Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:05, дипломная работа

Описание

Цель работы: исследовать отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а так же указать на отдельные проблемы реализации норм об ответственности за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий………………………………………………………………………6
1.1 Особо охраняемые природные территории как природные комплексы………...…………………………………………………………….6
1.2 Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов………………………………………………………………..…...15
1.3 Полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков…………………………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и ответственность за его нарушение……………………………………...….41
2.1 Основные нормативно правовые документы в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………..41
2.2 Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях…………………………………………..…………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….…………………60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Нарушение законодательства об ООПТ (на примере камчатского края).doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

              Следует отметить, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе и в Камчатском крае, уже приняты и действуют специальные законы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О животном мире». Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы.

Ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации относит к землям особо охраняемых природных территорий земли государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, природных парков, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Этой же статьей установлен запрет определенных видов хозяйственной деятельности на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Кроме того, установлен запрет на изъятие земельных участков, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками[10].

В Камчатском крае выше изложенное можно увидеть в п.5.1 положения о федеральном государственном учреждении «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» в котором указанно, что изъятие земли и её недр, воды, растительного и животного мира, находящегося на территории и в акватории заповедника, предоставленных в пользование (владение)  заповеднику на правах, предусмотренных соответствующими федеральными законами  запрещается.

На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий[11], который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Упомянутые отношения регулируются также соответствующим (с учетом требований, изложенных в ст. 76 Конституции Российской Федерации) законодательством субъектов Российской Федерации. Например, в Камчатском Крае вопросы охраны и использования ресурсов животного мира на особо охраняемых природных территориях частично регулируются также и законом Камчатской области от 28 мая 1999 г. № 51
«О животном мире Камчатской области»

Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации (в части особенностей функционирования юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, объектов гражданских прав, материальных и нематериальных благ и их защиты, регулирования сделок, прав собственности и других вещных прав, обязательственного права и отдельных видов обязательств). Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Например, согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений.

 

 

2.2. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях

 

Статья 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» гласит о том что, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность - статья 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов»

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба. Рассмотрим подробнее:

Преступление посягает на отношения в области охраны особо ценных в экологическом плане природных территорий и объектов. Их перечень и правовой режим устанавливается в ряде нормативных актов Российской Федерации.

Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под особую охрану государства, поскольку в принципе охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др.

С объективной стороны преступление выражается в нарушении действием или бездействием режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, повлекшем причинение значительного ущерба.

Нарушение режима может состоять в проведении работ, уничтожении или повреждении природных объектов, незаконном пользовании природными ресурсами, загрязнении и ином негативном воздействии, несанкционированном посещении и создании фактора беспокойства птиц и зверей и т.д.

  Вопрос о признании ущерба значительным зависит от конкретных обстоятельств и решается при рассмотрении дела с учетом: категории особо охраняемых территорий и объектов; их экономической и социальной (исторической, культурной, научной, медицинской и т.д.) значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам.

Между нарушением режима, допущенным виновным, и последствиями необходимо установить причинную связь.

С субъективной стороны преступление характеризуется умыслом или неосторожностью.

Ответственность по данной статье несут физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Если нарушение режима особо охраняемой территории выразилось в совершении на территории заповедника или заказника загрязнения вод (ст. 250 УК), незаконной добычи водных животных и растений (ст. 256 УК), незаконной охоты (ст. 258 УК) и других преступлений, где заповедники и заказники как место преступления предусмотрены в качестве обязательного признака состава, квалифицировать содеянное следует по этим статьям. Однако, если такие деяния повлекли причинение существенного ущерба заповеднику или заказнику как целостной экосистеме, содеянное, на наш взгляд, необходимо квалифицировать также и по ст. 262 УК по совокупности. Аналогичная квалификация содеянного будет и в том случае, если какое-либо иное экологическое преступление сопряжено с нарушением режима особо охраняемых территорий, но эти территории не предусмотрены в его составе в качестве обязательного признака, например, при загрязнении атмосферы (ст. 251 УК), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК), уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК).

При наличии выше рассмотренного состава предусматривается наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Административная ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях устанавливается ст. 8.39. «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях».

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.[12]

Таким образом, по сравнению с п. 1 ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»:

— максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо — нарушителя законодательства об особо охраняемых природных территорий, уменьшен вдвое;

— минимальный размер штрафа, налагаемого на гражданина, увеличен в пять раз, а на должностное лицо — более чем в три раза;

— установлена административная ответственность юридических лиц.

              Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии же с ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое (в том числе — должностное) лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно ст. 2.8. КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать характер и противоправность своих действий вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Следует отметить, что дела о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, предусмотренных ст. 8.39. КоАП РФ, помимо главных государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и их заместителей (ст. 23.25. КоАП РФ) вправе рассматривать должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29. КоАП РФ), а именно:

1) главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы и его заместители;

2) старшие государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы;

3) государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы;

4) главные государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности и их заместители;

5) старшие государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

6) государственные инспекторы Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности;

7) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы и их заместители;

8) старшие государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы;

9) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы;

10) главные государственные инспекторы по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды, их заместители;

11) государственные инспекторы по охране природы в зоне деятельности соответствующих городских, межрайонных, районных природоохранных структур в составе территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области охраны окружающей среды.

Приведём пример из практики:

02 августа 2008 года автомобиль «Паджеро» государственный регистрационный номер К 493 УЕ, произвел проезд по массиву ольхового стланика, расположенного в кв. 258 выделе 3 Елизовского участкового лесничества КГУ «Елизовское лесничество». Данная территория находит-. ся в безвозмездном пользовании КГУ «Природный парк «Налычево». На основании данного сообще­ния, 6 августа 2008 года было вынесено определение о возбуждении дела об административном пра­вонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого было установлено, что 2 августа 2008 года, за рулем автомобиля «Паджеро» государственный регистрационный номер К 493 УЕ находился Тетерин Сергей Владимирович. 8 августа 2008 года комиссия, при участии за­местителя руководителя КГУ «Елизовское лесничество» Порчук И.Ю. и государственного инспекто­ра КГУ «Природный парк «Налычево» Роменского B.C., произвели перечет поврежденных, в резуль­тате проезда автомобиля «Паджеро» государственный регистрационный номер К 493 УЕ, кустарни­ков. Было установлено, что повреждено не до степени прекращения роста 2 куста кедрового стлани­ка, 15 кустов ольхового стланика и 1 куст рододендрона золотистого. Ущерб государственному лес­ному фонду РФ, в результате данного лесонарушения, причинен в сумме 9 742 рубля.

Информация о работе Нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях