательства об ООПТ (на примере камчатского края).doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещается проживание и все

виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

 

 

1.3.           Полномочия государственных инспекторов по охране территорий

государственных природных заповедников и национальных парков.

 

Права государственных инспекторов закрепляются:

1.                  Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях»;

2.                  Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Директоры государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.

Работники государственных природных заповедников и национальных парков (государственные инспекторы) имеют следующие права.

1) Проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях, а так же проверять документы на право осуществления природопользования;

2) Задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы.

Осуществление доставления (принудительного препровождения) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2. КоАП РФ). То есть госинспекторы вправе доставить нарушителя в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось;

3) Направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков, к административной ответственности;

4) Изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы.

При этом под орудием незаконного природопользования на практике понимается предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т. п.), под продукцией незаконного природопользования — животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе нарушения заповедного режима, а также их части и полученная из них продукция.

Под соответствующими документами понимаются документы, связанные с охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т. п.);

5) Производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей, а так же осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Проведение личного досмотра и досмотра вещей (ст. 27.7. КоАП РФ). Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях — при наличии достаточных оснований полагать, что при нарушителе находятся оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, — личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены и без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.7. КоАП РФ.

Осуществление досмотра транспортного средства (ст. 27.9. КоАП РФ). Досмотр транспортного средства любого вида осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца. О досмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.9. КоАП РФ.

Под транспортными средствами понимаются плавучие (в том числе подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования[8];

Произведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8. КоАП РФ). Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О произведенном осмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.8. КоАП РФ.

6) Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

7) Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.

8) Государственным инспекторам разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

Изъятие вещей и документов (ст. 27.10. КоАП РФ). Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.10. КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.7. КоАП РФ изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных, а также другие носители информации.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14. КоАП РФ), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости — и пользоваться) ими. Эта мера применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.14. КоАП РФ.

Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право:

а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон;

б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;

г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.

Государственные инспекторы по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (государственных лесных инспекторов), и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.

Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

Право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков составлять протоколы о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях определено ст. 28.3. КоАП РФ. (Приложение 1)

П. 33 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ предоставляет вышеупомянутым должностным лицам право составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления:

                  о неповиновении законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ);

                  о невыполнении законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ);

                  о непринятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ);

                  о непредставлении сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7. КоАП РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что дела о вышеперечисленных административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Однако в Камчатском крае у государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения нет возможности составлять протоколы об административных правонарушениях в области нарушений режима охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (природные парки, государственные заказники регионального значения).

Рассмотрим данную проблему:

С принятием Закона Камчатского края от 19 декабря 2008 г. № 209 «Об административных правонарушениях», признавшим утратившими силу Административного кодекса Камчатской области государственные инспекторы по охране ООПТ регионального значения лишились возможности составлять протоколы об административных правонарушениях в области нарушений режима охраны ООПТ регионального значения (природные парки, государственные заказники регионального значения).

Административный кодекс Камчатской области для ООПТ регионального значения (природных парков, государственных заказников) воспроизводил статью 8.39 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях ООПТ различных категорий.

В частности статья 5.2 Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения Административного кодекса Камчатской области предусматривала:

«Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников, природных парков, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях регионального значения либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.»

Решение законодателя субъекта о введении на региональном уровне статьи, предусматривающей ответственность за нарушением режима охраны особо охраняемых природных территориях регионального значения и наделении в связи с этим государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения правом составления протоколов об административных правонарушениях, было продиктовано невозможностью для государственных инспекторов по охране ООПТ регионального значения пользоваться статьей 8.39 КоАП РФ, поскольку федеральный законодатель конкретизировал круг лиц (должностных лиц и органов), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей.

Информация о работе Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях